Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Освоение целины

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Туякова А.К.
учитель истории гимназии «БЭСТ»
г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Туякова А.К.

 

Класс: 5

 

Предмет: Рассказы по истории Казахстана

Общедидактическая цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о поднятии целинных и залежных земель

Триединая дидактическая цель:

Образовательная — сформировать знания о процессе поднятия целинных и залежных земель, условия, которые вызвали данный процесс, итоги, превращения северного Казахстана в житницу страны.

Развивающая — развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах.

Воспитательная — интерес к героическому прошлому страны, богатству, формирование толерантных отношений

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы:

  1. Словесный — рассказ
  2. Наглядный — презентация

Основные понятия: целина, эрозия, гумус

Методы контроля: письменный — тест 4 варианта

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1. Презентация, включающая в себя иллюстративный материал, помогающий понять тему
  2. Учебник Рассказы по истории Казахстана
  3. Физическая карта Казахстана

Межпредметные связи: всемирная история

Информационный блок: анализ цитаты о целине

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какими путями можно было поднимать разрушенную экономику страны»

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему.

2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя
Деятельность ученика
2.1. Вопросы по домашнему заданию. Какие термины вызвали затруднения?
2.2. Тест на 4 варианта по 10 вопросов
2.3. Итог по теме
Ответы на вопрос. Выполнение тестовых заданий.
3. Подготовка к основному этапу занятий

3.1 Слайд № 2 Применение технологий критического мышления. Мозговой штурм, Информационный блок: анализ цитаты на слайде № 1 Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Как можно было восстановить разрушенную экономику и сельское хозяйство»
Беседа:
1. Сколько людей погибло?
2. Сколько городов и деревень разрушено?
Словесный метод — рассказ. Страна была ослаблена и необходимо было решить проблемы, возникшие в сельском хозяйстве.
3.3. Целеполагание. В ходе урока ответить на вопрос «В результате политики СССР по решению проблем в С/Х каких последствий было больше: негативных или позитивных «

Отвечают на вопросы, анализируют.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
  • 4.1 Слайд № 2, Словесный метод-рассказ.

1946–1950 Поднятие сельского хозяйства
1954 г. — Начало освоения целинных и залежных земель

 

Освоение целины — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954–1960 путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.

  • 4.2 Работа с картой. Слайд № 3 (показать какие регионы были задействованы в программе)
  • 4.3 Слайд № 4. Работа в тетради

4.4 Словесный метод — рассказ. Слайды № 5,6,7, 8. Звучит музыка. «Целина» (на фоне рассказ учителя) За первые 3 года в Казахстан приехало 650 тысяч людей из Молдавии, Украины, Белоруссии. Им предоставлялись хорошие условия. Освобождались от налогов на 2–2,5 года, кредиты в размере 10 тыс. рублей на строительство дома, 10 тыс рублей на для покупки скота, главе семьи — 500, каждому члену семьи — 150–200

  • 4.5 Работа с учебником.

Слайд № 9 Стр. 166–167
Прочитайте и найдите
1 вариант положительные итоги освоения целинных земель
2 вариант — отрицательные последствия

 

Анализ информации на слайде.
Запись в тетрадь со слайда

Запись территорий, которые были задействованы в целине

Работа с учебником.

5. Первичная проверка понимания
Проверка Слайд № 10 Запись в тетради
6. Закрепление знаний и способов действий
Ответьте на вопрос:
1. Когда началось освоение целины и почему
2. Какие регионы Казахстана были охвачены
3. Сколько га земли было распахано
4. Сколько человек приехало в Казахстан
5. Какие льготы предоставлялись переселенцам
6. Назовите положительные последствия освоения целины
7. Назовите отрицательные последствия освоения целины
Работа с учебником и тетрадью
7. Обобщение и систематизация
7.1. Ответ на вопрос урока, «каких последствий было больше»  
8. Подведение итогов занятия
9. Домашние задание. Параграф 53, доклады
Слайд № 11.
Доклады: «Тохтар Аубакиров», «Талгат Мусабаев»
11. Рефлексия. 12 слайд Оценивают свою работу на уроке

Приложение

Гумус

Эрозия

Целина

Категория: