Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие креативности учащихся в обучении английскому языку через применение информационно-коммуникативных технологий

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Найманова Д.М.,
методист СК ИПК и ППК

В настоящее время вопрос творчества приобретает новые значения. В связи с развитием детей, развитием общества и государства растут потребности мира и неразделимо растут потребности человечества (в личностях новой формации) в новых формациях. Современное общество требует все больше коммуникабельных и креативных людей, способных продуцировать новые нестандартные идеи. Все это делает актуальной и общественно значимой проблему обеспечения требуемого уровня образования подрастающего поколения.

Развитие креативности учащихся в обучении английскому языку через применение информационно-коммуникативных технологий

Для воспитания креативного подростка необходимо самому быть творческой личностью. Но разве кто-нибудь может признаться в том, что он не креативен. Ведь каждый надеется, что он способен удивить кого-либо. Вопрос в том, кого и чем. Здесь возникает вопрос: что такое творчество? Обратимся к драматургу В. Розову: «Как известно, акт творчества непроизволен, он не покорен даже очень мощному волевому усилию или категорическому повелению… Как ни парадоксально, но художник в момент творческого акта как бы не мыслит, мысль убьет творчество… Как мне кажется, художник мыслит до момента творчества и после него, во время же самого акта творчества рефлексии быть не должно. Сложнее, конечно, дело обстоит с научным творчеством. Но и она — сестра художественному, возможно даже родная. Несколько лет тому назад в одной статье я прочел замечание о том, что первоисточником величайших достижений и открытий во всех сферах культуры, науки, техники и искусства является внезапное и без видимой причины возникающее озарение. Это и есть творчество».

А вот основатель теории ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 — 24.09.1998) — писатель-фантаст, инженер, изобретатель объясняет следующее: «Ученые и изобретатели, рассказывая о своей работе, с поразительным единодушием говорили о внезапном озарении, о невозможности не только управлять творческим процессом, но и понять, что это такое и как это происходит. И хотя о непознаваемости творчества высказывались люди, много сделавшие в науке и технике, я не поверил им, не поверил сразу и безоговорочно. Почему все познаваемо, а творчество непознаваемо? Что это за процесс, которым в отличие от всех других нельзя управлять?.. Многие изобретения опаздывают, это давно известно; изобретатели часто ошибаются, придумывая „ногастые“ паровозы и „рукастые“ швейные машины, и что же, так должно быть всегда?…».

Креативность как способность к творчеству формируется в разных условиях. Важную роль в этом процессе играет учебно-воспитательный процесс. Однако возможности, предоставляемые системой образования для творческой самореализации человека, весьма ограниченны. Несмотря на то, что модернизация образования предполагает ориентацию «не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», стратегический смысл образования XXI века заключается в том, чтобы человек вырос свободным и творческим. Основное внимание в работе учебных заведений, как правило, уделяется трансляции готовых знаний ученику, тем самым школа воспитывает всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом деятеля и творца. Как результат мы наблюдаем, несоответствие традиционных форм и методов образования новым требованиям общества и потребностям учащихся, что приводит к тому, что молодежь не готова реализовывать свои творческие возможности; невостребованным остается творческий потенциал учащихся. Возникает проблема нахождения эффективных путей систематического, сознательного и преднамеренного управления творческой деятельностью. Технологический прогресс постепенно ведет к передаче функций, рутинного мышления машинам, в то время как от человека ожидается проявление мышления продуктивного, творческого.

Одним из путей решения данных проблем является организация учебно-воспитательного процесса с использованием инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Так, например, применение на уроках информационных компьютерных технологий повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность использования компьютера на уроках, а проект — это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для детей творчески продуманной форме. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.

В настоящее время учащиеся используют возможности мультимедийных кабинетов при изучении английского языка. Но в большинстве случаев они являются только пользователями и очень редко являются творцами. Данная статья отражает попытку использования креативных навыков учащихся, как путь к изучению английского языка, организуя годовой классный проект создания мультимедийных презентаций. Эти проекты помогают учащимся, изучающих английский язык, которые не имеют возможности учить английский вне школы, практиковать английский с определенной целью и позволяет им понять язык на индивидуальном уровне. Этот проект создан для младших школьников, начинающих изучение предмета, но он может быть адаптирован и для учащихся старших классов (конечно, организация создания презентации должна быть модифицирована). В следующем абзаце описывается то, какой может быть презентация, представляется инструкции и рассматриваются преимущества создания презентации на уроках английского языка.

В самом начале должно быть определено, что автором презентации является ученик. Это значит, что учитель должен предоставить возможность в свободном выборе относительно дизайна и содержания презентации. Роль учителя должна быть организационной. Он определяет направления работы, и вмешивается в процесс в случае необходимости. Учитель должен четко понимать, какую цель они преследуют и чего ожидают. Как пример, проанализируем презентацию учащихся начальных классов.

Это примерная презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint. Первая страница содержит 10 юнитов в каждой части презентации. Необходимо отметить, что каждый слайд может иметь различный дизайн. Преимущество такого вида презентаций в том, что учитель выбирает дизайн в начале, а затем учащийся, научившись самостоятельно создавать мини проекты могут поменять свою часть.

Мы в 3 классе — данный юнит представляет нам слайд «Знакомство с классом» и предлагает юнит личной страницы каждого ученика. Эти слайды очень важны, потому что здесь каждый ученик представляет себя (имя, друзей, семью, что они любят, не любят, где живут, хобби и т. д.). Учащиеся сами выбирают план своих слайдов и дополняют его. (Например, после юнита о спорте они добавляют предложения такие как: «I like basketball», «I play basketball every Sunday»; после юнита о семье они добавляют информацию об их семье, например: «I have a brother. His name is Peter.« — или — «My mother’s name is Joan. She is an engineer." и т. д.).

Мы любим писать — Это презентация письменных упражнений учащихся, работающих во время урока. Например, это может быть упражнение «Рассказ с 4 концами». Учитель делит учащихся на 4 группы и дает им текст с заданным началом с возможностью завершить его. К концу урока ученики должны сравнить продолжение текста. После этого рассказ размещают на слайде презентаций. Возможно составление рассказа из предложений учеников. Учитель пишет предложение и просить ученика продолжить рассказ, добавляя свое предложение, и т. д. один ученик за другим. Когда они закончат, рассказ читается вслух и позже размещается на слайде.

Мы любим читать — Учитель просит нескольких учеников по очереди прочитать текст из книги и остальные записывают его под диктовку, как диктант. Данный подход ориентирует урок на личность потому что ученики знают читающего текст, и они могут практиковать чтение дома.

Мы любим рисовать — Коллекция картин нарисованная на уроках английского языка. Например, связанная с новыми словами — эти рисунки сканируются и добавляются к презентации с небольшими аннотациями на английском языке.

Мы любим петь — Сборник песен выученных на уроках английского языка (весь класс поет) — Более творческий учитель может даже создать караоке в PowerPoint.

Мы любим играть в ролевые игры — Сборник диалогов (рассказы из книги или небольшие сцены из спектаклей, фильмов и.т.д.), сопровождающиеся понятными вопросами, дополненных учителем.

Наш словарь — Классный словарь содержит все выученные слова до настоящего времени (слова могут быть квалифицированны по алфавиту или по мере появления в учебной деятельности), каждое слово имеет отдельную страницу с рисунком и с примерным предложением.

Наши тесты — Сборник тестов для практики грамматики и словарного запаса. Каждый раз ученики решают тесты и добавляют их в слайд (дважды в месяц).

Наши фотографии — Альбом фотографий учащихся (на уроках английского языка, экскурсии, дни рождения и т. д.), каждое фото имеет небольшой комментарий на английском языке. Это позволяет выделить каждую презентацию.

Наши проекты — Сборник личных проектов учащихся, созданный на уроках английского языка (если проекты связанны с другим предметом, ученики дополняют его небольшим комментарием на английском языке.)

Выбор презентационного материала может быть довольно трудным. Некоторые учителя верят, что ученики (особенно младшие школьники) не способны выбрать необходимую информацию для презентации, чаще они выполняют роль контролера и говорят им, что дополнить. С другой стороны, некоторые учителя позволяют сделать выбор самим учащимся. В обоих случаях учитель эффективно создаёт мотивационную почву для учеников в изучении английского языка.

Список литературы

  1. «Иностранный язык в школе» № 3 (27), 2007
  2. В. В. Гузеев. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.: народное образование, 2000. — 240 с.
  3. Интернет ресурсы: httpss://esl.about.com/od/esleflteachingtechnique/ESL_EFL_Teaching_

Журнал «Мастер класса» № 1 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: