9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Применение компьютерных технологий на уроках информатики

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Гульдана Зияфидденовна Хусаинова
Казахская школа гимназия, г. Петропавловск

Могущество разума беспредельноИ. Ефремов


Компьютерная технология обучения (КТО) представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров. Главной отличительной особенностью КТО от традиционной является применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.

Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в методике компьютеризации курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса. Другими словами, речь идет о форме компьютерной поддержки процесса обучения. В настоящее время практика использования компьютерных технологий в образовании обнаруживает две тенденции:

  • применение промышленных универсальных компьютерных программ, предназначенных для решения широкого круга практических и научных задач из различных предметных областей и адаптированных к учебным дисциплинам;
  • применение обучающих программ, специально разработанных для целей обучения и реализующих соответствующие методики, заложенные в них разработчиками. На сегодняшний день существует широкий спектр программ от простейших, контролирующих до сложных мультимедийных продуктов.

Акцент целей

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Подготовка личности «информационного общества».
  • Предоставление максимально возможного для усвоения обучающимся объём учебного материала.
  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В первом варианте компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;
  • компьютерных игр по сети;
  • компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

1) Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

2) Организация активизации учащихся, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.

3) Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

4) Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.

В настоящее время компьютер прочно вошел в повседневную жизнь современного человека и из предмета роскоши и мечты превратился в обыденный предмет обихода. Но, несмотря на потерю ореола престижности компьютера, интерес к овладению компьютерными технологиями все еще существует. Поэтому сохраняется необходимость в освоении и применении компьютерных технологии обучения. Одним из важнейших аспектов является создание на каждом этапе обучения эффективной образовательной среды, которая, с одной стороны, включает необходимое современное программное обеспечение, с другой — учитывает возрастные особенности, уже имеющиеся знания и навыки учащихся, их склонность к определенному роду деятельности. Необходимо сочетать получение качественных знаний и навыков с поддержанием активного интереса у учащихся, что исключает выполнение ряда однообразных упражнений на заданную тему.

Для среднего школьного возраста (7–8 классы) программа обучения включает изучение аппаратного и программного обеспечение, разнообразных прикладных программ: WordPad, Paint, Microsoft Word, Excel, блокнот, калькулятор и др. Переключение с одного рода деятельности на другой в рамках одного занятия, сочетание работы за компьютером с работой в тетради, а также использование различных наглядностей и учебных пособий снижает утомляемость детей и повышает результативность занятий.

Основными аспектами обучения в средних классах являются:

1) Сочетание индивидуальных занятий учащихся за компьютером и участие в совместной работе группы.
Разнообразие заданий и разработка общих групповых проектов помогает повысить эффективность обучения детей среднего школьного возраста, а использование компьютерных технологий создает благоприятную информационную среду для развития познавательной, мыслительной и творческой деятельности. Реализация этого аспекта в учебном процессе возможна лишь в небольших коллективах. Важно вовлечь детей в совместную работу над общей задачей, общей темой или проектом, но при этом видеть и ценить работу каждого ребенка.

2) Творческий подход.
Компьютер создает дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся. Работа с графикой и анимацией вызывает особенный интерес именно у этой возрастной категории, что позволяет естественно включить ребенка в комплексный процесс эстетического воспитания и овладения информационными технологиями.

Разработанный набор заданий даёт возможность легко и просто познакомиться с приемами работы в графической среде Paint, в том числе:

  • с назначением инструментов рисования;
  • с операциями редактирования фрагментов;
  • с настройкой цветовой палитры и т. д.

3) Преемственность.
На примере работ старших школьников, используемых учителем на занятиях, младшие видят перспективу развития своих навыков. Привлечение старших ребят в помощь младшим, например, при выходе в интернет, работе с лазерными дисками и т. д. обеспечивает преемственность, позволяет формировать соответствующие компетентности у тех и других.

4) Развитие логического мышления.
На уроках информатики широко используется практика развития логического мышления. Для этого применяются задачи на логику, составление и решение различных кроссвордов, ребусов, анаграмм и т. д.

5) Оценка и поощрение работы учащихся.
Процесс обучения на уроках информатики основывается на положительных эмоциях. Положительный эффект заключается в том, что учащийся получает моральное удовлетворение от выполненной работы фактически на каждом занятии, при решении любой, даже самой маленькой задачи. Практические навыки, приобретаемые в процессе обучения, увеличивают чувство уверенности в своих силах, повышают внутреннюю мотивацию к получению знаний.

Для старшего школьного возраста освоение информационных технологий является частью предпрофессиональной подготовки. Учебные задания представляют «деловую игру», отражающую реальные потребности использования информационных технологий в практической деятельности. В этой возрастной группе делается акцент на выполнение проектов с использованием языков программирования Basic, Pascal. В данных приложениях учащиеся учатся составлять программы расчета расхода электроэнергии и оплаты, вычислять средний годовой доход семьи, вычислять возраст и т. п.

Работа с текстовым процессором Microsoft Word включает создание бланков различных деловых документов, обретение навыков компьютерной верстки и макетирования.

Большой интерес у старшеклассников вызывает выполнение расчетов в электронных таблицах Ехсеl, при этом содержание практических заданий приближено к реальной жизни. Выполнение заданий по заполнению «сводки успеваемости», расчету квартирной платы, отбору учащихся по годам для прохождения медицинского осмотра, построение диаграмм качества знаний по предметам, по годам и др. вызывают интерес школьников и одновременно позволяют усвоить использование различных функции Excel.

Особой популярностью школьников обычно пользуется работа в Интернете. Развитие навыков и умений поиска информации в Интернете, как для практических, так и образовательных и общекультурных целей, а также умения работать с электронной почтой являются одними из основных для современного молодого человека.

Разработка презентаций в Power Point, представляющих обычно рекламу какой-либо фирмы, объединяет полученные знания и навыки, включая разработку диаграмм и организационных диаграмм, обработку и использование информации, найденной в Интернет.

Обобщая выше изложенное, можно выделить основные моменты проведения занятий с применением компьютерных технологий обучения, общие для всех возрастных категорий:

  • выполнение самостоятельных проектов разной степени сложности, в зависимости от знаний и способностей (от задания на одно занятие до сложного длительного проекта группы учеников) но обязательно с достижением конечного результата, интересного ученику;
  • комплексное использование всех освоенных информационных технологий в проекте.

Применение этих принципов на практике позволяет добиваться эффективных результатов обучения: большой процент выпускников выбирает специальности, связанные с дальнейшим изучением и применением компьютерных технологий.

Литература:

  1. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10–11 классов. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  2. Шафрин Ю. А. Основы компьютерных технологии. Учебное пособие для 7–11 классов. М., 1998.
  3. Гейн Л. Г. Основы информатики и вычислительной техники. Алматы. Просвещение — Казахстан, 2006.
  4. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
  5. Журнал «Информатика и образование»

Журнал «Мастер класса» № 3 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: