9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве (1 урок)

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Татьяна Васильевна Полникова
Новорыбинская СШ Жамбылского района

Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве

Воспитание гражданственности — неотъемлемая часть уроков учителя словесности

Кто, как не мы, учителя-словесники, можем помочь молодому человеку «строить» себя? Обидно слышать, как нашу современную школу обвиняют в отсутствии нравственного воспитания. Поэтому всегда стараюсь на каждом своём уроке (и языка, и литературы) реализовывать конкретные воспитательные цели, главная из которых — бой с равнодушием. Считаю своим долгом воспитывать детей на примере жизни и деятельности Шамиля Тауфиковича Шакшакбаева. Мы обязаны гордиться этим человеком-легендой, стремиться быть достойными называться его земляками.

Урок внеклассного чтения в 10 классе по повести Сергея Баймухаметова «Победитель»

Цель: знакомство с идейным содержанием повести С.Баймухаметова «Победитель»

Задачи:

  1. Обучающие — познакомить учащихся с содержанием повести; провести параллель между жизнью и деятельностью А. П. Чехова и Ш. Т. Шакшакбаева;
  2. Развивающие — совершенствовать умение рассказывать по прочитанному, выбирать главное, сравнивать; прививать навыки высказывать собственное мнение;
  3. Воспитательные — воспитывать патриотизм на примере жизни и деятельности Шамиля Шакшакбаева; воспитывать гражданскую позицию;

Оборудование: портрет Шамиля Тауфиковича Шакшакбаева.

Форма организации учебной деятельности — коллективное написание книги «Человек с молоточком».

Ход урока:

Первый этап — вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке мы закончили разговор о творчестве А. П. Чехова и назвали его «человеком с молоточком», который напоминал своим современникам и напоминает нам с вами, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно», что нельзя быть равнодушным. Я хочу напомнить вам чеховские строчки из рассказа «Крыжовник»:

«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который вскрикнул, громко возмутился… Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Судьба подарила мне встречу с замечательным человеком, которого тоже можно смело назвать «человеком с молоточком». Это наш с вами земляк — Шамиль Тауфикович Шакшакбаев, к сожалению, недавно ушедший из жизни. Но память о таких людях вечна. Сергей Баймухаметов написал о нём повесть, которая вышла общим тиражом 4 миллиона экземпляров. Я просила вас дома прочитать эту повесть. И давайте мы с вами сегодня напишем свою книгу об этом герое из Петропавловска, о нашем земляке и современнике. Он этого достоин. Назвать её предлагаю «Человек с молоточком», а чеховские строчки пусть будут эпиграфом к ней.

Второй этап — выступления учащихся.

Выходит ученик, ставит свой лист (2–3 листа) на пюпитр и коротко рассказывает содержание своей части повести, прочитанной дома, говорит, как эти части называются у С.Баймухаметова, как назвал их он. Почему? Возможны рисунки и иллюстрации.

Третий этап — выбор обложки для книги. Книга сшивается, одевается в обложку.

Домашнее задание

Эссе «Кто такой Шамиль Шакшакбаев». Лучшая работа включается в книгу в качестве аннотации.

Источник: СК ИПК ППК

Категория: