Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Особенности обучения физико-математическим дисциплинам в условиях перехода на 12-летнее образование с позиции компетентностного подхода

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Коркина Н.Г., учитель математики,
зам. директора по УВР, Первая гимназия

Мы стоим на пороге нового учебного года. Его с волнением ждут педагоги, ученики и, безусловно, их родители. Если поинтересоваться чего они ждут от этого учебного года и от школы в целом, ответ однозначный — дети должны уверенно шагнуть после школы во взрослую жизнь. А для этого образование должно соответствовать современным требованиям и, в первую очередь, быстро меняющейся действительности. Именно поэтому одна из целей модернизации образования — смена предметно-знаниевой парадигмы на компетентностную.

2011 год является очень важной вехой в развитии Казахстана — это год 20-летия Независимости нашего государства. Знаменательно, что именно в этот год произошло очень большое событие в педагогической общественности нашей страны — в мае, в Астане, был проведён первый съезд преподавателей-предметников в истории Казахстана, основная цель которого — дать старт качественным преобразованиям в математическом образовании.

И не случайно первым стал съезд именно учителей математики: Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в своих выступлениях неоднократно подчёркивал приоритетное развитие точных и инженерных наук. В своём выступлении на съезде министр образования Б. Т. Жумагулов отмечает: «С качества обучения математике и надо начинать процесс совершенствования качества всего образования. Поднимем математическое образование — будут подтягиваться и другие предметы, как естественного, так и гуманитарного цикла. Это касается не только школьного уровня, но и дальнейших ступеней образования — технического, профессионального и высшего. Особо ответственен этот процесс в связи с предстоящим переходом средней школы на 12-летнее обучение».

Сложно спорить с тем, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Неслучайно при оценке качества образования особое внимание уделяется именно предметам естественно-математического цикла. Высокие достижения учащихся в области математики и естествознания рассматриваются многими странами как показатель конкурентоспособности страны в области фундаментальных наук и новейших технологий. Вот и в Программе развития образования 2011—2020 вв. качестве одного из целевых индикаторов выделено, что доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам, должна составить к 2020 году 70%.

В ходе работы съезда были выявлены проблемы, решение которых возможно только на уровне Министерства.

  • необходимость увеличения часов математики;
  • улучшение качества школьных учебников по математике;
  • разработка новых форм оценивания математических компетенций;
  • повышение статуса учителя в новой системе ценностей рыночной экономики.

Очень отрадно, что все эти и многие другие проблемы были озвучены, и я уверена, не останутся без должного внимания. Но вопросы не могут быть решены только на уровне Министерства, их решение зависит от работы каждого учителя.

Проблема перехода на компетентностную модель обучения была поставлена в гимназии задолго до того, как она начала широко обсуждаться в педагогических кругах. Этому вопросу ежегодно уделяется большое внимание, проводятся теоретические семинары и практикумы, в том числе и с преподавателями СКГУ.

Говоря непосредственно о математике, в своей практике общения с детьми сталкиваешься с тем, что ученики плохо умеют работать с информацией. Их ставит в тупик не только «нешкольная» форма подачи теста — в виде схем, диаграмм, графиков, (что собственно и требуется в повседневной жизни), но и требование сделать обобщение, оценить текст. Одна из причин, на мой взгляд, в том, что многие учителя, ориентируясь на современные формы контроля, часто сводят обучение к однотипным упражнениям по готовым образцам, не обеспечивающим понимания учениками смысла своих действий. Алгоритмичность математики позволяет организовывать деятельность по «натаскиванию», но не деятельность по развитию мышления. Школьники привыкли получать чёткие задания: решите уравнение, найдите расстояние, вставьте пропущенные числа… Шаг в сторону — и они уже не понимают, что от них требуется.

Но чтобы выпускник был конкурентоспособен в современном обществе, на первый план при изучении математики выходят не ЗУНы, а развитие навыков анализа и синтеза, умение выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения новых проблем. И очень важно обучить математическому моделированию жизненно важных процессов.

Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, т. е. в ответ на ситуацию.

Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики в гимназии применяются различные педагогические технологии: модульное, проблемное обучение, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии. Инновационные технологии в наше время немыслимы без использования компьютеров. Учителя гимназии грамотно используют возможности мультимедийных кабинетов и интерактивных досок. В этом случае обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, развитие самостоятельности.

Другое направление работы — отбор содержания образования. Основной приоритет в этом направлении в том, чтобы математика, как дисциплина задач, вернулась к математике, как дисциплине проблем, чтобы в рамках школьного образования мы обсуждали с учениками не только технические аспекты преобразования выражений, но и те проблемы, из которых эти вещи возникают. Очень важно, чтобы математика осталась наукой деятельной, чтобы те задачи, которые возникают в ее контексте, возникали бы, как это странно не звучит, из жизни. Особое внимание уделяется межпредметному компоненту, т. е. включение в содержание данного предмета учебного материала из других областей знания и практики: физики, информатики, химии, истории. Ведётся работа по созданию интегрированных курсов математики и информатики. Данная работа находит своё отражение в городских и областных семинарах и мастер-классах.

Особая роль в гимназии отводится развитию ключевых компетенций учащихся средствами внеклассной работы. Существование в гимназии Школы олимпийского резерва и потенциальные возможности наших учителей позволяют предоставить возможность каждому гимназисту развивать свои способности. Учащиеся гимназии являются ежегодными призёрами городских и областных олимпиад, победителями конкурсов проводимых ВУЗами Казахстана и России. Однако не могу не отметить, что ГОСО 2010 года фактически лишил возможности лицеи и гимназии создавать полноценные физико-математические классы, в связи с отсутствием часов на углубленное изучение предмета.

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, принята новая программа развития образования, проведён первый съезд учителей математики. Я уверена, что все эти события привнесут положительную динамику в развитие математического образования.

Источник: СК ИПК ППК

Категория: