Урок в 11 классе «Взгляды и традиции казахского народа по охране природы»
Файль Галина Ивановна
учитель биологии ГУ «средняя общеобразовательная
11 класс ЕМ
Тема: Взгляды и традиции казахского народа по охране природы
Задачи:
- Убедить учеников, что человек является дериватом (производным) природы. Для чего следует объяснить необходимость рационального использования и защиты окружающей природной среды, применения экологических знаний.
- Раскрыть особенности и содержание национальных традиций в охране природы.
- Способствовать изучению культуры казахского народа, формированию экологической образованности и культуры учащихся.
Оборудование: картины, рисунки природы Казахстана.
Тип урока: Этноэкологический
Межпредметная связь: история, литература, биология, география.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Проверка пройденного материала: Экологический диктант
- Экология — это….
- Экологическая этика —…
- Ноосфера….
- Живое вещество — ….
- Экологическая грамотность — ….
- Экологическое мышление — …
- Социальная экология — ….
- Биосфера — …
- Факультет
«география —экология» впервые был открыт в……
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя
Каждая нация и народность имеет свои традиции в использовании природы, сформированные веками. Эти традиции передаются с молоком матери из поколения в поколение. Традиции по охране природы являются в основном следствием связи данного народа c природной средой.
Необходимость сохранности окружающей среды, ее защиты должна проникнуть в национальное самосознание.
Содержание национальных традиций формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности. Традиция казахского народа вести кочевой образ жизни способствовала лучшему пониманию явлений природы, помогала чувствовать их, учила сосуществовать, приспосабливаясь к ним. A также религия, поклонение луне, ночи, воде, горам и огню способствовали пpобуждению y человека чувства понимания могущественности природы, формировали национальное самосознание.
Как и y других народностей, в традициях казахского народа придавалось важное значение особым природным явлениям, заповедникам и целебным источникам, природным памятникам,
Человек, осваивая природные богатства для удовлетворения своих материальных благ, стал понимать и ценить их значимость. Стали развиваться традиции создания заповедных зон, защита птиц и зверей, сохранение лесного богатства. Например, в России царь Петр I издал закон об охране леса и содержащихся в нем птиц и зверей.
В историческом сообществе человечества возникли благородные традиции. Относясь c уважением к творению пpиpоды, возносить ее, строить дворцы стало традицией. Например, в Китае, Индии, Египте, Греции и в других странах построены дворцы, символизирующие гармонию творения природы и человека.
B Казахстане есть много природных исторических памятников. Каменные статуи в Кокшетау, горы Заилийского Алатау и Алтая, возвышенности Устюрта, Мангистау и Улытау. Немало их и на просторах Бетпакдалы. Как итог поиска райского места предком народа Асаном Кайгы земля, превращенная в легенду, c гордостью называется землей Казахстана.
Групповая работа учащихся
Класс делится на 4 группы, каждая из них получает текст и задание.
1 группа.
Мухтар Ауэзов «Возвращение»
…..Он ударил коня, поскакал вперёд и до самой лощины (овраг с пологими склонами) Есембая ни разу не оглянулся назад.
Караульная сопка, Тайное ущелье — все эти места знакомы Абаю не хуже, чем родной аул. Два раза в год весной и осенью — аул Кунанбая прикочёвывает сюда и надолго здесь располагается. Каждое ущелье, овраг, лощина, места, где привязывают жеребят или ставят юрты, овечьи пастбища на возвышенности — всё это знакомо и мило Абаю. B прошлом году, когда он отправлялся в город учиться, ему пришлось выехать как раз отсюда, из Есембая. И всё кажется ему здесь родным, всё дышит непередаваемой теплотой. Недавно ещё он веселился здесь, бегая c мальчишками наперегонки, устраивая скачки на
Мирные жёлтые сопки, зелёные луга, необъятный простор серебристого ковыля, подёрнутый вдали дрожащей дымкой. С нежностью и волнением смотрит Абай на
Сочная тучная степь вся колышется от этого ветерка, и волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это — бескрайнее море, сказочное море… Абай не может оторвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог, он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал: " Я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты кажешься страшной — только не мне! Родная моя, милая степь!..»
И мальчик скачет вперёд, чуть видный среди
К закату путники подъехали к аулу Кунанбая на Кольгайнаре, где жила и родная мать Абая — Улжан. Кольгайнар славился своим прозрачным родником. Возле юрт самого Кунанбая теснились юрты его родных. Дыхание жизни оживляло вечернюю степь. Лай собак, окрики пастухов, блеяние овец и ягнят, топот коней, скачущих на водопой и поднимающих золотистую дымку пыли ржание жеребят, только что спущенных c привязи и мечущихся по степи в поисках маток… Дым, поднимающийся от костров к прозрачному вечернему небу, висит над юртами сплошной
Задание
- Охарактеризуйте образ жизни казахского народа, процессы ведения хозяйства, выращивания скота и другие виды деятельности.
- Расскажите о сезонном использовании природных пастбищ, упомянутых в тексте.
- Как вы думаете, почему Абай так спешил домой? Найдите в тексте слова, которые говорят o чувствах к родному краю.
2 группа.
Сакен Сейфуллин
«Кокшетау»
- Как нарядный и стройный девичий стан,
Погруженная в синий прозрачный туман,
Кокшетау стоит — Голубая гора —
На границе твоей, Казахстан
- Любят ветры степные её навешать,
Любят тёплые зори её обнимать,
Караваны лучистых степных облаков
Вечерами слетаются к ней ночевать…
Как прозрачный янтарь1 в драгоценном кесё,
Спят озёра долин в первозданной красе,
Ароматами трав воздух там напоён —
Подышав, навсегда будешь им опьянён…
Задание
- C каким чувством описал поэт родной край?
- Какие сравнения нашёл поэт, чтобы описать красоту родного края?
- Опиши Кокшетау.
- Каково географическое положение, какова природа данного региона?
- Как используют люди земли Северного Казахстана? Что происходило в
50 —ые годы в Северном Казахстане?
3 группа.
«Гора Бура»
Казахская легенда
Бурабай — край удивительных песен и легенд. Именно этой земле сказано: «лучше один раз увидеть, чем сто раз у слышать»
Природа создала здесь волшебный мир красок и звуков. Одна легенда рассказывает, что много лет назад здесь жил двугорбый верблюд, белый, как снег. Был он мирным, спокойно пасся у подножья Кокшетау — Синих гор. Но если случалась беда — джут или война — верблюд преображался. Стремительно взлетал он на вершину горы. От его рева содрогались скалы, замирала степь. Люди слышали призыв и собирались вместе, отводили беду от родной земли.
Народ любил белого верблюда. Но однажды встретил верблюда жестокий хан и пустил в него стрелу. Упал верблюд, застонал от боли и пополз к озеру глотнуть — живительной влаги. Но сил не хватило. Превратился верблюд в камень, стал горой.
C тек пор гора и носит название Бура, что в переводе с казахского означает «верблюд».
Задание.
- О каком природном памятнике идет речь?
- Что такое джут?
- Какую роль в экологическом воспитании и образовании играют легенды?
- Какие легенды нашего края вы знаете? Назовите названия гор, рек, озер нашего края.
4 группа. С. Мауленов
«О степь моя!»
- Дастархан у нас, как степь, широк,
Горы высоки и величавы.
Сколь гостеприимен мой народ,
Каждым, кто бывал здесь,
Отмечалось.
Родина,
Любимая земля,
Кланяюсь степям твоим, долинам!
Я бы нежно обнял всю тебя,
Если б великаном стал былинным.
Блеск вершин, безбрежие озёр,
Буйство белых речек;
И без края.
Без конца, куда ни бросишь взор,
Степь лежит —
То мать моя вторая.
Обнимает Каспий и Алтай
Степь моя, великая по праву.
Носятся ветра из края в край.
По земле
Её разносят славу.
Если бы я мог тебя обнять,
Как батыр,
О степь моя! О мать!
Задание.
- Опишите природу Казахстана. Какие природные зоны описаны в стихотворении?
- Какие черты, особенности казахского народа сравниваются с природой? Откладывают ли отпечаток природные условия на характерные черты народа?
Конкурс пословиц и поговорок.
Большую роль в воспитании любви к природе казахи придавали пословицам и поговоркам. По очереди каждая группа говорит пословицу или поговорку. Все остальные анализируют, обращая внимание на экологические понятия.
- Дикие животные едины с природой.
- Где много водорослей, там много рыбы.
- Летучая мышь не любит света.
- Пчела садится на цветок, а журавль на воду.
- Аист прилетел, лето наступило.
- Дрофа любит пустыню, гуси, утки — озеро.
- Земля — мать, дитя — народ.
- Земля богата, народ богат.
- Земля щедра, если умеешь ухаживать.
- В неплодородной земле не бывает достатка.
Заключение
С древних времен казахи уделяли большое внимание охране природы. Образ жизни казахского народа был связан с природой. Природа — среда обитания и существования человека. Человек — часть природы. Он должен служить природе, защищать ее, любить и только тогда это будет взаимно!
- Земля моя!
В зеленом летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
Домашнее задание
§ 36. Составить экологический рассказ о применении системы сезонного использования природных пастбищ. (зимовка, весенние пастбища, жайлау, осенние пастбища)
Источник: Школа
- 25809 просмотров