Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

«Давайте, дети, учиться!»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

К 170-летию со дня рождения Ыбрая Алтынсарина.

Беседа о поэзии Ы. Алтынсарина для учащихся 5–8 классов.

Ыбырай Алтынсарин

Беседу проводит ведущий-библиотекарь, принимают участие учитель литературы и чтецы (учащиеся).

Цель беседы: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Ы. Алтынсарина.

Для проведения мероприятия рекомендуется использовать книжную выставку: «Жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина». Материалы к выставке размещены в специальном разделе данного пособия. В аудитории необходимо поместить портрет Ыбрая Алтынсарина. Перед началом мероприятия в аудитории звучит мелодия Курмангазы «Золотая степь».

Ведущий:

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.

Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ыбраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

Летом 1860 года Ы.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. Литературная деятельность Ы.Алтынсарина началась с написания им «Казахской хрестоматии», которой он посвятил три i ода (1876 -1879). Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту Ы.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ыбрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года.

Чтец:

  • Знаний увидев свет,
    Дети, в школу идите!
    В памяти крепко, навек
    Прочитанное сохраните.
    Учение даст вам счастье,
    Оно озарит, как свет,
    Каждое ваше желание,
    Яркий оставит след.

Ведущий:

Это отрывок из стихотворения «Посвящение», которое было напечатано в первой «Казахской хрестоматии» для школьников, полностью составленной самим И. Алтынсариным. Стихотворение сыграло большуюроль в воспитании подрастающего поколения. Оно быстро облетело казахскую степь дойдя до самых отдаленных районов и аулов, помогая привлечь детвору в школу. Сам факт, что в среде отсталого кочевого народа его прогрессивно мыслящий представитель более века назад мечтал воспитать настоящих граждан своей страны, говорит о беспредельной любви Ы. Алтынсарина к родине. В своем стихотворении «Народы со знаниями и науками» поэт наглядно показывает пользу от научных и технических достиженийу передовых народов.

Чтец:

  • Строит дивные дворцы
    Умный знающий народ.
    Сильный знанием своим,
    Он уверенно живет. …
    Средь пустынь вода звенит.
    Корабли — в морях любых,
    Люди мир весь обошли,
    Лень и скуку позабыв.

Ведущий:

Ы. Алтынсарин убежден, что если казахская молодежь — будущее народа — всерьез возьмется за овладение наукой, она вполне сможет много достичь. В этом же стихотворении Ыбрай специально обращается к юношеству с горячим призывом: Чтец;

  • Молодежь!
    Мои друзья!
    Зелень свежая полей!
    Сверстников своих догнать
    Постарайтесь поскорей.
    То, что сделать не смогли
    Мы, седые старики,
    Вы теперь должны достичь,
    Вы грядущего ростки!

Ведущий:

Ыбрай Алтынсарин ясно осознавал, что от подрастающего поколения зависит будущее общества. Он глубоко верил в молодежь, которая сможет осуществить его мечты — вывести казахский народ из средневековой темноты. Несколько своих стихотворений Ы. Алтынсарин посвятил описанию природы. Важно отметить, что такие лирические стихи в казахской литературе до Ы. Алтынсарина почти не встречались.

В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя замечательным художником родной природы. В своих стихотворениях «Лето», «Река» и других он описывает природу Казахстана во всем разнообразии ее красок, с той непосредственностью и глубиной, которые доступны только талантливому мастеру. Вот как описывает Ы. Алтынсарин весенний пейзаж в стихотворении «Когда наступает весна»:

Чтец:

  • Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
    И деревья, и травы могучей становятся, краше.
    Землянику, смородину с песней на склонах горы
    Собирают аульные девушки наши.
    …Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
    Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
    Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
    Звонко мчатся, как песня степного поэта.

Ведущий:

Описания природы точны, выразительны и глубоко эмоциональны, они согреты искренним чувством патриотической гордости, с которым поэт говорит о своей родине. Правдивостью изображения родной природы особенно показательно стихотворение «Лето».

Чтец:

  • В апреле наступает благодать;
    Весенних в небе птиц не сосчитать.
    С веселым гулом мчатся воды с гор.
    Звенят дожди, туман, клубясь, плывет,
    Дыханьем райским полнится простор,
    Благоухают зеленью луга.

Ведущий:

Насыщенные великолепным содержанием, совершенные по форме, его стихотворения открывают определенный этап в истории казахской литературы.
С особенной проникновенностью он осветил различные стороны казахской жизни путем умелого подбора поэтических образов и сравнений,

Чтец:

  • Сверкает солнца пламенный венец…
    Все примечает жадный слух и взгляд:
    Игривый бег задорных жеребят,
    Верблюда шаг медлительный вдали,
    Отары отдыхающих овец.
    Потоки вод в серебряной пыли…

Поэта волнует не только весенняя заря и высочайшие горы, но и резвящиеся кони, проходящий караван, виды кочевья — словом вся повседневная жизнь крестьянина и скотовода. Ыбрая Алтынсарина смело можно назвать народным поэтом, его произведения реалистично отражают подлинную жизнь народа.

Будучи настоящим педагогом, Ыбрай Алтынсарин посвятил казахской молодежи цикл поэтических произведений, воспевающих высокие чувства патриотизм, гуманизм, уважение к братским народам. К ним относятся стихотворения «Наставление», «Друзья мои!», «Дурной человек» и др.

Чтец:

  • Живущие всюду народы для радости сотворены,
    Всем ласково светит солнце, всем светят лучи луны.
    Мы друг перед другом с детства
    Во всем должны быть равны…

Ведущий:

Воспевая братство, призывая к единству во имя достижения прогресса, поэт-просветитель мечтал в первую очередь о благополучии своего народа. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов, таких, как например, в стихотворении «Ой, джигиты!».

Чтец:

  • Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
    Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
    Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
    Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.

Ведущий: Еще ярче поэт выражает эти мысли в стихотворении «Друзья мои»:

Чтец:

  • Если можете, добрым делом помогайте народу вы.
    На поклон ни к кому не ходите, чтобы не было злой молвы.
    У хорошего человека на лице лучится привет,
    Научитесь с первого взгляда узнавать, каков ваш сосед.

Ведущий: С уважением, даже с благоговением описывает Ы. Алтынсарин в стихотворении «Любовь матери» вековые обычаи казахской семьи. Образ матери ассоциируется в нем с образом Отчизны.

Чтец:

  • Кто ласкает нежно младенца,
    Просыпаясь ночью от сна.
    …Кто малыша осторожно сажает на коня…
    …Чтоб не беспокоил ребенка холод, прикрывает его
    Мягким одеялом…

Ведущий:

Поэтом создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и много других образцов казахского фольклора. Хорошо знал и ценил Ыбрая Абай Кунанбаев. В рукописях Абая, наряду с переводами произведений Пушкина, Лермонтова включались и стихотворения Ыбрая Алтынсарина. Его стихотворения и рассказы по языку и содержанию глубоко народны. В них автор талантливо выражает, общечеловеческие идеи, поэтому эти произведения близки и понятны не только для его современников, но и для нас, потомков.

Вопросы викторины:

  1. В каком году родился Ыбрай Алтынсарин? (1841 год).
  2. Место рождения Ы.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).
  3. Какие стихотворения Ы.Алтынсарина были напечатаны в «Казахской хрестоматии?». («Идите, дети, учиться!», «Народы со знаниями и науками», «Когда наступает весна» и др.).
  4. В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери? («Любовь к матери».)
  5. Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).
  6. Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев).
  7. В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург).
  8. Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)
  9. Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более ста).

Источник: СК ИПК ППК