9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Общедидактические принципы обучения неродному языку

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Саутова Т.А., магистр, старший преподаватель, СКГУ им. М.Козыбаева

Отбор и организация материала, выбор упражнений и построение их системы, а также выбор приемов работы не могут быть решены без четкого представления о принципах обучения.

Общедидактические принципы обучения неродному языку

В переводе с латинского языка термин principium — «принцип» обозначает «основа», «первоначало». Принцип обучения — это закономерность, первооснова, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету.

Принципы обучения — это основные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В. А. Ситаров, рассмотрев различные классификации принципов обучения, делает вывод, что не существует какой-либо универсальной классификации, хотя есть классические принципы, которые признаются авторами. Эти принципы можно объединить в следующие 4 группы: методологические (философские), научные, психологические (принципы учета возрастных особенностей, психологии личности, группы и др.), собственно дидактические (принципы доступности, наглядности, индивидуализации и др.) [1, С.214].
Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. В соответствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых, выделяется следующая система принципов обучения: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, принцип научности содержания и методов учебного процесса, принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности, принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, принцип доступности обучения, принцип связи обучения с жизнью, принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы [2, С.200–201].

Кроме вышеназванных принципов Л. В. Загрекова, В. В. Николина выделяют принцип преемственности, принцип прочности, инновационные принципы обучения, принцип создания оптимальных условий для обучения, принцип опережающего обучения, принцип опоры, принцип обучения на высшем уровне трудностей, принцип субъективности, принцип сотрудничества, ценностный принцип.

По определению А. В. Хуторского принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Существуют также принципы личностно-ориентированного обучения: личностного целеполагания ученика; выбор индивидуальной образовательной траектории; метапредметных основ образовательного процесса; продуктивности обучения; первичности образовательной продукции учащегося; ситуативности обучения; образовательной рефлексии [3, С.106]. Все принципы обучения взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют и обуславливают друг друга [4, С.93].

Принцип сознательности и принцип наглядности значимы и для обучения иностранным языкам. В современной науке в процессе познания и усвоения огромная роль отводится механизму аналогии. Тем более это относится к языку с его структурным характером. Поэтому нельзя определять сознательность, принимая во внимание только использование правил, то есть одну дискурсивность. Сознательным усвоением называется такое усвоение, в котором овладение речевой деятельностью обеспечивается правильным соотношением аналогии, интуиции, непроизвольного запоминания и дискурсивности.

По словам Л. С. Выготского, в обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания.

Наглядность создает наиболее легкий и удобный путь для усвоения тех или иных знаний и вместе с тем в корне парализует привычку к самостоятельному мышлению, сознательно устраняет из воспитания все моменты сложной переработки опыта. В процессе речевой деятельности человек опирается на имеющиеся у него представления о действительности, а когда у него перед глазами картина, то он опирается прежде всего на восприятие. Общедидактические принципы лежат в основе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку.

Важным положением принципа коммуникативности является принцип изучения лексики и морфологии.

Коммуникативность проявляется в таком представлении языкового материала, которое адекватно применению языка в жизни. Законченная мысль воплощается в предложении, и только в нем слова и формы становятся коммуникативно значимыми.

По законам психологии развитие коммуникативных умений происходит быстрее и продуктивнее, если процесс овладения языком максимально приближен к реальной коммуникации и протекает в естественном общении. Этому способствует принцип ситуативно-тематической организации учебного материала.

При моделировании содержания обучению языку на начальном этапе за единицу обучения принимается речевое действие, совершаемое в определенной ситуации. Компонентами речевого действия является речевая потребность (интенция), форма ее реализации. На начальном этапе в простом речевом действии она реализуется в форме языковой модели предложения, на среднем — в форме высказывания предложения или сверхфразового единства.

Обучение реальному общению невозможно без знаний и умений в области культуры народа, язык которого изучается, особенностей быта, социальных отношений в обществе. Важно обучать речевому общению с учетом и в соответствии со стереотипами общения, принятыми в обществе.

Любое речевое действие на втором языке обусловлено и системой изучаемого языка, и в отношении одной системы языка (родного) к другой (изучаемого) [5, С.27]. Можно выделить пять принципов коммуникативного обучения общению: принцип речемыслительной активности, принцип индивидуализации, принцип функциональности, принцип ситуативности, принцип новизны.

Принцип ситуативности выполняет функцию речевой стимуляции. Коммуникативная ситуация дает возможность самостоятельно определять содержание своего высказывания, т. е. действовать так, как они действовали бы в реальном общении.

Подготовить обучаемого к эвристичности общения, развить у него способность к адекватному реагированию можно только благодаря постоянной смене названных компонентов. Варьирование видов заданий, учебного материала, видов учебной работы призвано обеспечить мобильность речевых навыков, что достигается за счет развития навыков спонтанной речи, способности перефразировать, умения комбинировать полученную информацию и т. д. [6, С.19].

Принцип личностно ориентированной направленности обучения является одним из важных общедидактических принципов обучения иностранным языкам. Основное содержание принципа личностно ориентированной направленности обучения иностранным языкам заключается в последовательной активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров.

Особенно важное значение в организации современного учебного предмета имеет второй общедидактический принцип — принцип сознательности. Навыки и умения владения языковым материалом формируются на сознательной основе.

Суть третьего дидактического принципа заключается в том, что обучение иностранным языкам должно строиться как творческий процесс. Четвертый дидактический принцип связан с деятельностным характером обучения вообще и иностранным языкам в частности. Его содержание сводится к следующему: обучение иностранным языкам, нацеленное на формирование у учащихся способности к межкультурной коммуникации, должно носить деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащегося [7, С.147].

Основное содержание последнего дидактического принципа заключается в следующем. Обучение иностранным языкам должно быть направлено на формирование автономии обучающегося в учебной деятельности по овладению конкретным изучаемым языком. При реализации данного принципа основная задача преподавателя — помочь каждому студенту осознать свой путь овладения языком.

Литература

  1. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие. — Москва: Академия, 2004. — 368 с.
  2. Пидкасистый П. И. Педагогика: Учеб.пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2002. — 640 с.
  3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебное пособие. — М.: Высш. Шк., 2007. — 639 с.
  4. Кукушкин В. С. Теория и методика обучения: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 474 с.
  5. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1966. — 290 с.
  6. Серединцева А. С. Коммуникативно-ситуативное обучение студентов педагогического колледжа иностранному языку (на материале английского языка) — диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Волгоград, 2007. — 218с.
  7. Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб. пособие. — Москва: Академия, 2004. — 336с.

Журнал «Мастер класса» № 1 2012

Категория: