Военно-патриотическое воспитание учащихся на уроках НВП и во внеурочное время (обобщение педагогического опыта)
Макин Бауржан Калиевич преподаватель организатор НВП КГУ «Черкасская средняя школа». Аккайынский район Северо-Казахстанская область |
Всё может родная земля: может накормить своим хлебом,
напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить себя она не может.
Защита родной земли — дело тех, кто ест хлеб,
пьёт воду, любуется её красотой.
В школе одним из обязательных предметов является начальная военная подготовка, которая должна быть стержнем комплексного воспитания учащихся. Этот предмет обязан выработать силу, волю, сдержанность, сообразительность, дисциплину и самое главное патриотов, любящих своё Отечество.
Это отмечено в стратегии Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Казахстан — 2030» первым приоритетом «Национальной безопасности», а также в патриотическом акте «Мәңгілік Ел» и национальной идее «Рухани жаңғыру».
Работая в данной школе 23 года, я использую методику преподавания НВП передовых учителей. Новые методические разработки, которые применяю на уроках НВП и на внеклассных мероприятиях, я беру из публикаций Казахстанского журнала «Начальная военная подготовка», методических пособий и материалов, помещённых в интернете. Во всех формах и методах обучения, которые я приме¬няю на уроках, большое место уделяется воспитательной работе. Она необходима не только на уроках НВП, но и во внеурочное время на внеклассных мероприятиях.
Тема по самообразованию, над которой я работаю и применяю — «Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках НВП и во внеурочной деятельности».
В основу этой работы включены:
1. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся на уроках НВП.
2. Пропаганда идей патриотизма во внеклассной работе.
3. Связь уроков НВП с другими предметами.
Военно-патриотическое воспитание одна из важнейших сторон целенаправленного формирования у учащихся высоких морально- психологических, нравственных, боевых и физических качеств, процесс овладения учащимися военно-технических навыков и знаний, основ медицинских знаний, необходимых для будущего защитника Отечества.
Обеспечение единства морально- психологической, нравственной, военно-технической и физической подготовки — это:
1. Активное включение в военно-патриотическую работу всех членов педагогического коллектива в повседневной деятельности.
2. Установление и поддержание межпредметных связей в интересах военно-патриотического воспитания школьников.
3. Обеспечение согласованности учебной, внеклассной, военно-патриотической и оборонно-массовой работы.
В качестве общей целевой установки военно-патриоти¬ческого воспитания выступает идеал современного защит¬ника Отечества, обладающий следующими качествами:
1. Морально-нравственные качества: ответственность за судьбу страны, готовность к её защите, активная жиз¬ненная позиция, верность воинскому долгу, ненависть ко всем формам агрессии и другие.
2. Психологические качества: хорошая память, наход¬чивость, внимание, изобретательность, сообразительность, ответственность и творческий подход к порученному делу, высокая дисциплинированность, инициативность и т. п.
3. Боевые качества: хорошее знание военного дела, овладение способами выполнения боевых задач.
4. Физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость и т. п.
Основные направления военно-патриотической работы.
Основные направления военно-патриотичечкой работы взятые мною за основу это:
1. Летние военно-полевые сборы.
Этот раздел включает в себя, подготовку юношей к прохождению военно-полевых сборов. Здесь я требую выполнения нормативов по физической, строевой, огневой и тактической подготовке.
2. Профориентационная работа.
По этому разделу оформлены стенды: «Офицер — профессия героическая»; «Вооружённые Силы на страже Родины»; папки, буклеты. В целях агитации для поступления в высшие военно-учебные заведения, проводятся встречи со служащими районного отдела по делам обороны и офицерами проходящими службу в ВС РК.
3. Военно-патриотическая игра «Жас Улан».
По этому разделу ежегодно проводятся различные военно-спортивные игры: «Алау», «Батыр», конкурсы, эстафеты и т. п. На такие мероприятия обя¬зательно приглашаются представители районного отдела по делам обороны, ветераны, труженики тыла, гости.
4. Спортивно-оздоровительная работа.
В течении всего года проводятся следующие меро¬приятия: «День здоровья», «Осенний кросс», сдача президентских нормативов, весёлые старты среди начального и среднего звена, соревнования по игровым видам спорта.
Проводятся конкурсы рисунков, рефератов, беседы на классных часах, лекции на темы: «За здоровый образ жизни», «Нет курению», «Осторожно СПИД», «Остерегайся гриппа» и многие другие. Здесь отслеживается работа военного руководителя с медицинским работником школы и учителем физической культуры.
5. Внеклассные мероприятия.
По данному разделу проводятся следующие мероприятия:
1. Оформлены стенды: «Офицер — профессия герои¬ческая», «Военно-учебные заведения МО РК и РФ
2. Совместно с учителем истории и классными руково¬дителями проводятся уроки мужества, посвящённые ВОВ, войне в Афганистане.
3. Проводятся встречи с работниками тыла, ветеранами труда и войны в Афганистане.
4. Проводятся экскурсии в краеведческий музей школы.
5. Ежегодно, 7 мая, с учащимися 5-11 классов прово¬дится смотр песни и строя, посвящённого Дню защитника Отечества.
6. Ежегодно, согласно общешкольного плана по военно-патриотическому воспитанию с 9 апреля по 9 мая в школе проводится месячник «Патриот», в котором задействованы учащиеся и педагогический коллектив всей школы.
7. Благоустройство и озеленение памятника и мемориала павшим воинам в Великой Отечественной войне.
8. Уход за могилами ветеранов войны и воина-афганца Фатеева В. В.
9. Стало традицией ежегодно 9 мая на площади возле памятника воинам ВОВ проводить Вахту Памяти:
• Выставление почётного караула (со сменой караула через каждые полчаса);
• Театрализованные представления на военную тематику;
• Военно-спортивные представления.
10. Мероприятия по линии Гражданской обороны:
• Ежегодное проведение Дня ГО;
• Занятия по изучению первичных средств пожароту¬шения;
• Тренировки по эвакуации из здания школы в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
• Проведение инструктажей по пожарной безопасности среди учащихся, учителей и техперсонала;
• Проводятся мероприятия по устранению возможного возникновения очагов пожара;
• На классных часах и на внеклассных мероприятиях проводятся беседы и лекции по темам: «Осторожно, голо¬лёд», «Весенний паводок», «Осторожно с огнём» и др., по этим темам ребятами пишутся рефераты, проводятся конкурсы плакатов и рисунков.
6. Участие в районных и областных мероприятиях.
Учащиеся школы принимают активное участие как во внутришкольных, так и в районных и областных мероприятиях. Так в 2015 году учащиеся 10 класса Гончаренко Максим, Жоламанова Эльнура, Пашаева Лейла приняли участие в областной олимпиаде, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и получили сертификаты участников. Также в 2016 году сертификатом участника была награждена ученица 10 класса Захарчук Валерия за участие в областном конкурсе творческих работ, посвященный 75-летию формирования Кингиссепской ордена Кутузова 314-й Стрелковой дивизии и 80-летию образования Северо-Казахстанской области. Команда нашей школы является постоянным участни¬ком районных соревнований по военно-прикладным видам спорта и стрельбе из пневматической винтовки. На этих соревнованиях учащиеся нашей школы неоднократно занимали призовые места и были награждены дипломами и грамотами, как в командном первенстве, так и в личном:
2016 год — второе общекомандное место по стрельбе из пневматической винтовки, посвященных 25-летию Независимости Республики Казахстан.
2011 г. — 3 общекомандное место в военно-спортивном многоборье «Алау», 2 — место по строевой подготовке, 3 — место по ГО.
2010 г. — 3 — общекомандное место по стрельбе в программе первой районной спартакиады школьников «Жас урпак», 2 — место по строевой подготовке в программе районных соревнований «Батыр».
2009 г. — 3 — общекомандное место по пулевой стрельбе, 3 — общекомандное место в военно-спортивном многоборье «Батыр», 2 — место по медико-санитарной подготовке, 2 — место по строевой подготовке, 3 — место по ГО, 3 — место по стрельбе.
2008 г. — 3 — общекомандное место в военно-спортивном многоборье «Батыр», 2 — общекомандное место в районных соревнованиях, посвященных Дню воина-десантника..
2007г. — 3 — общекомандное место в районном первенстве по пулевой стрельбе.
7. Совершенствование материально-технической базы по НВП.
С введением НВП в 1997 году в школе создана и постоянно совершенствуется учебно-материальная база по НВП. В нее входят: кабинет НВП, комната хранения имущества по НВП, площадка для занятий по строевой подготовке, место для изучения обязанностей часового, место для изучения обязанностей дневального, макет местности по тактической подготовке, спортивная площадка, районным ОДО выданы противогазы и ОЗК, ДП-5 и ВПХР, районным отделом образования был приобретен учебный макет автомата Калашникова, силами учащихся старших классов изготовлены макеты автоматов, приобретены пневматическая винтовка, комплекты плакатов по НВП, учебно-наглядные пособия, видеоматериалы и другое. Планируется: приобрести учебный макет автомата Калашникова, пневматическую винтовку, спортивные снаряды.
8. Задачи на будущее.
В целях усовершенствования своей работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся планирую в следующем учебном году организовать и вести работу военно-спортивного клуба. На данный момент ведётся работа по созданию материальной базы для клуба.
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своём выступлении на втором съезде работников образования и науки РК указывал: «... воспитывать не просто будущее поколение, а поколение патриотов, духовно и физически образованных граждан, осознающих важность общечеловеческих ценностей. ... прививать любовь к Родине, к родной земле, к своему народу — важнейшая ответственейшая и благородная миссия УЧИТЕЛЯ».
Библиография
1. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на 2006-2011 г.
2. Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 г.
3. Программа развития «Казахстан-2030».
4. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического
воспитания в школе. Воспитание школьников. № 6, 2006 г.
5. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе.- М.2002.
6. Валиев И. И. Патриотическое самовоспитание учащихся.- Уфа. 1991.
7. Прохорова О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации пректов гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи. Воспитание школьников.№ 3, 2006г.
8. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия. Воспитание школьников. № 5, 2007 г.
- 19469 просмотров