Урок музыки для 3 класса «Сказка в музыке Э. Грига»
Сытник Ольга Алексеевна учитель музыки II категории КГУ средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания № 8 г. Петропавловск СКО |
Цель: Проследить путь развития музыки в симфонической сюите Э. Грига «Пер Гюнт».
Задачи: Воспитывать интерес к музыке. Уметь понимать образное содержание, определять темп и характер мелодии. Обогащать музыкальные впечатления. Воспитывать нравственно-эстетические чувства.
Музыкальное приветствие, распевка.
Сегодня на уроке мы вновь совершим удивительные приключения в волшебный мир музыки. Познакомимся с симфонической сюитой «Пер Гюнт» и проследим с вами путь развития музыки в этом произведении. Эту сюиту сочинил Э. Григ — великий норвежский композитор.
Норвежский композитор Эдвард Григ родился 15 июля 1843 года в городе Бергене. С 6 лет начались серьезные занятия музыкой. Первой учительницей маленького Эдварда была его мать, Гезина Григ, прекрасная пианистка. По совету скрипача Уле Булля в 14 лет Эдвард стал студентом Лейпцигской консерватории. Через 4 года консерватория была успешно закончена. Получив диплом композитора и пианиста, Григ вернулся на родину. Отныне его творчество, его деятельность, вся его жизнь отдана норвежскому искусству. Григ много путешествует по Скандинавии, бродит по горам, вслушиваясь в наигрыши пастухов, любит бывать на деревенских праздниках. Там он слышит и записывает много танцев, волынных и песенных мелодий. Позднее эти мелодии по-новому зазвучат в его сочинениях.
Григ много работает. Один за одним появляются концерты для фортепиано с оркестром, сборники небольших пьес под названием «Норвежские границы», «Лирические пьесы». Композитор пишет романсы на стихи Ибсена, Андерсена. С каждым годом растет популярность Грига. Последние годы жизни Григ провел в местечке Тролльхауген, что означает «Холм троллей». Об этом периоде жизни композитор Паустовский написал поэтический рассказ.
«Корзина с еловыми шишками»
«Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши и их грибным воздухом, и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туманы, и от обилия влаги постоянно разрастается мох. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы...» — так начинается рассказ Паустовского.
«Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку — дочь лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки. Как тебя зовут, девочка? — спросил Григ. Дагни Педерсен, — в полголоса ответила девочка. Вот беда, — сказал Григ — мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. Но я подарю тебе одну интересную вещь. Только не сейчас, а лет через десять. Григ помог девочке донести тяжелую корзину, и когда среди деревьев показался дом лесника, сказал: — Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией как у тебя. Как зовут твоего отца? Хачерун, — ответила Дагни и спросила: — Разве вы не зайдете к нам? Спасибо, сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!
Я напишу музыку — решил Григ — на заглавном месте я прикажу напечатать. Дагни Педерсен — дочери лесника Хачеруна Педерсена», когда ей исполнится восемнадцать лет.
Прошло много лет, Дагни выросла и превратилась в прекрасную девушку. Однажды она была на концерте со своими друзьями. В какой-то момент ей почудилось, что худой мужчина во фраке объявлявший программу концерта назвал её имя.
— Это ты меня звал, Нильс? — спросила Дагни. И вдруг увидела, что друзья смотрят на нее не то с ужасом, не то с восхищением. И тут она услышала, что человек во фраке сказал:
— Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хогеруна Педерсена — Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось 18 лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступившие к ее горлу слезы, но это не помогало.
Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов откликаются струны.
Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! Так значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дома корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через 10 лет!
Э. Григ родился в Норвегии. Величественна и сурова Норвегия. Это страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов (фиордов). Норвежцы смелый и сильный народ, их предками были отважные Викинги. Норвежцы не боятся тяжелого труда и очень любят веселье, музыку и танцы.
В природе Норвегии чувствуется что-то мистическое, не реальное, и наверное поэтому народ сочинил много сказок, преданий, поверий. В горах и лесах будто бы живут сказочные существа: гномы, тролли, кобальды и эльфы.
Холодные, мрачные, приглушенные краски создают впечатление неприступности и напряжения. И такими же мрачными и холодными тонами композитор передает настроение в музыке сюиты.
Э. Григ, вдохновленный образами драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт» написал к ней музыку сюитного характера. Сюита — музыкальное произведение состоит из нескольких частей, части контрастны между собой, но объединены единым содержанием.
Герой драмы — крестьянский юноша Пер покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия ранним утром.
Слушаем пьесу «Утро».
— Какую картину рисует нам музыка?
— Что вы увидели?
Картина Э. Мунка «Рассвет». Это поэтический пейзаж...
Красоту родной Норвегии воспел в своих картинах известный норвежский художник начала 20 века Эдвард Мунк. Он создал много картин и одна из них называется «Рассвет». Обратите внимание на иллюстрацию. Тихо плещутся воды залива. Природа еще спит. Но вдруг бледное небо порозовело и запылало! Из-за горизонта медленно поднимается солнце. Его чистые и легкие лучи освещают все вокруг. Величественная буря красок взбунтовалась, немая и прекрасная, отражаясь разноцветными переливами в водах залива. Это великолепие длилось совсем недолго.
Наступило утро.
Исполняется вторично показывая руками восход солнца (со словами)
Путешествия Пера продолжаются он наслаждается жизнью, легкомысленно забыв о больной матери и любимой девушке, покинутой им. На своем пути, идя через пустыню, он встречает сказочную девушку — Анитру, которая пытается заманить его в свои сети.
Слушаем танец Анитры
— Какая музыка по характеру?
— Какими красками пользуются художники для изображения образа Анитры?
Возвращаясь домой через 40 лет из долгого странствия, Пер попадает в пещеру — Царство Горного короля, который расслышав о непорядочности юноши по отношению к своим близким, решает его наказать — женить его на своей уродливой дочери.
В пещере Горного короля в тронном зале собираются придворные Горного короля, тролли, гномы, кобальды, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером.
Слушаем пьесу «В пещере Горного короля».
— Какими музыкальными средствами раскрывает композитор эту пьесу?
— Было ли развитие?
— Картина звучит?
— Горный король добрый или злой?
Послушаем еще раз более осмысленно.
— Что вы услышали в конце пьесы?
Пер Гюнт, терзаемый угрызениями совести, возвращается в свой родной край. И, о — горе!
Его старая и больная мать уже умерла, так и не увидев сына. Слишком поздно пришло раскаяние. И только верная Сольвейг ждавшая и любившая его все эти годы, согревает душу надеждой на прощение.
Слушаем песню Сольвейг.
— Чем проникнута музыка?
— Меняется ли характер музыки?
— Из скольки частей состоит песня Сольвейг?
— 1 ч. 2 фразы — что вы услышали? Да, в 1 части светлая печаль в миноре, и нежная радость в мажоре.
— А если бы не было 2 части? 2 часть подает надежду и она оправдывается.
Исполнение учащимися песни Сольвейг.
Вывод: Художник может изобразить человека смеющегося или плачущего, но изобразить на одной картине развитие чувств, от печали до радости может только композитор. И сегодня мы увидели и услышали развитие чувств человека, переход от одного чувства к другому.
Д/з. Изобразить на один из самых полюбившихся фрагментов симфонической сютиы «Пер Гюнт» рисунок.
Оценки.
Использованные источники:
httpss://www. pravmir. ru/stat-content/sc_printer_195.html
httpss://www. peoples. ru/art/music/composer/grieg/
- 13939 просмотров