Тема: Осенняя палитра
Саумалкольская
Айыртауский район
6 класс
Цель:
- Формирование образного представления учащихся об осени.
- Отработка навыков работы в различных жанрах изобразительного искусства.
Задачи:
- Закрепить на примере осени понятие о жанрах: пейзаже, портрете, натюрморте. Выполнить осенний натюрморт в технике аппликации.
- Развивать творческое воображение, образное мышление и фантазию.
- Воспитывать чувство восприятия прекрасного, чувство цвета и художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность:
- электронная презентация;
- пейзажи И.Левитана, В.Поленова,
А. И. Куинджи , Клода Моне, Е.Нолан, Р.Кульбатырова; - рисунки учащихся (осенние пейзажи и портреты осени);
- кроссворд, мозаика.
Оборудование и материалы:
- музыкальный ряд (Г. Свиридов «Осень»,
П. И. Чайковский «Осенняя песня»); - магнитная доска;
- цветная бумага, клей, ножницы, заготовки изображений овощей и фруктов.
Ход урока
I. Вступление
Учитель. Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему урока, вам необходимо собрать картину из кусочков, указать её название и автора. (Слайд 1).
Ученик собирает мозаику на интерактивной доске.
Учитель. Назовите работу и её автора.
Ученик. Это картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
Учитель. Вы правы. Наш урок посвящён осени. Тема урока «Осенняя палитра». Сегодня мы постараемся представить осень в разных жанрах — в пейзаже, портрете и натюрморте. Вспомним эти жанры и выполним натюрморт в технике аппликации. (Слайд 2).
II. Основная часть
1. Беседа о пейзаже
Учитель. «Унылая пора! Очей очарованье!» — так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. А вот такую осень смог увидеть и описать Иван Алексеевич Бунин —
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Осень красивое время года. Осенний пейзаж вобрал в себя все цвета радуги и множество оттенков этих цветов.
Учитель. Вы сейчас услышали слово «пейзаж». Что называется пейзажем?
Ученики. Пейзаж — это изображение природы.
Учитель. Что должен знать художник, чтобы выполнить пейзаж?
Ученики. Художник должен знать, что такое линия горизонта, точка схода и использовать законы перспективы.
Учитель. Что такое линия горизонта?
Ученики. Это линия, находящаяся на уровне глаз, которая делит на рисунке землю и небо.
Учитель. Что такое перспектива и каковы её виды?
Ученик. Перспектива — это правило изображения предметов на плоскости, которое помогает почувствовать пространство. Перспектива бывает линейной и воздушной. Линейная связана с линиями, а воздушная — с цветом предметов.
Учитель. Послушайте стихотворение об осени З.Федоровской.
Ученик.
- Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила —
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
А ручьи лесные — чистоты хрустальной,
Льется разговор их холодно печальный,
Утешает осень, — не жалейте лето,
Посмотрите, роща золотом одета.
Учитель.
(Демонстрация слайдов 3–11 с осенними пейзажами
Учитель дает краткое пояснение по ходу демонстрации слайдов.
Учитель. На прошлых уроках мы с вами выполняли осенние пейзажи. Посмотрим, что у нас получилось. Учащиеся комментируют работы. (Слайд 12, 13, 14).
Учитель. Спасибо за рассказ. Ко мне в руки прилетели осенние листья со странными загадками: (слайд 15, листья с загадками)
- Все лето над нами о
к зиме под ногами они зашуршали.
(Листья)
- Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
(Дождь)
- Клены смотрят удивленно: маляра и краски нет…
Кто ж окрасил их, зеленых, в красный и лиловый цвет?
(Осень)
2. Беседа о портрете
Учитель. А как бы выглядела осень на портрете? Что такое портрет?
Ученики. Портрет — это изображение человека.
Учитель. Послушайте стихотворение о портрете.
Ученик.
- Если видишь, что с картины
Смотрит
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька — твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
Учитель. Дома вы должны были выполнить портрет Осени. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Слайд 16, 17, 18).
Учащиеся представляют свои работы.
3. Беседа о натюрморте
Учитель. Осень красива не только своими пейзажами, но она богата всевозможными природными дарами. Из даров осени можно составить замечательные осенние натюрморты. А что такое «натюрморт»?
Ученики. Натюрморт — это группа предметов, составленная по замыслу художника.
Учитель. Что необходимо знать художнику, чтобы изобразить натюрморт?
Ученики. Надо правильно составить композицию, учесть равновесие предметов в постановке, определить центр композиции.
Учитель. Что такое центр композиции?
Ученики. Самый большой предмет или яркий по цвету. Он может находиться в центре или смещён в сторону.
Учитель. Сейчас мы послушаем стихотворение о натюрморте.
Ученик.
- Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт.
(Слайд 19, натюрморт «Завтрак с омаром» Адриана ван Бейерена)
Учитель поясняет, почему голландские художники называли свои натюрморты «stilleven» — «тихая жизнь», дает пояснение к картине Адриана ван Бейерена.
4. Самостоятельная работа
Учитель. Сейчас вы должны составить свой осенний натюрморт в технике аппликации. Слово «аппликация» — латинское слово, переводится — «прикладывать». Мы уже знакомы с этой техникой. У вас на столах цветная бумага, клей, ножницы, заготовки предметов. Работаем в парах (формат работы А3). Учтите законы композиции, центр композиции, цветовое решение.
(Слайд 20, заставка аппликационного натюрморта). Включается музыкальное сопровождение. Ученики работают в парах. Учитель помогает по мере необходимости.
5. Презентация работ (Слайд 22, работы детей: осенние пейзажи и портреты Осени).
III. Закрепление знаний
Ученики пишут ответы на интерактивной доске.
Вопросы к кроссворду:
- Жанр в котором изображают человека?
- Инструмент скульптора.
- Как называется жанр изобразительного искусства изображающий природу?
- Жанр изображающий группу предметов расставленных по замыслу художника?
- Краски в состав которых входят белила.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель. Сегодня мы увидели много ярких цветов на палитре Осени. И саму Осень мы смогли представить и изобразить в разных жанрах изобразительного искусства: пейзаже, портрете, натюрморте, Мы любовались красотой осенней природы, радовались осенним дарам и восхищались портретами Осени. Хочется, чтобы такую осень увидели все люди, чтобы они, как мы, почувствовали радость от увиденного и бережней стали относиться к природе.
IV. Домашнее задание
Понаблюдайте за природой и сделайте несколько зарисовок деревьев.
- 17021 просмотр