9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Первое сентября — День знаний

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Кивлева Наталия Васильевна, преподаватель физики

Цель урока: поговорить с учащимися о понятии «знание», подчеркнуть важность физики в системе наук.

Оборудование на первом уроке можно использовать любое, увязывая его с физической стороной картины.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы.

Ход урока

Общие рекомендации: первый урок можно построить в виде лекции, из которой ребята могли бы услышать о понятие «знание» с точки зрения учителя и, по окончании лекции, высказать свои соображения на эту тему.

І. Лекция учителя.

Первое сентября — День знаний

До петровских реформ, Первое сентября, а точнее, Первое вересня было началом нового года в России, которая жила тогда по древнерусскому календарю от «сотворения мира». По этому календарю сегодня, в 2008 году, в России идёт 7516 год, т. к. указом от 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» предписывалось считать 1 января — 1700 года от «Рождества Чристова». Это был первый официальный шаг России на пути к глобализации.

Ещё два века назад к природе не относился путь исторического её развития. Землю и живые существа принимали такими, какие они есть и окружали их мифами. По Гегелю, например, природа не способна к развитию во времени, она может лишь развёртывать своё многообразие в пространстве, и, таким образом, осуждена на вечное повторение одних и тех же процессов.

И эту бессмыслицу развития в пространстве, но не во времени, — которое является основным условием всякого развития — Гегель навязывает природе как раз в то время, когда уже достаточно были разработаны и геология, и эмбриология, и физиология растений и животных, и органическая химия, т. е. очень энергично развивается наука.

Сочинялись различные мифы создания земли и жизни, которым верили люди: «религиозный миф создания земли и жизни за семь дней», миф о земле, покоящейся на трёх китах, или — на слонах и т. д. Согласно преданиям и сохранившимся письменным источникам, идея о том, что Земля есть шар, но не плоский диск или цилиндр, а окружающее её пространство сферично, зародилось только в конце VІ и в V веке до нашей эры среди натурфилософов знаменитой ионийской школы, основателем которой считается Фалес, и в среде членов тайного ордена пифагорийцев во главе с многомудрым Учителем, наследником и хранителем восходящих к языческим временам знаний, в систематизацию и развитие которых сам он, Пифагор Самосский, сын Мнесарха, и его пытливые последователи Парменид и Филолай внесли выдающийся вклад. Восприятие Земли в виде шара требовало, как справедливо считают историки науки, «могучего математического ума» и «достаточно сложных геометрических познаний».

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В тот же период существовала и религия. Воплощённые в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологическими».

Теперь же мы получаем радость от познания Истины и познания самого себя. Древний человек, усовершенствуя культуру десятками тысячелетий, упрямо боролся за своё светлое будущее. Человек перестал быть ребёнком и несёт на своих плечах почётную ответственность за жизнь, эволюцию, землю и вселенную. В этом ему помогают научные знания, в частности, физика и тесно с ней связанная астрономия, зародившаяся в древнем Египте и Китае. Жрецы наблюдали природу и использовали ложное представление о природе для собственной выгоды. Жрецы создали астрологию — ложное учение о влиянии планет на характер и судьбы людей и народов и о мнимой возможности предсказывать судьбу по расположению светил.

Постепенно в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно-полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук — арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населения и хранились жрецами в большой тайне, передавались из поколения в поколение лишь небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности. В касте жрецов знания передавались от родителей к детям, но существовали и жреческие школы при храмах и в больших городах.

Как известно: «Знание — сила», «Знание — это власть», «Знание — это почва для произрастания культуры». Энциклопедическое определение следующее: «Знание, проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека». С педагогической точки зрения «знание, в широком смысле, есть сведения, полученные, осмысленные и описанные теорией, о том, как воспитывать в новых условиях новые поколения людей».

Знания делают человека в высоком смысле свободным человеком, свободным от предрассудков, от заблуждений, от превратного толкования личного опыта. Знания способны вызвать эмоциональное потрясение: мы каждый день наблюдаем движение Солнца вокруг Земли — и вдруг доказательно узнаём о солнечной системе планет, мы никогда не видели электронов, протонов или нейтронов — и вдруг перед нами стройная модель строения атома.

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного к всё более глубокому и всестороннему знанию. Житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляется предвидение.

В. Г. Белинский говорил, что «нужно учиться из бесцельной любви к знанию, а польза общественная будет и без твоего желания».

«Жизнь и знания единосущны и нераздельны в своих высших нормах», — писал В. С. Соловьёв. По мнению русского философа, наша наличная действительность не имеет сама по себе необходимого признака истины, вот почему именно добывание знания есть предпосылка преображения реальности, изменение её в процессе творческой активности человека.

Очень важно человеку узнать самого себя. Знания о самом себе помогают человеку осознать свои «недостатки» и «достоинства», сознательно работать над собой, приводя в действие механизмы компенсации. Это поможет жить в ладу с собой, сохранить самоуважение и нормально развиваться.

Из века в век у народов складывались две важнейшие, не потерявшие значения на протяжении всей истории ценности: трудолюбие и знание. Они стали своеобразным фундаментом, основой народной педагогики.

У В. П. Сазонова читаем: «Знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге — особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни, это знание — одно из базовых знаний человека, которые он собирает в течение всей своей жизни и, которое способно сделать его жизнь целенаправленной и успешной. Взрослый успешнее ребёнка в первую очередь потому, что взрослый больше знает о себе».

Оглядываясь с высоты ХХΙ века в прошлое и анализируя его можно увидеть, что роль личности в истории велика. Немногие имена дошли до нас из глубины времён. Но вот Аристотеля многие хотели бы записать себе в друзья. И медики, и математики, и физики, и философы считают его своим. Но, самое главное, он был политическим деятелем. А власть политического деятеля — это власть над свободными и равными.

Аристотель — ученик Платона, учитель царя Александра Македонского, создал теорию, основываясь на которой власть церкви продержалась две тысячи лет.

Аристотель выделял понятия «воспитанность и знание». По его суждению, нравственность, хотя и детерминирована знанием, тем не менее, зависит, прежде всего, от доброй воли человека.

А вот Сократ связывал нравственный рост человека с мерой «просветления» сознания (знания), которое он считал врождённым. Отсюда и условие — познать самого себя, проявить себя в поступках: «Заговори, чтобы я тебя увидел, и сделай, чтобы я тебя понял». Это перекликается с определением «знание» в словаре В. И. Даля: «Знание — состояние; знакомство с чем-либо; познание как плод учения, опыта».

Наука многомерна и многоуровнева. Условием дальнейшего плодотворного развития исторической науки является допустимость не только плюрализма мнений о явлениях прошлого, но и многообразия методологических установок и методологических приёмов (в зависимости от интересов и уровня подготовки). Открытие новых законов Эйнштейном и другими великими физиками ХХ века отнюдь не побудило к отказу от изучения законов, открытых Ньютоном. И обучение физики начинается с освоения наследия классической физики (а иногда и сводится к этому, как к более доступному учащимся). Способ овладения знаниями от ранее усвоенного обществом к усвоенному позднее, от более простого к усложнённому — это проверенный веками путь обучения, а также и понимания хода развития научной методики.

В русском языке слово «физика» появилось в ХVШ веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, учёному-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.

Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир. Изучение физики — это, в общем, бесконечный процесс.

В конце ХІХ века английский педагог Герберт Спенсер писал:

«Отдел физики, в котором говорится о законах теплоты, научил нас экономизировать топливо в разных производствах, увеличивать силу плавильных горнов, заменяя холодную тягу горячей, вентилировать копи, с помощью предохранительной лампы избегать взрывов, и посредством термометра регулировать бесчисленное множество других процессов.»

Отдел физики, занимающийся явлениями света, награждает зрением старика и близорукого, помогает открывать с помощью микроскопа болезни и фальсификацию и с помощью усовершенствованных маяков предупреждает кораблекрушения.

Исследования в области электричества и магнетизма привели к изобретению компаса, спасшего бесчисленное множество жизней и несметное число состояний, оказали услугу многим искусствам изобретением гальванопластики, дали, наконец, телеграф, который делает возможным урегулирование всяких торговых и политических сношений.

Наконец и в частной жизни, начиная от усовершенствованной кухонной печи до стереоскопа в гостиной на столе, во всём успехи физики способствуют нашему комфорту и удовольствиям.

Таким образом, всем, кто занимается производством, обменом или распределением продуктов, знакомство с наукой, в том или другом её отделе, приносит фундаментальную пользу.

То, что обычно называется изучением дела, есть, в сущности, знакомство с той наукой, какая в нём заключается, хотя бы мы и не называли её наукой. Отсюда следует, что знакомство с науками имеет очень существенное значение, во-первых, потому, что подготовляет к вышеупомянутой деятельности, и потому ещё, что рациональное знание имеет огромное преимущество над эмпирическим.

Научное образование нужно для человека не для того только, чтобы понимать как и для чего существуют известные предметы и процессы, с которыми сталкивается как производитель или распределитель. Для него нередко бывает гораздо важнее знать, как и для чего существуют разные другие предметы и процессы».

Спустя 150 лет многое из того, о чём писал Г. Спенсер ещё приемлемо и сегодня. И лишь новые открытия позволяют заменить старые приборы. Например, стереоскоп заменить телевизором или видеомагнитофоном, телеграф частично заменить мобильными телефонами и т. д.

Научное знание выступает как нормативно-ценностная система, в педагогике на первый план выступает нормативный характер знания.

Наука всемирна и как знак глобализации науки было утверждение в 1960 году на ХІ Международной генеральной конференции по мерам и весам Международной системы единиц — СИ (Системы Интернациональной). Эта система охватывает все виды измерений в любой отрасли науки и позволяет полностью отказаться от остальных систем и внесистемных единиц.

Огромное количество текстов (биографического, документального, публицистического характера) содержат педагогическую информацию о бывшем однажды, случившемся с конкретным субъектом, т. е. об единичном, иногда случайном. Необходимо ли такое знание? М. С. Каган отвечает на этот вопрос так: «…культура испытывает потребность в знании единичного в такой же мере, как в знании особенного и общего. Оно и понятно — ведь в практике бытия мы всегда имеем дело именно с единичным, и каждый из нас единичен в своём реальном существовании». Значение единичного, случайного в том, что оно не может быть предсказано, выведено на основе детерминистского объяснения.

Человек — существо политическое, он должен ощущать себя в семье и в государстве счастливым. И продолжать достойно строить государство для своих детей.

1 сентября в России начинают работать все учебные заведения, но только школа даёт основу знаний, отталкиваясь от которых можно с удовольствием плавать в океане науки, и будущее в значительной степени формируется в школе.

Для науки как системы знаний высшей ценностью является истина, которая сама по себе нейтральна в морально-этическом плане. Истина покажет правильный путь в жизни.

II. Беседа с учащимися с использованием иллюстраций, наглядных таблиц.

Привлечь учащихся к обсуждению наглядных процессов.

Вывод беседы. Понятие «знание» обширно и многомерно. Любые процессы, происходящие в природе можно объяснить с точки зрения физики. Физика как наука очень тесно связана с другими науками.

Литература:

  1. БСЭ, т.9, с. 555, статья «Знание».
  2. БСЭ, т. 11, с. 198–200, статья «Календарь».
  3. БСЭ, т. 17, с. 327, статья «Наука».
  4. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). М.: изд. «ГРААЛЬ», 2000. — 108 с.
  5. Батурина Г.И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. — М.: «Школьная пресса», 2003. — 144 с.
  6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание/В. И. Даль. — М.: «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 983 с.
  7. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 352 с.
  8. Исторические записки/Отделение ист.- филол. наук РАН. — М.: Наука, 1937. — Вып. 8 (126)/отв. ред. Б. В. Ананьич. — 2005. — 445 с.
  9. Ларичев В.Е. Мудрость змеи: Первобытный человек, Луна и Солнце. — Новосибирск: Наука, 1989. — 272 с.
  10. Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия: Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.-304 с.
  11. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 268 с.
  12. Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 10, 2007 г. Статьи: Безрукова В.С. «О построении педагогического знания», с. 20–25; Щеголев А.А. «Передовой опыт педагогов-практиков», с. 112–116.
  13. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. К учебникам С. В. Громова, Н. А. Родиной (М.: Просвещение); А. В. Перышкина (М.: Дрофа) 7 класс. М.: «ВАКО», 2004. — 240 с.
  14. Роботова А.С. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы. Диссертация. СПБ, 1996.
  15. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе/М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
  16. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое/Пер. с англ. М. А. Лазаревой. — М.: Изд-во УРАО, 2002. — 288 с.
  17. Физика. Справочник школьника. М.: Филологическое общество «Слово», 1995. — 576 с.