Применение компьютерных технологий на уроках информатики
Гульдана Зияфидденовна Хусаинова
Казахская школа гимназия, г. Петропавловск
Могущество разума беспредельноИ. Ефремов
Компьютерная технология обучения (КТО) представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров. Главной отличительной особенностью КТО от традиционной является применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.
Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в методике компьютеризации курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса. Другими словами, речь идет о форме компьютерной поддержки процесса обучения. В настоящее время практика использования компьютерных технологий в образовании обнаруживает две тенденции:
- применение промышленных универсальных компьютерных программ, предназначенных для решения широкого круга практических и научных задач из различных предметных областей и адаптированных к учебным дисциплинам;
- применение обучающих программ, специально разработанных для целей обучения и реализующих соответствующие методики, заложенные в них разработчиками. На сегодняшний день существует широкий спектр программ от простейших, контролирующих до сложных мультимедийных продуктов.
Акцент целей
- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- Подготовка личности «информационного общества».
- Предоставление максимально возможного для усвоения обучающимся объём учебного материала.
- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Особенности методики
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
В первом варианте компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, их хранения;
- текстовый редактор;
- графопостроитель, графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
- средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам;
- создании программных продуктов;
- применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ;
- компьютерных игр по сети;
- компьютерного видео.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.
1) Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
2) Организация активизации учащихся, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью
3) Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
4) Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы,
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.
В настоящее время компьютер прочно вошел в повседневную жизнь современного человека и из предмета роскоши и мечты превратился в обыденный предмет обихода. Но, несмотря на потерю ореола престижности компьютера, интерес к овладению компьютерными технологиями все еще существует. Поэтому сохраняется необходимость в освоении и применении компьютерных технологии обучения. Одним из важнейших аспектов является создание на каждом этапе обучения эффективной образовательной среды, которая, с одной стороны, включает необходимое современное программное обеспечение, с другой — учитывает возрастные особенности, уже имеющиеся знания и навыки учащихся, их склонность к определенному роду деятельности. Необходимо сочетать получение качественных знаний и навыков с поддержанием активного интереса у учащихся, что исключает выполнение ряда однообразных упражнений на заданную тему.
Для среднего школьного возраста (7–8 классы) программа обучения включает изучение аппаратного и программного обеспечение, разнообразных прикладных программ: WordPad, Paint, Microsoft Word, Excel, блокнот, калькулятор и др. Переключение с одного рода деятельности на другой в рамках одного занятия, сочетание работы за компьютером с работой в тетради, а также использование различных наглядностей и учебных пособий снижает утомляемость детей и повышает результативность занятий.
Основными аспектами обучения в средних классах являются:
1) Сочетание индивидуальных занятий учащихся за компьютером и участие в совместной работе группы.
Разнообразие заданий и разработка общих групповых проектов помогает повысить эффективность обучения детей среднего школьного возраста, а использование компьютерных технологий создает благоприятную информационную среду для развития познавательной, мыслительной и творческой деятельности. Реализация этого аспекта в учебном процессе возможна лишь в небольших коллективах. Важно вовлечь детей в совместную работу над общей задачей, общей темой или проектом, но при этом видеть и ценить работу каждого ребенка.
2) Творческий подход.
Компьютер создает дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся. Работа с графикой и анимацией вызывает особенный интерес именно у этой возрастной категории, что позволяет естественно включить ребенка в комплексный процесс эстетического воспитания и овладения информационными технологиями.
Разработанный набор заданий даёт возможность легко и просто познакомиться с приемами работы в графической среде Paint, в том числе:
- с назначением инструментов рисования;
- с операциями редактирования фрагментов;
- с настройкой цветовой палитры
и т. д.
3) Преемственность.
На примере работ старших школьников, используемых учителем на занятиях, младшие видят перспективу развития своих навыков. Привлечение старших ребят в помощь младшим, например, при выходе в интернет, работе с лазерными дисками
4) Развитие логического мышления.
На уроках информатики широко используется практика развития логического мышления. Для этого применяются задачи на логику, составление и решение различных кроссвордов, ребусов, анаграмм
5) Оценка и поощрение работы учащихся.
Процесс обучения на уроках информатики основывается на положительных эмоциях. Положительный эффект заключается в том, что учащийся получает моральное удовлетворение от выполненной работы фактически на каждом занятии, при решении любой, даже самой маленькой задачи. Практические навыки, приобретаемые в процессе обучения, увеличивают чувство уверенности в своих силах, повышают внутреннюю мотивацию к получению знаний.
Для старшего школьного возраста освоение информационных технологий является частью предпрофессиональной подготовки. Учебные задания представляют «деловую игру», отражающую реальные потребности использования информационных технологий в практической деятельности. В этой возрастной группе делается акцент на выполнение проектов с использованием языков программирования Basic, Pascal. В данных приложениях учащиеся учатся составлять программы расчета расхода электроэнергии и оплаты, вычислять средний годовой доход семьи, вычислять возраст
Работа с текстовым процессором Microsoft Word включает создание бланков различных деловых документов, обретение навыков компьютерной верстки и макетирования.
Большой интерес у старшеклассников вызывает выполнение расчетов в электронных таблицах Ехсеl, при этом содержание практических заданий приближено к реальной жизни. Выполнение заданий по заполнению «сводки успеваемости», расчету квартирной платы, отбору учащихся по годам для прохождения медицинского осмотра, построение диаграмм качества знаний по предметам, по годам и др. вызывают интерес школьников и одновременно позволяют усвоить использование различных функции Excel.
Особой популярностью школьников обычно пользуется работа в Интернете. Развитие навыков и умений поиска информации в Интернете, как для практических, так и образовательных и общекультурных целей, а также умения работать с электронной почтой являются одними из основных для современного молодого человека.
Разработка презентаций в Power Point, представляющих обычно рекламу
Обобщая выше изложенное, можно выделить основные моменты проведения занятий с применением компьютерных технологий обучения, общие для всех возрастных категорий:
- выполнение самостоятельных проектов разной степени сложности, в зависимости от знаний и способностей (от задания на одно занятие до сложного длительного проекта группы учеников) но обязательно с достижением конечного результата, интересного ученику;
- комплексное использование всех освоенных информационных технологий в проекте.
Применение этих принципов на практике позволяет добиваться эффективных результатов обучения: большой процент выпускников выбирает специальности, связанные с дальнейшим изучением и применением компьютерных технологий.
Литература:
- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10–11 классов. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Шафрин Ю. А. Основы компьютерных технологии. Учебное пособие для 7–11 классов. М., 1998.
- Гейн Л. Г. Основы информатики и вычислительной техники. Алматы. Просвещение — Казахстан, 2006.
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
- Журнал «Информатика и образование»
Журнал «Мастер класса» № 3 2011
Источник: СК ИПК ППК
- 19361 просмотр