Урок русского языка в 6 классе: «Глагол. Обобщение и систематизация изученного»
Копбергенова Куляим Тюлегеновна учитель русского языка и литературы высшей категории, стаж работы 32 года. ШГ № 17 г. Астана |
Цель:
1) Учащиеся повторят и закрепят полученные знания о морфологических признаках глагола;
2) Учащиеся будут совершенствовать навыки правописания глаголов нормированного употребления в речи;
3) Обогащение словаря учащегося и воспитание культуры речи.
Ход урока
I. Фаза вызова интереса
Рассаживание учащихся по группам.
Психологический настрой на успех.
Учитель читает стихотворение М. Исаковского «Ветер».
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
— Слова какой части речи дают возможность выразить мысли более точно, ярко, образно?
— Правильно, слова эти глаголы.
Назовите их.
II. Реализация целей урока
1. Поиск ответов из собственного опыта — Что вы знаете о глаголе?
Каждый пишет в тетрадях, обсуждают в паре, в группе. Чтение вслух одного учащегося от группы.
2. Составление пробного кластера: на каждом столе лист бумаги: составляется общий кластер.
Спикер группы защищает работу.
2. Практическая часть
Учащиеся меняются местами в группах. Каждая группа получает карточку с заданиями.
Карточка № 1.
Обобщить сведения о глаголах совершенного и несовершенного вида (§ 74, § 75);
1) На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного и совершенного вида?
2) Какие действия они обозначают?
3) Какие времена имеет глагол несовершенного вида? Совершенного вида?
4) Какое будущее время у глаголов несовершенного и совершенного вида?
Учащиеся в тетрадях и на листе ватмана записывают основные признаки
глаголов несовершенного и совершенного вида.
Записывают предложение, обозначают вид глагола:
Из-под тучи вырвался ветер с солнечным светом, и полетели они в лес. Свет открывает, ветер качает, лес шумит.
(М. Пришвин).
Карточка № 2
1) Перечислить 85. Заполнить таблицу
Вписать по три примера, рассказать правило, используя записанные глаголы.
2) Перестроить текст, заменяя утвердительные примеры на отрицательные.
Под горой В горах
Под горой в долинах снег Выше, в горах,
уже растаял, зеленеет снег еще
трава, пестреют цветы, щебечут птицы.
Здесь уже наступила весна.
Карточка № 3
Перечитать § 73, § 80, § 84.
Обобщить сведения о правописании ь в глаголах. Представить в виде схемы 2) Отредактируйте текст. Глагол говорится заменять близкими по значению (повествуется, рассказывается, сообщается). Объясните правописание глаголов.
В произведении А. Пушкина «Дубровский» говорится о жизни крепостной России начала XIX веке. В статье «Ищите Атлантиду» говорится об интересных открытиях подводной археологии. В заметке «Молодцы!» говорится о первенстве 11-й школы по волейболу.
Спикеры от каждой группы предоставляют выполненные задания у доски.
Рефлексия
1) Составляется пятистишие о глаголе.
Глагол.
Изумительный, богатый.
Удивляет, действует, заставляет думать
Наша речь немыслима без глагола.
Инфинитив.
2) Заполняется индивидуальная карта
Мое мнение об уроке | Мое настроение |
3. Оценивание учащихся
4.Домашнее задание
- 9870 просмотров