Воспитание поликультурной личности через приобщение к национальным ценностям на основе художественного наследия Ж.Аймауытова, Н.В. Гоголя, Р.Бёрнса
Данилова Л.И. учитель русского языка и литературы СШ № 24 г. Петропавловск |
Нам отказано в долгой жизни;
оставим труды, которые докажут,
что мы жили.Плиний Младший, римский
государственный деятель, писатель
1.2 Жизнь и творчество писателей
Исследователи жизни писателя—
- составление хронологической таблицы
- задания учащимся:
- составление и проведение викторины о писателе — «Смекалистым»;
- работа с дневниковыми записями, письмами писателя — «Архивной»;
- анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих
просле-дить формирование личности писателя; - метод «Помет»: отметить непонятные по значению слова (*)
1. Сын крестьянина, всю жизнь бившийся с нуждой, уже прославленный и
2. Знакомство с «Письмом из Петербурга»
Задания учащимся: Найти «крамольные» места в статье
3. Дополнительные сведения учащихся
Аймауытов жазушы, драматург, аудармашы, зерттеуші, публицист. Павлодарда орысша — қазақша екі кластық мектепті (1914). Семей оқытушылар семинариясын (1918) бітірген. [9]
1989 г. — родился в Павлодарском уезде Семипалатинской губернии волости
1907 г. — в Баянауле поступает в русскую школу.
1908 г. — поступает в сельскохозяйственную школу в Павлодаре, где выступил против произвола и беззакония в школе, за что и был исключен.
1911 г. — вновь в Павлодаре устроился в двухклассную
1914 — 1919 гг. — Семипалатинская учительская семинария. Жусипбек не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни. Здесь он знакомится с Сатпаевым и М. Ауэзовым. Участвует в движении алашордынцев.
1920 г. — заведующим отделом образования в Семипалатинской губернии.
1922 — 1924 гг. — учителем школы в Каркаралинске, затем в Ташкенте в газете «Ак жол», в институте в Оренбурге.
1926 — 1929 гг. — директором педагогического техникума в Шымкенте.
Май 1929 г. — как участник подпольной националистической организации
Исследователи жизни писателя
1. Задания учащимся:
— Игра «Радуга»: представить, в каком цвете видите произведение
— Определить темы произведений Р. Бернса («В горах мое сердце», «Джон Ячменное Зерно», «Честная бедность» и др.).
(о простых людях, воспевание тяжелого труда земледельцев, их быт,
— Чтение наизусть стихотворения «Честная бедность». Каким чувством проникнуто произведение? Чем гордится поэт?
— На основе какого художественного приема построено стихотворение? (
— Какую роль играет рефрен в стихотворении? (заменят противительный союз, НО)
— Какие характеристики поэт дает богачам? Что он ставит превыше
— Созвучно ли это стихотворение нашему времени?
Домашнее задание:
— создать рекламный ролик «Кто честным кормится трудом, — // Таких зову я знатью!»,
— комиксы «Награды, лесть и прочее // Не заменяют ум и честь».
2. Задание учащимся:
— составить таблицу:
Основные периоды жизни
|
Характерные черты периода
|
Произведения
|
— составление словаря собственных имен (поэтонимов):
а) Уездный лекарь Христиан Иванович Гибнер («Ревизор») — фамилия Гибнер построена на немецкий лад, но с саркастическим едким смыслом — ГИБНУТЬ. Христиан — из греч. «ХРИСТИАНИН», и снова сарказм. Отчество врача подчеркивает достоверность изображаемого факта: многие немцы, селившиеся в дореволюционной России, получали искусственное отчество ИВАНОВИЧ.
б) Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин — фамилия образована от западнорусского (украинского, белорусского) и польского слова ШПЕК — «шпион, соглядатай», шпеговать — «шпионить, тайно разузнавать».
в) Судья
г) Городничий Антон Антонович
д) Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов — от «хлоп, холоп» — в польском языке КРЕСТЬЯНИН. Имя, усиливающееся отчеством — ЛУКАВЫЙ ОБМАНЩИК.
е) Амос Федорович Ляпкин — Тяпкин — от древнеевр. «нагруженный, несущий ношу» — СЛУЖБА В ТЯГОСТЬ.
ж) Осип — нар. вариант Иосифа — МУДРЫЙ.
з) Купец Абдулин — простореч. ОБДУТЬ. На то он и купец!
Конкурс актерского мастерства. Фрагменты для чтения (повесть «Шинель»): Диалоги Башмачкина и Петровича», «Башмачкин засыпает», «Предвкушение шинели», «Доктор говорит хозяйке о скорой смерти героя», «Начало повести».
— «Все, что есть в печи, все на стол мечи» — гласит русская пословица, поучая нас быть гостеприимными. А какими яствами угощали Чичикова хлебосольные помещики? На доске рисунки учащихся, изображающие различные кушанья, с соответствующими цитатами из текста. Какими блюдами потчевали Чичикова Манилов (1), Плюшккин (8, 10), Коробочка (3,4), Собакевич (2, 5, 6), Ноздрев (7, 9), трактир (11, 12):
- «Просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца»;
- «ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки»;
- «блины»;
- «лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками»;
- «кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками»;
- «бараний бок с кашей»;
- «мадера, лучше котороой не пивал сам фельдмаршал»;
- «славный ликерчик», «козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но (хозяин) весь
сор-то повынул»; - «рябиновка, имевшая, по словам хозяина, совершеный вкус сивушища во всей сврей силе»;
- «сухарь из кулича»;
- «сосиски с капустой»;
- «слоеный пирожок, нарочно сберегаемый для проезжающих в течение нескольких недель»?
— составление плана к сочинению на тему «Своеобразие реализма Гоголя».
1) Обличительный характер гоголевского реализма:
-
а) изображение пороков общества («Портрет», «Мертвые души»);
б) казнокрадство, взяточничество («Ревизор», «Мертвые души»);
в) застойное состояние общества, жизнь по ранее установленным правилам («Ревизор»);
г) чинопочитание («Нос», «Ревизор»).
2) Личность в уродливом мире:
-
а) разобщенность людей («Петербургские повести»);
б) бездуховность, глупость, невежество (помещики в «Мертвых душах»);
в) подавление талантов и искренних человеческих чувств (Чартков в «Портрете», Пискарев в «Невском проспекте»);
г) презрение к «маленькому человеку» («Шинель»);
д) пошлость пошлого человека (Хлестаков в «Ревизоре», Пирогов в
3) Особенности построения характеров:
-
а) выделение доминирующей черты, гиперболизация (помещики в «
б) уподобление людей миру, возрастающая роль художественной детали (помещики и чиновники в «Мертвых душах»);
в) алогичность речи, абсурдность действий и мыслей (персонажи «
г) гротескная нелепость, сочетание фантастики и реальности («Нос»).
4) Авторская позиция (лирические отступления в «Мертвых душах», «Авторская исповедь»):
-
а) необходимость показать людям «всю глубину… настоящей мерзости»;
б) изображение жизни «сквозь видимый миру смех и незримые, невидимые миру слезы»;
в) желание «устремить общество» к прекрасному;
г) вера в преображение нравственно гибнущей личности и скрытие
5) Реализм Гоголя — первые шаги русского реализма:
-
а) сочетание романтических и реалистических начал;
б) фантастический мир (нефантастическая фантастика: принятие Хлестакова за ревизора; попытка Чичикова купить «мертвые души», то есть купить
в) романтический образ поэта — пророка, обреченного принимать гонения (лирическое отступление в «Мертвых душах» о двух типах писателей).
— нарисовать герб помещиков
(Манилов — на гербе — пчела, мед, трубка. Визуалист — мечтатель — фантазер — беседка. Коробочка — герб в виде замочной скважины. Дубинноголовая —
— схема ответов при изучении романа «Мертвые души»:
ПОМЕЩИК
|
ПОРТРЕТ СЕМЬЯ ХОЗЯЙСТВО УСАДЬБА ПРОДАЖА КРЕСТЬЯН
|
— Игра «Мой дом — моя крепость»: определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, а также найти «лишнее звено» — предмет, не вписывающийся в интерьер этого жилища:
а) «Щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями»; «прекрасная мебель, обтянутая шелковой материей»; «два кресла»; «обтянутые просто рогожею», «турецкие кинжалы», «сабли и два ружья».
б) «Картины с
в) «Пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь»; «стол, стулья, кресла — все было самого тяжелого и беспокойного свойства»; «
г) «Бюро, выложенное перламутною мозаикой, которая местами уже выпала»; «люстра в холстинном мешке от пыли сделавшаяся похожей на шелковый кокон»; «в углу комнаты… на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах»; «горки выбитой из трубки золы» «на обоих окнах».
4. Дополнительные сведения учащихся
Горькую чашу испил до дна Жусипбек. Аймауытов, по профессии учитель,
1913 г. — впервые печатался в газете «Казак».
1916 г. — пьеса на тему отправки казахов на тыловые работы.
17 декабря 1917 г. — в Семипалатинске поставил свою пьесу «Рабига».
1918 г. — участвует вместе с Ауэзовым в издании журнала «Абай». Стихотворение «Кочевье».
Аймауытов — родоначальник жанра романа драмы в современной казахской
1925 — 1926 гг. — драма «Шернияз», посвященная памяти С. Торайгырова,
1926 г. — роман «Карткожа».
1928 г. — роман «Акбилек», повести «Вина Куникей», рассказы «Непостоянный Кожебай», «Мираж».
1929 г. — стихотворения «Лозунг», «Марсельеза воина», пьеса «Мелодия счастья».
Сказки для детей: «Негодная шапка», «Старик и старуха», «Вол — великан», «Три девушки». Переведены на казахский язык монографии, «Азбука коммунизма»
— Тема материнства. Тема положения женщины в обществе.
Составить пятистишие о матери после знакомства с текстом романа «Акбилек» («Тарас Бульба»
а) «Когда вошла соседка,
Успокойся же, Ануар — Жан! Поспи, миленький! — и ладошкой похлопывает
б) «Бедняжка Акбилек! Кому, как ни тебе заливаться слезами? Лишилась ты
в) «Ой, сестры, ай! Не верьте обещаниям мужчин в подлунном мире. Сами себя загоните в неволю! Ой, детишки, ай! Пусть ваши матери не умирают, пока вы растете и не встанете на ноги! В сердце детское вместе с кровью незрелой
— инсценировка обряда гостеприимства.
«Пока гости здоровались, перед ними расстелили скатерть, высыпали горками на нее баурсаки, в двух местах поставили белые тарелки с золотыми плиточками масла, внесли огромный желтый самовар. С двух сторон самовара присели двое слуг и принялись разливать чай в красные фарфоровые чашки, ровненько
— Пошлите на тот край….
За чаепитием беседовали на разные темы. В ту минуту, когда аксакал отирал
- 10604 просмотра