Теория для практиков
Становление и развитие института президенства как субъекта модернизации политической системы
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, г. Кокшетау,
Преподаватель специальных дисциплин Колледжа экономики и юриспруденции
Аннотация
В данной статье дается краткая характеристика этапов развития института президентсва в Республике Казахстан. Охвачены все этапы эволюции, начиная с формирования новой политической системы в Казахстане,
Современный Казахстан является стабильным, безопасным и устойчивым государством с высокими темпами экономического и социального развития. Формирование новой политической системы в Казахстане, как и в других бывших советских республиках началось с момента создания суверенной государственности еще в период существования ССР [1].
С принятием 20 ноября 1990 года Закона Казахской ССР «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнении в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» были объединены высшие органы исполнительной власти в стране, Президент сосредоточил в своих руках высшую исполнительную и распорядительную власть. На главу государства возлагалось руководство деятельностью Кабинета Министров, созданного вместо Правительства Казахской ССР.
В связи с необходимостью улучшения работы органов государственного управления в Аппарате Президента и Кабинета Министров Казахстана началась работа по внедрению принципиально новых подходов к реализации поставленных задач и преодолению недостатков. Новым законом были учреждены посты
Принятый 16 декабря 1991 года, по инициативе Президента
Успешное реформирование органов высшей исполнительной власти по горизонтали способствовало и совершенствованию органов исполнительной власти по вертикали. Так, Законом Казахской ССР от 13 января 1992 года «О внесении на переходный период изменений и дополнений в Закон Казахской ССР „О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР“» был учрежден пост главы местной администрации с назначением на эту должность в порядке подчинения подотчетных Президенту и подконтрольных соответствующим Советам народных депутатов глав местных администраций. Не менее важным актом явился и Указ Президента Казахской ССР от 7 февраля 1992 года «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления Республики Казахстан в условиях экономической реформы», которым была закреплена система ис¬полнительных и распорядительных органов государства.
Новый этап в развитии политической системы независимого Казахстана связан с принятием Конституции Республики Казахстан 1993 года. Основной Закон Казахстана демонстрирует, прежде всего, усиление исполнительной власти, возглавляемой президентом, что нашло свое отражение, главным образом, в положении об ответственности Правительства перед Президентом. Вместе с тем, сохранена ответственность правительства перед Верховным Советом по вопросам исполнения законов.
В 1995 году была принята новая Конституция страны, а на всенародном референдуме были продлены полномочия Президента
Конституционный статус Президента Республики Казахстан, определенный действующей Конституцией, состоит из трех важных составляющих:
Особое решение через институт президентства получает проблема межэтнических отношений, ставшая серьезной проблемой для многих развитых демократий, а в Казахстане нашедшая подлинно демократическое разрешение. Создание Ассамблеи народов Казахстана придало национальной политике государства высокий институциональный уровень, позволивший эффективно разрешать этнические проблемы без излишней их политизации. Лично возглавив данный орган, президент тем самым обозначил свою роль гаранта эффективности политики межнационального согласия.
Таким образом, период максимального развития президентской формы правления в Казахстане в наибольшей мере способствовал эволюции института президентства. Важно отметить и такие судьбоносные события как принятие в 1995 году, и законодательная реформа в последующие годы [3].
Во многом современный уровень законодательного, административного, судебного, исполнительного, символического значение президента, верховенство его политического, государственного положения над другими ветвями власти имеет началом 1995 года.
Современный этап эволюции президентской формы правления можно охарактеризовать как очередной шаг демократизации политической и государственной системы [4].
Основным факторами, которые позволили выделить данный период как очередной этап эволюции президентской формы правления, является конституционные изменения 2007 года. Так, 16 мая 2007 года в институт президентства были внесены следующие изменения: срок президентского правления сокращен с 7 до 5 лет; Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет; норма о том, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан; на период осуществления своих полномочий Президент республики не приостанавливает свою деятельность в политической партии как это было до внесения изменений; Президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру
Таким образом, 2007 год стал очередным этапом развития института президентства. Несмотря на что, некоторые функции палат Парламента увеличены и расширены, сложно говорить о появлении в стране нового парламентского режима. Можно подтвердить, весь ход исторического развития государственности РК показывает, что происходит и последовательная политика и процесс усиления роли института президентства.
Литература:
- Кысымбеков М.Б. «Становление и развитие института Президентства в Республике Казахстан» автореферат Алматы 2000 г. 45 с.
- Лазарев В. «Изменения в правовом статусе Президента СССР»: Советское государство и право № 8 1996 г. 32–44 с.
- Ибраев Н.С «Институт главы государства Республики Казахстан»: автореферат Алматы 2001 г. 25 с.
- Габжалилов А.Х. Современные тенденции эволюции президентской формы правления в Казахстане. Казахстан Спектр. Научный журнал. 2008/4. с.32
- Кадыржанов Р.К., Нысанбаев А.Н. институт президентства как субъект модернизации и консолидации современного казахстанского общества. Казахстан Спектр 2007/3. с.22.
Журнал «Мастер класса» № 1 2011
Источник: СК ИПК ППК
- 9791 просмотр