9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Праздник Наурыз

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Наурыз — древнейший природный праздник, который в современном мире отмечают многие народы. Когда началось его празднование, нет исторических сведений, так глубоки его корни.

Праздник Наурыз | Фото с сайта shimkent.info

По народному гражданскому календарю казахов до большевистского переворота 1917 года в России Наурыз праздновался как Новый Год, эта традиция существовала до 1926 года. Во время гонений на религию в СССР Наурыз был запрещен советской властью, которая по невежеству своему и ненависти к религиям считала его религиозным и националистическим праздником.

Это не религиозный праздник, как руководство советской власти вбивало в голову народам, он и не национальный праздник в узком смысле слова. Талибы Афганистана, запрещая этот праздник, признают его неисламским — нерелигиозным. Этот праздник возник в те далекие времена, когда еще не было современных религий и национальностей. Великий поэт и ученый Омар Хайям (полное его имя — Гийяс ар-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям) в XI веке в правление султана Джалал ад-Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Сельджука создал новый календарь, названный именем султана — «Летоисчисление Малики», который был основан на природном начале года — на день, когда солнце вступает в созвездие Овен и начинается первый день после весеннего равноденствия.

Таким образом, месяцы этого летоисчисления были настоящими солнечными месяцами. Но этому календарю средняя продолжительность года равна 365,2400 суткам, при которой отклонение от истинного солнечного года составляет 0,0002 суток, таким образом, ошибка в один день накапливается за 5000 лет. Для сравнения — по календарю, которым мы пользуемся сегодня в мире, средняя продолжительность года равна 365,2425 суткам, при этом отклонение от истинного года равно 0,0003 суткам, а ошибка в один день накапливается за 3333 года (газета «Поиск» N 36. 5—11 сентября 1998 г.).

Возникшие значительно позднее религии заимствовали лучшие традиции и духовное богатство, присущие этому празднику, у народа, чтобы пропагандировать свою новую веру. В вековой борьбе с природным праздником Наурыз у современных народов оказались победителями праздники, установленные власть имущими людьми искусственно: политические, идеологические, религиозные и т. д., которые привели к разъединению народов по разным признакам. Таким образом, природный — поистине всех народов Земли праздник Наурыз отошел на второй план. В Наурызе заложено много народных установлений морали и этики, веками выработанные человечеством еще в дорелигиозную эпоху, вместе с тем он вобрал в себя положительные элементы морали, выработанные религиозными представлениями.

Это — день, когда небесные светила: созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь — круг. Наурыз называется у казахов также «Улыстын улы купи» (Великий день народа). Но используемому нами григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22-марта. Месяц Наурыз — продолжается с 22 марта по 21 апреля. Само слово «наурыз» восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: ноу «новый» + роуз «день».

Слово «Наурыз» в казахском языке имеет несколько значений: 1) название первого дня Нового года, 2) название первого месяца каждого года животного цикла в 1998 г. — года Барса, 3) название праздника Нового года, 4) название угощений, приносимых в этот праздник («Наурыз коже»), 5) название жанра стихов и песен.

По древним представлениям казахов и их предков — тюрков каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года — Наурыз «день весеннего равноденствия». Ср. казахские выражения «алты аи жаз боны» (шесть месяцев лета), «алты аи кыс боиы» (шесть месяцев зимы) «аш жаздай» (все лето), «ала кыстай» (всю зиму) и т. д. Летние месяцы олицетворяли положительный образ, а зимние — отрицательный, соответственно они обозначали добро и зло. Символически Наурыз выступает как первый день наступления добра, его победы над злом. Этот мотив сохранился в казахских мифах и сказках, он встречается и в древнем иранском памятнике до нашей эры — «Авесте».

У казахов бывшего СССР на территории России и Казахстана Наурыз возрождается с первой половины 90-х годов XX века, с началом процесса демократизации российскою общества, с обретением Казахстаном независимости.

Традиционное приветствие в этот день — обязательно с чередованием объятий через оба плеча, надо жать руку друг другу двумя руками. Наурыз — день радости. Много веселых и радостных песен и стихов о Наурызе было сочинено казахами, у которых существует особый вид жанра поэзии — Песни о Наурызе С Наурызом связаны многие выражения и понятия, такие как: Наурыз тойы Праздник Наурыз. Наурыз жыры — песни наурыза, Наурыз коже благотвори тельное угощение пищей, лаурыз шешек — первоцвет (примула) и т. д. Детям, родившимся в дни праздника Наурыз дают составные имена с первой частью Наурыз: Наурызбай, Наурызгуль и т. д.

Наурыз — день обновления природы и соответственно у людей это — праздник обновления и очищения от грязи тела, одежды, дома, очищения от зла, ненависти, грехов Он призывает людей к очищению их души, очищению от ненависти, к прощению людям их грехов и зла. В этот день открывают и вычищают источники, родники, водоемы, колодцы.

По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходи! счастье, поэому эта ночь называется «Кызыр тули» (Ночь счастья), это также «день прихода добра на землю», «день прилета грачей», «начало года», «день когда зеленое счастье (т. е. трава) открывает глаза», «день спуска на Землю Года», «День, когда каменные груди Матери-Земли смягчаются и они дают молоко», «День, когда растает синий камень Самарканда» и т. д. «Жер бетте жаксылык уялагап куц» (День, когда на земле устанавливается добро).

Древние тюрки — предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Существует казахское выражение «Одежда» словно белый снег Наурыза. Когда Новый год в ночь Счастья перешагивает в дом через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: «Одна лучина не станет светом». «Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла». Поэтому накануне праздника люди наводили идеальную чистоту и порядок в доме. Заполняли все пустые посуды продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года.

Существуют также немало ритуалов праздника, направленные на единение и чистоту. Например, в этот день молодые девушки готовят для парней специальное угощение «Уикыашар» (Развевающее сон), а парни в свою очередь дарят девушкам зеркало, гребенки, ароматные жидкости, символизирующие чистоту, молодость, красоту — Наурыз «Праздник Единения». В этот день готовят главное угощение праздника Наурыз кожe — специальную праздничную пищу из семи продуктов. Смешивают в нем свежую голову барана с вяленым мясом с прошлого года, добавив свежо надоенное молоко. Это представляет собой символ начала нового года и прощание со старым годом.

Огромный котел для наурыз коже — также символ единства. С единением народа связаны пословицы и поговорки, которые часто употребляются в этот праздник: Если родственники не встречаются хоть раз в месяц, они становятся чужими. Давайте из одного воротника выведем наши головы, а из единого рукава — наши руки. Если мы вчетвером едины, к нам придет даже то, что в небесах, если нас шестеро, но мы разъединены, уйдет даже то, что у нас уже во рту. В этот день соединяются единокровные, единоверцы, одноаульцы и т. д.

Этот праздник символизирует равенство всех, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем — что обычно запрещается. В этот день молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими. Шесть дней тренируются мужчины для разнообразных состязаний, юг — кто первым стрелой сбивает золотую бляху на шесте, становится царем в этот день и т. д.

В этот праздничный день нет ни царя, ни рабов, в этот день хан сажал на свой трон раба. Это — день равенства всех: мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных. Это — праздник уважения к старшему, любви к младшему.

Наурыз — Праздник прощения — Добро прощает зло. Это — праздник милосердия, он призывает людей к любви и прощению грехов и обид. Помощь сильного слабому, богатого бедному особенно престижно в этот праздник. Па Наурыз прекращались войны между враждующими. Много пословиц и поговорок, связанных с прощением, на устах людей в этот праздник, например: Если кто побьет тебя камнем, угости его пищей и т, д. В этот день проводится много благотворительных деяний имущими.

Наурыз — праздник интернациональный, о чем люди уже забыли. Помимо предков казахов — тюрков праздновали его иранцы, древние греки, согдийцы, буряты, бирманцы и другие народы. Известно, что англичане праздновали очень близкую дату — 26 марта как Новый год до XVIII века.

С завоеванием территории казахов и других тюркских народов арабами и введением ислама праздник Наурыз был использован арабскими правителями и мусульманским духовенством в целях распространения ислама, для поднятия его авторитета, а также для пропаганды арабской культуры. Наурыз был назван праздником в честь пророка Али, а благотворительные угощения, приносимые казахами 22 марта, считали жертвоприношением в честь дня рождения пророка Мухаммеда.

Московские казахи всенародный Праздник Наурыз вернули себе и начали отмечать его с 1990 г. со времени создания в столице казахских общественных организаций. Уже существует определенные традиции. Устраиваются народные игры с качелями алтыбакаи, соревнования борцов, состязания акынов-импровизаторов, песнопение, детские игры и т. д. в разных местах и помещениях. В России казахи отмечают Наурыз в тех регионах, где они проживают компактно. Из других диаспор Наурыз регулярно отмечают в Москве также азербайджанцы, курды, уйгуры и др. В Казахстане, особенно — на юге, где к этому дню уже становится тепло, появляется зеленая трава, скот дает молоко, Наурыз празднуют с широтой, устраивая на полях скачки, козлодранье, айтыс-состязание в стихах, борьба, игры и т. д.

По существующей традиции в этот день мудрые старейшины аксакалы дарят обществу Слово-благословение. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в душу людей и надолго они запомнили их. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: «Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!»

Наурыз — вечный праздник единства природы и человека, он установлен не людьми, не политическими или религиозными деятелями, партиями или властями, а изначально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери-Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов — Праздник праздников. Он не подвержен изменениям политики, идеологии, расовых, религиозных и других представлений, разъединяющих человечество. Вполне возможно, что когда жители нашего общего дома — планеты Земля поймут изначальную истину о том, что все люди — прежде всего дети единой Матери-Природы, этот праздник станет всеобщим.

Кенесбай Мусаев, Главный научный сотрудник Института языкознания РАН, Доктор филологических наук, профессор МГУ, Член-корреспондент Национальной АН Казахстана, Председатель Казахской Региональной НКА Москвы

Источник: Неономад

Категория: