Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Живой как жизнь

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

А.Н. Тыртышная
Чириковская СШ Есильского района

Пресс-конференция по русскому языку

  • Разговорная краса
    Отступают в неизвестность
    Речи русской чудеса.
    Сотни слов родных и метких
    Сникнув, голос потеряв
    Взаперти, как птицы в клетках,
    Дремлют в толстых словарях.
    Ты их выпусти оттуда
    В быт обыденный верни,
    Чтобы речь — людское чудо
    Не скудела в наши дни
Живой как жизнь

1 ведущий: Дорогие ребята! Этими строчками из стихотворения «Русская речь» мы начинаем нашу конференцию: «Живой как жизнь»

2 ведущий: Знаем ли мы родной язык? «Конечно», — ответят многие. — Ведь с детства им пользуемся. Да и в школе всякие там склонения-спряжения изучали. Вот чужой, незнакомый язык-это другое дело» Но оказывается, что склонения-спряжения, да и вся грамматика — только составная часть языка. Да и не только в ней суть. Главное в том, что язык — важнейшее средство общения.

1 ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно — сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели, (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза.

2 ведущий: В звучном слове развёртываются пред ним, сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки. Раскрывается огромный мир звёздных пространств; зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. Язык. Слово человеческое! Какая другая сила в мире может сравниться с его безмерною силою?

1 ведущий: Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложилось в головах людей за тысячелетие до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это только благодаря языку.

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами песня. Песня — это язык. На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула — тоже язык. И вы, и я, и каждый из нас — всё мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

2 ведущий: Что значило для народной жизни Слово вообще?.. Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с тем…оно утешало, помогало, побуждало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло:

  • Много слов на земле. Есть дневные слова —
    В них весеннего неба сквозит синева…
    Есть слова — словно раны, слова — словно суд,
    С ними в плен не сдаются, и в плен не берут.
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести
    Словом можно продать, и предать, и купить,
    Словом можно в разящий свинец перелить.
    Но слова всем словам в языке есть у нас:
    Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь
    Повторять их не смею на каждом шагу, —
    Как знамена в чехле их в душе берегу
    Кто их часто твердит — я не верю тому,
    Позабудет о них он в огне и в дыму,
    Он не вспомнит о них на горящем мосту,
    Их забудет иной на высоком посту…
    Пусть разменной монетой не служат они —
    Золотым эталоном их в сердце храни!
    И не делай их слугами в мелком быту —
    Береги изначальную их чистоту.
    Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
    Только эти слова тебе могут помочь!
    В. Шефнер «Слова»

1 ведущий: Родной язык любого народа — это подлинная душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. Через язык выявляются такие особенности, как национальная психология, характер народа. Рассказывают, что к коменданту оккупированного города Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка и литературы. Она попросила разрешить открыть музей И. С. Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку. И вот музей открыт. Посетителей было немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова. Немцев заинтересовало: что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

  • У бедной твоей колыбели
    Еще еле слышно сперва,
    Рязанские женщины пели,
    Роняя, как жемчуг, слова…
    Ты шел не разбитых копытах,
    В кострах староверских горел,
    Стирался в бадьях и корытах,
    Сверчком на печи свиристел…
    Ты, пахнущий прелой овчиной
    И дедовским острым кваском,
    Писался и черной лучиной,
    И белым лебяжьим пером.
    Ты выше цены и расценки —
    В году сорок первом, потом
    Писался в немецком застенке
    На слабой известке огнем…
    Владыки и те исчезали
    Мгновенно и наверняка,
    Когда невзначай посягали
    На самую суть языка
    Я.Смеляков «Русский язык»

2 ведущий: Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью. Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, его стилистическим богатством и многообразием — долг и задача каждого из нас. Однако все ли это хорошо понимают? Любовь к родному языку предполагает и нетерпимое отношение к его искажению и обеднению. Именно поэтому культура родного языка — это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех. Порой мы забываем, что язык — это наша культура, история, богатство. Сегодня в этом зале собрались те, кто считает, что язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?

Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции. Какими они будут. Мы надеемся, не такими, как в этой инсценировке «Стрёмный Онегин».

Два школьника беседуют в трамвае о Пушкине.

— Слышь, дятел, ты «Евгения Онегина» читал?

— Было как-то по приколу. Высшее произведение. А что?

— Да мы сейчас его проходим. А у меня — полный голяк. Если меня завтра на уроке дёрнут — всё, приехал! Гусака схвачу на сто процентов.

— Ладно, обломайся! Хочешь, содержание прогоню?

— Давай, хоть что-нибудь трекну.

— Значит, так Онегин вообще прикольный был. Всё его ломало, и от балов он уже не тащился. Короче, не жизнь, а сплошной отходняк. А тут лажа такая: у его предка бабки кончились и дядя кинулся, но деревеньки оставил. Поначалу соседи к Онегину на хвост падали. А он на коня — и линял куда-нибудь. Дальше такой расклад: нарисовался ещё один стремак — Ленский, тоже сосед, но с ним они скентовались. И погнали прикалываться на пару. Ленский стихи вяжет, а Онегин с них рубится.

— Ты давай короче, — поторопил рассказчика приятель, — мне через две остановки вылазить.

— Короче, Татьяна накатала Онегину стрёмное письмо. Давал, мол,…а он ей чайник повесил. Потом и Ленскому подлянку замочил. А тот на него как отвяжется: «Дуэль, дуэль!». Вместо того чтобы просто помахаться, Онегин его кокнул и дёрнул из деревни.

— И чем вся эта басня закончилась?

— Они с Татьяной на одном сходняке встретились. И он её сразу погнал: «Заколебала меня такая жизнь, давай поженимся». А она ему лепит такую котлету: «Всё, парень, отползай. Поезд ушел». Онегин глухо обломался и свалил в туман. Ну, как, ништяк?

— Да-а, сильная штука. Ты теперь давай к Лермонтову приколись. Мы на следующей неделе «Героя нашего времени» проходить будем.

1 ведущий: Чаще всего стремления к жаргонным словам проходят, как детская болезнь. Однако и от детских болезней остаются памятки: убогое слово тянет убогую мысль.
Кем быть? Каким быть? Какой язык избрать? Эти вопросы волнуют нас всех выбирающих будущее, всех, выходящих из школы во Вселенную — на широкую дорогу жизни. Наша Республика многонациональна. В ней проживают более 100 национальностей. Государственным языком является казахский, а официально употребляемым — русский. Это записано в нашей Конституции.

2 ведущий: Почему же русский язык выбран языком межнационального общения? Люди одной страны, одного государства могут говорить на разных языках. Но чтобы понимать друг друга, нужен язык мира, язык межнационального общения, язык согласия. Таким языком в Казахстане признан русский язык:

  • Пожмем покрепче мы друг другу руки
    И насладимся радостью бесед.
    На языке общаемся мы русском,
    Он, словно воздух, нужен людям всем.
    Многообразен, уникален, строен,
    Проблемам вечным мчась наперекор,
    Объединяет судьбы и народы
    И создает уверенность, покой…
    С ним легче переносятся невзгоды,
    Ему навечно другом нашим быть.
    Он помогает мчаться нам сквозь годы,
    Мечтать о счастье, верить и любить.
    В прекрасные мгновенья, в день ненастный
    В душе и сердце каждого живет
    Надежность тыла и движение вперед.
    А. Купчишин «Язык согласия»

Язык — это наш дом, наше духовное «жилище». Если не любить и не обустраивать свой дом, то и не воспитать привязанности к нему, не пробудить чувства ответственности за его настоящее и будущее.

Подведение итогов

Источник: СК ИПК ППК

Категория: