Тема любви в поэзии М. И. Цветаевой: «Мне пара крыл прекрасных дана…»
Стаханова О.Б. учитель русского языка и литературы
СОШ № 10
Женщина часто бывает гениальна в любви, её отношение к любви универсально, она вкладывает в любовь всю полноту своей природы и все упования свои связывает с любовью.Н. Бердяев
I. Организационный момент
Создание эмоционального настроя учащихся.
Звучит музыка Грига, любимого композитора
- Кто создан из камня, кто создан из глины, — / А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина, / Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти — / Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полёте / Своём — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети / Пробьётся мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? — / Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена, / Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — весёлая пена — / Высокая пена морская!
II. Вступительное слово учителя
Однажды, отдыхая в Коктебеле у Максимилиана Волошина, Марина Цветаева сказала:
— Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень.
На что М. Волошин ответил:
— Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем.
Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни — романтик и максималист. А стихи и жизнь сплетёт в одну самую главную тему своего творчества — тему любви.
III. Проверка домашнего задания
Гете сказал: «Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта».
Поэтический мир уникален. И путешествие в поэтический мир
(Дома учащиеся анализировали одно из стихотворений по плану: выписать из текста стихотворения слова, с помощью которых поэтесса создаёт образ лирической героини; определить, в каких отношениях с миром находится героиня; подобрать понятия для определения каждого из миров; сделать вывод о принадлежности М. Цветаевой к литературному направлению).
Учащиеся: Поэтесса характеризует мир героини с помощью слов: серебрюсь, сверкаю, бренная пена, измена, крещена, поёт, непрестанно разбита, кудри беспутные, своеволие, дробясь, воскресаю; ребром и промыслом певчая, невесомость, безмерность. Мир лирической героини противостоит миру обыкновенных людей. В «мире гирь» и «мер», где «вдохновенье хранят, как в термосе», среди обыкновенных, созданных из камня и глины, она «невесома», «безмерна». Она подобна Венере — богине любви, рождённой «бренной пеной». Образ символичен для Цветаевой:
«Марина» — в переводе с латинского букв. «морская».
— Не примкнув ни к одному из модернистских течений начала ХХ века, кем по своему поэтическому мироощущению оставалась Цветаева?
Романтиком. Доказательством этому служат стихи цикла «Поэт» (1923). А в 1929 г. Цветаева напишет в письме Марку Слониму: «Вот у Бодлера поэт — это альбатрос…ну какой же я — альбатрос? Просто ощипанная пичуга, замерзающая от холода, а вернее всего — потусторонний дух, случайно попавший на эту чуждую, страшную землю»
Вывод: безумная нечеловеческая высота, энергия, напряжённость, максимализм, «безмерность в мире мер», которую нам сегодня ещё предстоит ощутить — вот что
(Дальнейшая работа будет носить характер исследования, целью которого будет определение своеобразия любовной лирики
IV. Знакомство с философским видением понятия «любовь»: работа в парах.
Поэтический мир уникален, и
— Ознакомьтесь с высказываниями русских философов начала ХХ века и определите, как они осмысляли значение любви в жизни человека. Работая в парах, обменивайтесь мнениями, самостоятельно ведите записи в тетрадях. По итогам обсуждения составьте ассоциативный ряд, возникший в связи с понятием любви в философии начала ХХ века.
Н.Бердяев: «…Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Всякое творчество есть любовь…»
П.Флоренский: «Любовь открывает для человека новые возможности, просветляет и озаряет его, способствует введению его в Столп Истины…»
В.Соловьёв: «…Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма…»
«В русской литературе в высшей степени развиты превращённые формы Эроса, где он выступает как Эрос сердца и Духа». «Жизнь разводит влюблённых для того, чтобы усиливались духовные тяготения и чтобы стягивалась из конца в конец вся необъятная Русь, перекрёстными скитаниями рассеянных по ней существ, как ветры, гуляли по ней души тоскующих в разлуке». «Русская любовь — это взаимное истязание, страдание, и в нём — наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть похоть духа».
Заслушиваем ответы учащихся.
Учащиеся размышляют о том, что такое любовь в понимании русских философов, почему в любви заключена полнота жизни человека, говорят о смысле, важности, настоятельной потребности этого чувства, осмысливают в высказываниях слова жажда и жертва, определяют, в чём русские философы видят национальное своеобразие русского чувства любви.
Итог работы в парах: составление ассоциативного ряда, возникающего после знакомства с размышлениями о любви русских философов начала ХХ века. Примерный набор ассоциаций: потребность, преображение, наслаждение, творчество, бескорыстие, страсть, самопожертвование, спасение, страдание, истязание, одухотворение, возвышение, всепоглощающее чувство, духовное тяготение
(Запись ассоциаций выполняем в таблице, в первом из трёх столбиков: понимание любви русскими философами).
V. Литературная композиция
— Какое место занимала любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой?
Звучит композиция: отрывки из писем М. Цветаевой:
«Вчера вечером я вышла и дома, чтобы снять бельё, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятья весь ветер, — нет! Весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошёл в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И всё же это называется только так: я люблю тебя».
«Мой Серёженька!.. Если от счастья не умирают, то во всяком случае — каменеют. Только что получила Ваше письмо: Закаменела… Не знаю, с чего начать. — Нет. Знаю, с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к вам…»
- Как жгучая, отточенная лесть / Под римским небом, на ночной веранде,
Как смертный кубок в розовой гирлянде — / Магических таких два слова есть.
Мне синь небес и глаз любимых синь / Слепят глаза. — Поэт, не будь в обиде,
Что времени мне нету на латынь!
Любовницы читают ли, Овидий?! / Твои тебя читали ль? — Не отринь
Наследницу твоих же героинь!
Из писем М. Цветаевой: «Психею (невидимую) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит — только душа!»; «Я — не для жизни. У меня всё — пожар! Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне. У меня на глубину —
VI. Постановка проблемного вопроса
Учитель: Она любила всю жизнь, многих,
И «каждый стих — дитя любви».
— В чём исключительность чувства любви лирической героини М. Цветаевой? Какие переживания, чувства становятся лейтмотивом любовной поэзии Цветаевой?
VII. Трактовка символов в любовной поэзии: индивидуальное задание.
Самые проникновенные строки посвящены Сергею Эфрону.
Чтение стихотворения «Писала я на аспидной доске».
К уроку было дано индивидуальное задание поработать со словарём
Другой учащийся анализировал стихотворение «Солнце — одно, а шагает по всем городам…» У стихотворения нет названия: поэтесса не хочет сузить рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для понимания авторского замысла? Солнце — любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает,
VIII. Анализ и интерпретация поэтических текстов: работа в парах
Итак, «безмерность в мире мер» характеризует мироощущение лирической героини любовной лирики Цветаевой.
— Какие же чувства становятся лейтмотивом в состоянии лирической героини? Какие лики, оттенки приобретает это чувство в поэзии Цветаевой?
(Каждая пара учащихся анализирует определённое стихотворение по плану и формулирует вывод).
Стихотворение. «Мировое началось во мгле кочевье…» Любовь — это вселенское чувство, непреодолимая жажда любви.
Стихотворение «Строительница струн». Любовь — всепроникающее чувство.
Стихотворение «Я тебя отвоюю…» Героиня воинствующая, решительная.
Стихотворение «Откуда такая нежность…» Нежная, трепетная.
Стихотворение «Я — страница твоему перу…» Жертвенная, растворяющаяся в чувстве любимого.
Стихотворение «Никто ничего не отнял…» Мудрая, просветлённая.
Стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах…» Клятва верности любви, возможность раскрыть все богатства души, самовыразиться.
Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу». Любовь, за которую все осуждают. Готовность за любовь на любую жертву.
Стихотворение «Надпись в альбом». Любовь, сохранённая в памяти как пленительный миг.
Прослушивание песни на стихи М. Цветаевой, музыка М. Таривердиева «Мне нравится». Вопрос для активного слушания:
— Как песня в кинофильме помогала режиссёру в создании образа главной героини, что песня добавляла к характеру?
Стихотворение «Мне нравится». Благодарное приятие любви, готовность к ней, её предчувствие.
Стихотворение «Провода». Символ любви как связи душ, подобной невидимому электрическому току.
Стихотворение «Расстояние: вёрсты, дали…» Тема несостоявшейся любви.
Учитель: Трагедия — в разминовении, невстрече людей, предназначенных друг другу судьбой.
- Даны мне были и голос любый / И восхитительный выгиб лба.
Судьба меня целовала в губы, / Учила первенствовать Судьба.
Устам платила я щедрой данью, / Я розы сыпала на гроба…
Но на бегу меня тяжкой дланью / Схватила за волосы Судьба
Судьба — разлучница, но и союзница Духа. Сила страдания усиливает чувство. Цветаева: «Когда я без человека, он во мне целей и цельней».
«Сердечная волна не вздымалась бы так высоко и не превращалась бы в Дух, когда бы ей не преграждала путь старая немая скала — Судьба» — эти слова Гёльдерлина любила повторять М. Цветаева.
Обобщаем. — Сформулируйте и запишите, какие черты присущи лирической героине Цветаевой. Максимализм, бескомпромиссность, сверхраспахнутость, сила духа, честность, мужество, несгибаемость при женской хрупкости, страстность, благородство, искренность
Вывод. Заполните второй столбик таблицы ассоциациями в связи с понятием любви в лирике М. Цветаевой.
Примерный ряд ассоциаций: потребность, необходимость, спасение, жертва, душа, страдание, разлука, невстреча, духовная связь, сокровенность, самоотдача
IX. Интерпретация стихотворений и составление пятистиший: Работа в группах
Учитель: Но ряд ассоциаций не будет полным без определения всеобъемлющая. См. слова Н. Бердяева в эпиграфе. Цветаева гениальна в любви этой своей всеобъемлемостью.
— Чтобы убедиться, что такое понимание гениальности в любви присуще
(Пятистишия составляются по схеме: слово; 2 прилагательных к нему; 3 глагола; предложения из
Стихи для интерпретации и выводы: «В чёрном небе слова начертаны» — любовь к творчеству; «У тонкой проволоки над волной овсов…» из цикла «Ахматовой» и стихотворение «Ты проходишь на запад солнца» из цикла «Блоку» —
X. Создание модели художественного пространства любовной лирики М. Цветаевой: работа творческой группы
Один учащийся (в классе есть ученица, увлечённая поэзией М. Цветаевой) анализировал стихи и отбирал символы, присущие поэзии Цветаевой, а второй учащийся изобразил это художественно (рис. 1). Композицию учащиеся продумывали совместно. Далее — работа учащихся.
Модель художественного пространства любовной лирики Марины Цветаевой.
1) В стихах М. Цветаевой встречается образ радуги, который символизирует собой отражение божественной силы, истины. Радуга — это отражение солнца, символ счастья и любви. С радугой Цветаева ассоциирует любовь, разноликую и божественную.
2) Солнце — это символ света, богатства, изобилия. Для Цветаевой это изобилие любви. Солнце — одно, а шагает по всем городам./ Солнце — моё, я его никому не отдам.
3) Образ лиры встречается в стихах Цветаевой как символ творчества. Её стихи, прерывистые и неровные, но живые, а не искусственные, звучат, словно свободное и тяжёлое дыхание.
- Так плыли: голова и лира / Вниз, в отступающую даль.
А лира повторяла: — мира, / А губы повторяли: — жаль.
4) Образ птицы ассоциируется с полётом души. Этот полёт необходим поэту для жизни и творчества.
- Как правая и левая рука — / Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и тепло, / Как правое и левое крыло.
Но вихрь встаёт — и бездна пролегла / От правого до левого крыла!
Цветаева пишет:
- Если душа родилась крылатой — / Что ей хоромы и что ей хаты.
Душа для поэта — это воплощение любви. А любовь для Цветаевой — божественный дар. Она любит только душой.
- В поте — пишущий, в поте — пашущий! / Нам знакомо иное рвение:
Лёгкий огонь над кудрями пляшущий, — / Дуновения — вдохновения.
Любовь вдохновляет Цветаеву:
- Ты — крылом стучавший в эту грудь, / Молодой виновник вдохновенья —
Я тебе повелеваю: — будь! / Я — не выйду из повиновенья.
5) Но любовь у Цветаевой всегда трагична и всегда в разлуке. Поэтому сквозным образом в её творчестве проходят поезда и корабли.
- Я вижу мачты корабля, / И вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда… Поля / В вечерней жалобе…
Корабль и поезд символизируют собой расстояние и разлуку.
- Увозят милых корабли… / Уводит их дорога белая.
6) В стихах Цветаевой можно встретить руки или ладони, которые всегда открыты миру. Руки — это символ любви к людям.
- встретила / Надобного — мне:
Укого-то смертная / Надоба — во мне…
И за то, что с язвою / Мне принёс ладонь,
Эту руку сразу бы / За тебя в огонь
7) Если в поэзии Цветаевой возникает рябина, то она олицетворяет собой любовь к родине. Рябина стала символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, обречённо пылающей высоким багряным костром.
- Жаркою кистью / Рябина зажглась.
Падали листья, / Я родилась.
Мне и доныне / Хочется грызть
Жаркой рябины / Горькую кисть.
8) Цветаева преклонялась перед божественным даром творческой личности Блока, Ахматовой, Мандельштама и других. Поэтому их поэтесса олицетворяла с крыльями ангела, то есть в своих стихах Цветаева обожествляла поэтов. К Блоку она обращалась так:
- И по имени не окликну, / И руками не потянусь.
Восковому, святому лику / Только издали поклонюсь.
Ахматову она превозносит:
- Но человечески мила / Её дремота.
От ангела и от орла. / В ней былочто-то .
Если для всех Ахматова — просто женщина, для Цветаевой она — небесный лик.
Для всех, в томленье славящих твой подъезд, — / Земная женщина, мне же — небесный крест!
Тебе одной ночами кладу поклоны, — / И все твоими очами глядят иконы.
9) Цветаева всегда чувствовала руку Бога. Это отразилось и в поэзии. Символом божественной силы стали колокола. Для неё колокола — это иной мир, мир любви и умиротворения — необходимых условий для творчества.
- … Я бы хотела жить с Вами / В маленьком городе,
Где вечные сумерки / И вечные колокола.
XI. Обобщение
— Насколько актуально, современно звучит для нас Цветаева сегодня? Трудно ли любить по её меркам любви? Трудно. Но только в этом случае, только в этих измерениях любовь становится чувством, созидающим в человеке человека,
XII. Экспресс-опрос с целью проверки степени усвоения новой темы
На основе цитатного плана урока составьте
Цитатный план урока. «Я — бренная пена морская» «Безмерность в мире мер». «Мне синь небес и глаз любимых синь слепят глаза». «Моя душа — мгновений след». «Всё понять и за всех пережить!». «Так вбаливаются в любовь». «Солнце — одно, а шагает по всем городам».
XIII. Домашнее задание
Всем: Заполнить третий столбик в таблице своими ассоциациями и сделать вывод.
Дифференцированно: Написать
- 27192 просмотра