Эффективность использования игр в учебно-воспитательном процессе
Бексултанова Л.А.
СКГУ им. М.Козыбаева, in_yaz@mail.ru
Сущность игры как одного из видов деятельности обучающихся в том, что в ней отражаются различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, знания об окружающей действительности. Игра рассматривается как особое отношение личности к окружающему миру. Использование игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы успешно организовать учебные игры, педагог должен обладать развитым творческим воображением, запасом знаний и практических умений в области методики игры.
Теоретические идеи о воспитательном значении игры применительно к детям школьного возраста нашли своё применение, распространение и подтверждение в практике многих педагогов. Вопросу значения игры в воспитании и образовании человека уделялось большое внимание в педагогических трудах выдающихся мыслителей: Песталоцци, Коменского, Ушинского и др. Большое внимание вопросам изучения учебного содержания игр уделял
Игру следует использовать в качестве дополнительного вспомогательного средства, активизирующего познавательную деятельность учащихся, способствующего совершенствованию
Во время учебной игры у школьников проявляются интересы, склонности к сценическому, изобразительному и музыкальному искусству, поэтому можно сказать, что эстетическое значение педагогической игры очень существенно и игра имеет большое влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. Игры создают определённую разрядку умственного труда, снимают напряжение, переключают внимание и снижают утомляемость учащихся. Игровая деятельность привлекательна тем, что в процессе её создаются благоприятные условия для удовлетворения интересов, желаний, творческих устремлений ребят, кроме того, им нравится необычность обстановки в учебном процессе, придающее игре особую занимательность. Поэтому необходимо пользоваться игрой, чтобы развить лучшие черты личности учащегося, выявить его способности, повысить интерес к изучаемой дисциплине.
На всех этапах игровых занятий необходимо квалифицированное руководство педагога. На практике мы убеждаемся в необходимости целенаправленного руководства игровыми действиями учебного характера, так как в учебном процессе используем разные виды игр, поэтому необходим особый подход к руководству различными видами игровых действий, а в целом требуется постоянное внимание со стороны педагогов. Руководящая роль педагогов необходима и при подведении итогов игровой деятельности. Заранее обдумывается план обсуждения итогов игры, где при анализе отмечаются как успехи, так и недостатки игры в целом и отдельных исполнителей. Преподаватель не должен быть доминирующей личностью в ролевой игре. Исследователи ролевой игры считают, что её успех во многом зависит от преподавателя, от его умения организовать и провести игру. Он должен сам верить в эффективность этого вида работы,
Широкие возможности для управления учебным процессом и его оптимизации открывает использование ролевых игр, которые являются важным средством организации парной и групповой работы. Справедливой представляется мысль
Известно, что ролевые игры представляют собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, обязательным элементом ролевой игры является исполнение ролей. В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать беседу, согласиться с мнением или опровергнуть его, задавать вопросы, прервать беседу и так далее. Игры способствуют осознанному освоению иностранного языка, а не его механическому запоминанию, и освоение происходит без особых усилий, усвоенный материал остаётся в памяти надолго. В ролевой игре у играющих создаётся мотив, суть которого состоит в том, чтобы успешно выполнить взятую на себя роль. Таким образом, имитируемая в игре система действий выступает для играющего в качестве цели познания и как всякая цель становится непосредственным содержанием его сознания. Следовательно, ролевая игра способствует повышению интеллектуального направления учащихся в учебном процессе. Создаваемый ролью мотив оказывает влияние и на то, как они это сознают.
Литература:
- Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения.
Алма-Ата , 1985 - Ляпина Г.А. Игра как средство активизации
учебно-воспитательного процесса.Алма-Ата , 1978 - Зимняя И.А. Психологические особенности обучения говорению на иностранном языке. Москва. Просвещение, 1978
Источник: СК ИПК ППК
- 14736 просмотров