учитель начальных классов Мироновской средней школы Тайыншинского района
(занятие по самопознанию для учащихся 2 классов)
Цель занятия: расширять представления детей о чувстве счастья, его многогранности; развивать стремление радоваться настоящему; обучать навыкам позитивного восприятия мира.
Задачи:
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Материалы: магнитофон с записью спокойной музыки, ручки по количеству детей, цветы для оформления «волшебной поляны», 2 ватмана, цветные карандаши, либо фломастеры,
Лучший способсделать детей хорошими — это сделать их счастливыми!!! О. Уайльд
Круг радости
— Сегодня на занятии мы будем говорить о счастье. Скажем дружно и весело:
— Мне очень приятно Вас поприветствовать! Добрый день! Ребята, вы любите сказки?
1. Попутешествуем
Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие, в одну волшебную, сказочную страну — Зазеркалье. Для того чтобы оказаться в этой стране, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
2. Помечтаем
— Ребята, вот мы с вами и оказались в стране Зазеркалье на волшебной цветочной поляне. Здесь цветы умеют разговаривать между собой. А вы хотели бы, услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне? Для того чтобы немного побеседовать с ними — нужно представить себя такими же красивыми цветами.
3. Познакомимся
Давайте ребята, все встанем и зайдём на волшебную поляну. Сейчас нам нужно будет присесть и представить что… Мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, а из семечек проклюнулись росточки, они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными белыми ромашками. А сейчас ромашки, давайте познакомимся.
(Дети прикрепляют ромашки со своими именами у себя на груди).
Какие чудесные ромашки! Присаживайтесь, ромашки.
4. Послушаем
— Теперь, когда мы все превратились в цветы, можно услышать разговор волшебных цветов. А давайте попробуем спросить у них
(Ответ цветов: аудиозапись)
— О нет, дорогие ромашки. Нам никогда не бывает скучно. Мы умеем разговаривать и поэтому, часто рассказываем друг другу лесные новости, обожаем играть в мячик капельками росы, вместе радуемся солнышку и тёплому дождику. А если вдруг
5. Побеседуем
— Спасибо цветочки за ваш рассказ. Ребята, а как вы думаете, счастливы ли цветы на этой полянке? Почему вы так считаете? (объяснение детей)Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое счастье?
Дети:
Учитель: Так что же такое счастье, кто, что думает, ребята, по этому поводу? (Заслушиваются высказывания детей). А сейчас на лепестках, которые у вас лежат на столе, запишите определение счастья «Закончите предложение:
6. Пофантазируем
— Ребята, цветочкам интересно узнать, когда же вы бываете счастливы? Кто хочет зачитать то, что он записал на лепестке? Хорошо, молодцы! (Дети прикрепляют к доске свои лепестки в виде ромашки вокруг серединки «счастье».
— А вот скажите, пожалуйста, можем ли мы быть счастливы в одиночку?
— Запишите на лепестках, с кем бы вы были особенно счастливы? (Метод незаконченных предложений «Я особенно счастлив с…»)
— Перечислите тех, без кого вы не можете быть совершенно счастливыми. (Дети прикрепляют лепестки с ответами на доске в виде ромашки вокруг «счастье с.»)
— Сейчас, я вас попрошу на розовых лепестках записать те моменты, когда каждый из вас будет счастлив, например: Продолжите предложения: Я был бы счастлив, если бы…. (пока дети пишут, наклеиваются на ватман лепестки, в виде цветка).
(Дети, по желанию, зачитывают написанные фразы).
— У нас получились три ромашки, целый лужок счастья.
— Есть замечательное стихотворение о том, как выглядит счастье.
Г. Дробиз «Счастье»
— Кто внимательно слушал стихотворение, тот сможет ответить на мой вопрос:
— В чем заключается секрет счастья? (Рассуждения детей).
— Вспомните моменты, когда вы чувствовали себя счастливым человеком.
— Поразмышляйте, что нужно еще человеку для счастья? (Ответы детей).
— Ребята, фея мне по секрету сказала, что каждый, кто попадёт на волшебную поляну, может построить дом, «Дом счастья». А давайте и мы с вами, попробуем это сделать.
— А сейчас ребята, хотелось бы обратить ваше внимание на ватман.
— Давайте представим себе, что мы можем построить «Дом счастья». Как он может выглядеть? (детям дается контур дома)
— Из каких кирпичиков можно построить этот дом? (Дети по очереди выходят и подписывают каждый кирпичик, цвета для рисования выбирают сами.)
— Вот какой хороший домик получился! А кто в нем будет жить?
Дети: Мы!
7. Творческая работа
— Ребята, давайте на мордашках, которые лежат на партах, нарисуем свой автопортрет и обязательно отразим в нём своё настроение.
(На готовых шаблонах «мордашках» дети рисуют глаза, нос, губы (улыбку)
— А сейчас, пришло время заселиться в наш «Дом счастья»(дети по очереди наклеивают мордашки на «Дом счастья»).
— Посмотрите ребята, какой замечательный у нас получился дом «Дом нашего счастья».
— А сейчас давайте поиграем.
8. Поиграем
Упражнение «Эхо Счастья»
Учитель выразительно читает текст, соблюдая паузы. Дети повторяют каждую вторую строчку, как эхо, приложив руки «рупором» к губам.
9. Веселое творчество
— Подумайте, на что похоже счастье, и нарисуйте.
Дети выполняют задание, затем рассказывают о своем рисунке, создается выставка.
10. Обобщаем
— Сегодня на занятии мы узнали много интересного о счастье, пофантазировали, как оно может выглядеть. Счастье похоже на солнечный луч, который согревает своим теплом сердце. Я желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми! Я приглашаю вас в Круг «От сердца к сердцу»
— Кто помнит, почему мы назвали наш круг «От сердца к сердцу»? (Ответы детей: то, что мы будем говорить — будет от чистого сердца).
— А сейчас, давайте все встанем в круг, и как только образуется круг, путешествие наше закончится. Сейчас, мы будем передавать вот эту свечу по кругу, пока она не вернётся снова ко мне. Передавая свечу, пусть каждый из вас поделится частичкой своего тепла и скажет то, чего он хотел бы пожелать другу и всем гостям.
— Ребята, вот этот дом счастья, остаётся с вами, и в память о нашем путешествии на волшебную цветочную поляну, сейчас каждый из вас, выходя из класса, посадит свою ромашку на клумбу перед домом.
Журнал « Педагогический вестник СКО » № 2 2008
Источник: СК ИПК ППК