Оптимизация образовательной среды педагога как условие успешного профессионального развития учителя новой формации
учитель русского языка и литературы
Калиновской НСШ Тайыншинского района
Главным признаком педагогического мастерства
может быть творчество учителя.К. Д. Ушинский
В нынешнее время уже сложно представить школьное образование без использования современных технологий, которые делают работу учителя предметника более эффективной, плодотворной и интересной.
Для успешного профессионального развития учитель новой формации должен быть востребован в образовательной среде, коммуникабельный, интеллектуальный, компетентный специалист и, творческая натура, обладающая качествами, необходимыми для творческой деятельности. Это прежде всего:
- психологическая готовность: стремление к поиску, наблюдательность, критичность, умение выйти за привычные рамки, преодолеть шаблоны;
- стратегическая готовность: интуиция, определение общего направления поиска, логичность, видение реальных перспектив;
- тактическая готовность: развитое воображение, гибкость мышления, способность к переключению на другие виды деятельности, ответственность, настойчивость и упорство в достижении цели;
- практическая готовность: способность к проектированию, трудолюбие, надёжность, уравновешенность, умение пользоваться педагогическим инструментарием при проектировании
учебно-воспитательного процесса, готовность к сотрудничеству с обучаемыми, уверенность в успехе.
Творчество не отдельная сторона педагогического труда, а процесс, в котором учитель не только реализует свои потенциальные силы и возможности, но и развивается сам.
Личным кредо каждого учителя должно стать «образование в течение жизни» (из Послания Президента «Построим будущее вместе!»)
Путь к творчеству лежит через самосовершенствование, осознание себя в педагогическом процессе как творца. Формируя свой стиль работы, учитель овладевает способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
Обобщение опыта предполагает различные формы:
мастер-классы ,- творческие отчёты,
- открытые уроки,
научно-практические конференции,- семинары,
- творческие группы.
Главное, чтобы результатом деятельности был некий продукт или
В 2010 году мне посчастливилось работать в областной творческой группе учителей русского языка и литературы школ с русским и казахским языками обучения по теме: «Методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы» под руководством старших преподавателей Веры Дмитриевны Шубиной и Гульсары Жармагамбетовны Мунжасаровой.
Главной целью работы послужило совершенствование
Задачи:
- Формировать систему знаний о роли и возможностях современных ИКТ в обучении русскому языку, необходимых для решения задачи оптимизации обучения.
- Формировать умения оценивать дидактические качества ИКТ по русскому языку, необходимых для решения задачи обучения русскому языку с использованием ИКТ.
- Актуализировать систему знаний, умений и навыков учителей в области cовременного русского языка, теории и методики обучения русскому языку, необходимых для решения
учебно-методических задач — проектирования уроков разных типов по русскому языку. - Изучать, обобщать, пропагандировать передовой педагогический опыт творчески работающих учителей русского языка области.
- Углублять профессиональные знания, умения и навыки учителей путём проведения семинаров, курсов, круглых столов, творческих встреч.
- Оказывать
научно-консультативную и методическую помощь в совершенствовании профессионализма и компетентности учителей русского языка и литературы области.
Успешность профессионального развития учителя новой формации напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы, основная цель которой — стимулирование педагогов к профессиональному самосовершенствованию. Поэтому в творческой группе созданы следующие условия:
- для обеспечения эффективности своей деятельности педагогам предоставлено право выбора темы;
- для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов;
- каждому педагогу предоставлена возможность презентовать свои наработки на заседаниях;
- на определенных этапах реализации темы творческого отчёта руководители отслеживали, анализировали и корректировали деятельность педагога.
Участники группы: В работе творческой группы принимали участие учителя различных
В работе принимали участие
Работая в творческой группе, я имела возможность выступить на
Обобщением моего опыта стал цикл уроков по роману
При проектировании цикла уроков по роману
Методы и приёмы технологии интерактивного обучения:
- Работа в парах
- Мозговой штурм
- Работа в малых группах
- Займи позицию
- Незаконченное предложение
- Шкала мнений
- Проективные технологии
- Открытые вопросы
- Опрос по очереди
- Точные ответы.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы был интересен ученикам, мне пришлось осваивать новые методы подачи материала. Считаю, что среди инновационных методов наиболее приемлема для использования на уроках русской словесности технология интерактивного обучения.
В своей работе для уроков изучения художественных произведений, уроков изучения основ теории и истории литературы, уроков развития речи я использую как готовые презентации, созданные другими
Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий.
Что дает мне использование
- экономию времени на уроке;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- внести элементы занимательности;
- оживить учебный процесс.
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-,
мультимедиа-материалов - делают урок современным.
Считаю, что использование информационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний.
Информационная технология обучения — это технология, ориентирующая учащегося на новый стиль образования в течение всей жизни, развивающая умения и навыки для непрерывного самосовершенствования. Ожидаемый результат работы в творческой группе оправдался.
Подводя итог своего выступления, я могу с уверенностью сказать, что все участники в группе:
- представили информацию в
наглядно-образной форме; - научились моделировать, проектировать, выделять гипотезы, делать выводы.
В начале работы в творческой группе в основном у учителей преобладали эмоции удивления, в процессе работы участники много работали, что явилось итоговым успехом, чувством радости в достижении поставленных целей и совершенствовании педагогического мастерства.
Я убеждена: чтобы стать успешным и счастливым человеком, самому учителю надо много учиться, не бояться ломать стереотипы, овладевать новыми технологиями, стратегиями обучения, т.е самосовершенствоваться. В модернизации образования, в реформировании образовательного процесса центральной фигурой является учитель — исследователь, учитель — лидер.
Выступление хотелось бы закончить словами Президента РК
«УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ — духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации».
Хочу пожелать своим коллегам творческого поиска, СОВЕРШАЙТЕ ДОБРО, ПОКА ВЫ СУЩЕСТВУЕТ
Источник: СК ИПК ППК
- 13887 просмотров