9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у представителей различных религиозных течений, в данном случае у верующих в бога и атеистов.

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

Проблема: Определить насколько мировоззрение может влиять на образ жизни человека и как варьируется понимание смерти у представителей различных религиозных и нерелигиозных течений.

Актуальность: Рост упаднических настроений в обществе в связи с появлением новых информационных технологий, увеличением количества стрессовых ситуаций и смещением жизненных ориентиров населения.

Цель: Выявить тенденции развития духовной жизни представителей различных религиозных течений.

Задачи:

  • Выявить понимание смерти у представителей религиозно-философских течений;
  • Обнаружить зависимость представлений о загробной жизни от мировоззрения респондента;
  • Сопоставить субъективные оценки респондентов с официальной точкой зрения, принятой в рамках данного мировоззрения.

Гипотеза: Мировоззрение влияет на отношение к жизни и смерти, следствием чего являются различия в мотивации поведения индивидов с различными религиозно-философскими убеждениями.

Метод: Опрос при помощи анкеты. Респонденту предлагается для заполнения форма, содержащая ряд вопросов, имеющих целью выявить особенности мировоззрения респондента и его субъективные взгляды на проблему. Выбор такого способа сбора данных объясняется наличием следующих факторов: экономия времени, денег, человеческих ресурсов, высокое качество собираемых данных, возможность индивидуальной обратной связи, отсутствие влияния интервьюера на респондента, относительная анонимность, располагающая к более откровенным ответам. Всё это дает возможность получать более развернутые ответы при проведении опроса.

Источники информации: периодические издания «Социс (Социологические исследования)», «Вопросы социологии», «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Психологический журнал» и др., а также религиозно-философские ресурсы сети Интернет.

1. Орг. момент урока

2. Постановка проблемы

Учитель: В связи с нестабильностью современной жизни растет количество тоталитарных религиозных сект, участились случаи суицидов. Зачастую люди не осознают, какие идеи и какое мировоззрение характерны для тех религиозных течений, к которым они себя причисляют. В связи с этим нередко их поведение не может быть адекватным мировоззрению, к которому они номинально относятся.

С момента появления Homo Sapiens проблема смерти и жизни после смерти волновала человечество. Об это можно судить по найденным древним захоронениям, по данным фольклористов, изучающих мифологию различных народов. С появлением монотеизма мифологические представления сменились представлением о рае и аде, бессмертии души и о посмертном воздаянии.

С другой стороны, прогресс человеческого общества сопровождался появлением инакомыслия, возникновением течений, оппозиционных официальной церкви, в том числе и атеистических.

В социологии проблема отношения людей к смерти изучена слабо. Одной из причин является то, что считается неэтичным задавать людям вопросы, связанные со смертью. Вопрос о жизни и смерти относится, скорее, к разряду философских и теологических.

Тем не менее, в ХХ веке были предприняты попытки исследования отношения людей к смерти. Например, У. Шибл (W. Schibles) в своей работе «Death. An Interdisciplinary Analysis» (Wisconsin, 1974) приводит примеры опросников, позволяющих выявить отношение людей к смерти. В России тесты Шибла были использованы при проведении исследования отношения к смерти молодежи (май 1997 года, Тверской государственный технический университет), о котором пишет И. Н. Лаврикова в своей работе «Молодежь: отношение к смерти». В частности, она пишет: «Был проведен социологический опрос, который стал источником любопытной информации, укрепившей меня во мнении, что отношение к смерти — верный индикатор отношения к жизни как конкретно-единичного человека, так и общества в целом».

Лавриковой были получены следующие данные. На вопрос «Что такое смерть?» были получены следующие ответы:

  • «Переход в более совершенный мир» — 19,3%;
  • «Процесс отделения души от тела» — 18%;
  • «Прекращение биологического существования» — 12%;
  • «Подведение итогов жизни» — 7,3%;

Кроме того, среди ответов были и такие: «начало вечной жизни», «свобода», «жизнь после жизни».

В наличии души уверены 87,3% опрашиваемых, в бессмертие верят 36,7%, не верят — 44,7%, а 2% верят в бессмертие в детях и внуках.

Теоретическая интерпретация

Для начала обозначим мотивы, заставляющие людей задумываться над вопросами жизни и смерти.

Учащиеся:

  1. Страх перед неизвестным;
  2. Любопытство;
  3. Подражание авторитетам;
  4. Влияние окружения;
  5. Попытки самоопределения и самоутверждения.

На мотивацию влияет и социальный статус респондента, а также особенности его мировоззрения.

Социальный статус — устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными правами, обязанностями и ожиданиями. Статус эквивалентен роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение.

Понятие социального статуса тесно связано с понятием социального института.

Социальный институт — это относительно стабильная интегрированная совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют сферами социальной жизни (образование и культура, управление и право, религия, производство, и экономика, семья). Они нужны для удовлетворения потребностей человека и общества.

Социальные институты подразумевают определенные нормы и санкции, а также включают в себя социальные организации.

Учитель: Проблематика нашего исследования связана с таким социальным институтом, как религия, поэтому мы рассматриваем только два социальных статуса — мирянин и служитель культа.

Социальные ценности — значимость явлений и предметов в реальной деятельности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктом общественного сознания. Ценности выстраиваются в определенную иерархическую систему, которая имеет конкретно-исторический смысл и содержание. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

  1. смысложизненные (добро, зло, счастье, благо и т. д.)
  2. универсальные:
      a. витальные (здоровье, безопасность, семья, образование и т. д.);
      b. демократические (свобода слова, совести, партий и т. д.);
      c. общественного признания (трудолюбие, социальное положение);
      d. межличностное общение (честность, терпимость, взаимопомощь);
      e. личностного развития (собственное достоинство, свобода творчества)
  3. партикулярные:
      a. традиционные (любовь к малой родине, семье и т. д.);
      b. религиозные (вера в Бога, стремление к Абсолюту);
      c. урбанистические (личный успех, социальная мобильность и т. д.);
      коллективистские (взаимопомощь, солидарность, дисциплина и т. д.).

Одним из опорных понятий нашего исследования можно считать само понятие смерти, интерпретация которого в различных философских и религиозных системах варьируется достаточно широко. Итак: «Человеческая культура выработала основные отношения к факту смерти:

  • смерть — иллюзия. Исходным экзистенциальным базисом служит чувство органического единства субъекта со всем живым окружением, социумом, космосом, ощущение полной причастности к бытию;
  • смерть — трагедия. Здесь на первый план выступают индивидуальность, осознание субъектом собственной уникальности и, как следствие, разобщенность с миром. Столкновение с мыслью о смерти и порождает трагедию обособленной (частной) личности, вынужденной противостоять ей в одиночестве и понимающей свою обреченность в борьбе;
  • смерть „взаимообратима“ с жизнью. Такое отношение обусловлено утратой возможности самоидентификации субъекта, как на индивидуальном, так и на всеобщем уровне».

Некоторые христиане не признают мнение Толстого авторитетным, так что приведем христианское понимание смерти.

«Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнею. Душа также может умереть, но не так, как умирает тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается; а душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания. Смерть вошла в мир через грех наших прародителей. Все люди родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как из зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство».

Подобно другим мировым религиям, ислам утверждает, что физическая кончина не является итогом человеческого существования. Смерть переводит душу и тело в иные ипостаси. В послекораническое время в исламе сложилось представление, что между смертью и Судным днем, когда Аллах будет окончательно решать судьбы всех людей, существует промежуточное состояние «барзах» («преграда» (Коран, 23:100/102). В этом промежутке тела умерших все еще обладают способностью чувствовать, хотя и находятся в могилах, а души умерших попадают либо на небеса (души мусульман), либо в колодец Барахут в Хадрама-уте (души неверных). Когда Аллах решит, что наступило время для последнего Суда, то все мертвые будут воскрешены и предстанут перед Богом. Праведники после Суда обретут вечное блаженство в раю — ал-Джанне (в буквальном переводе «сад»).

Поскольку в буддизме цель номер один — освобождение от страданий, то смерть, помогающую вам в этом, Будда рассматривает как оптимальный финал жизни:

  • Мгновенно, мгновенно все составленное;
  • Жизнь в нём повита смертью;
  • Все разрушается, созидаясь;
  • Блаженны притекшие к месту покоя.

Смерть не просто естественна, она желанна. Познающий истину, стремящийся к Абсолюту должен, по учению Будды, подавлять в себе все чувственные ощущения, все краски и запахи земли. Вот почему смерть — необходимая ступень к Идеалу. Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба человека зависит от его земной жизни. После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное перерождение (так называемое переселение душ, сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану.

Учение о переселении душ, еще до Будды существовавшее в брахманизме, говорит о том, что душа человека, согласно закону кармы, проходит бесконечный ряд переселений, причем воплощается не только в людях, но и в растениях, животных. Некоторым дано воплощаться в царях, брахманах и небожителях.

Согласно языческим воззрениям, отраженным в дошедших до наших дней писаниях волхвов, именно Явь (Наш Мир, Мир Сей) является «самым совершенным», поскольку именно в нем воплощены обе дуалистичные, взаимосвязанные, не враждующие категории — материя и дух. В отличие от несовершенного «мира иного», где присутствует лишь одинокий дух без материи, Мир Сей полноценен. Именно материя придает ему красочность и многоплановость. Соответственно своим представлениям, язычник уже живет в раю: здесь — его земля, его небо, его леса и поля, его дело, друзья, родственники, и рядом с ним незримо присутствуют так же и души Предков; здесь же его искания, борьба, радость, боль, счастье, испытания, смерть, жизнь — в таком замечательном райско-адскомадско-райском переплетении. В Этом Мире есть все, и «доброе» и «злое», и он-то есть настоящий рай. Язычники считают, что, уже живя праведно в этом земном рае, они так же продолжат свою жизнь в ином рае (Ирии), где у подножья гор Рипейских посреди лугов зеленых течет молочная река; и там же, в Сварге Небесной (в Ирии) живут по соседству со своими родителями-богами их Предки. И не то чтобы в Ирии все безоблачно и безбедно. Там «так же, как и здесь, только лучше».

Иудеи считают, что смерть — это разрушение целостного человека. Его природная часть — тело («прах земной»)- отдается земле, из которой оно и взято, разрушается и превращается в нее, в воду, в воздух, становится пищей мелких земляных тварей. Божественная душа нематериальна, а потому неразложима и бессмертна. И она возвращается к тому, кто дал ее человеку. Однако иудаизм верит не только в бессмертие божественной души. В конце времён Бог совершит воскрешение мёртвых. Разрушенный смертью, целостный человек будет вновь восстановлен: бессмертные души опять обретут тела.

В Торе упомянуты Геена. Это метафора. Геена — это долина Геенома, расположенная к югу от Иерусалима, где некогда язычники сжигали детей, принося их в жертву Молоху. В Геене сгорают полностью лишь безнадёжно осквернённые души, остальные очищаются от скверны. Иудаизм более ориентирован на «эту» жизнь. Что касается того, что будет после смерти, то Бог откроет это человеку в своё время. Если человек прожил жизнь правильно, то и там «всё будет хорошо».

В Каббале сказано, что если человек не выполнил данную ему Богом жизненную задачу, то ему предоставляется ещё одна попытка: он рождается снова. Праведники также рождаются повторно — для блага человечества. Такое переселение души называется на иврите «гилгул».

Научные атеисты считают, что «смерть — это прекращение жизнедеятельности организма, в результате чего заканчивается его индивидуальное существование. Религиозные представления о смерти носят антинаучный характер. Смерть человека рассматривается как смерть его тела, являющегося вместилищем божественной души, которая продолжает самостоятельное существование в потустороннем мире. Религиозная идея бессмертия души, пребывающей после смерти человека в раю или аду в зависимости от его поведения в „этом мире“, противоречит здравому смыслу, основана на отсталых, невежественных представлениях о сущности жизни и смерти.

Наука рассматривает смерть как естественный процесс. Смерть, означающая конец жизни, вовсе не обесценивает реальную земную жизнь, как это пытаются представить религиозные идеологи. Напротив, жизнь приобретает особую ценность как период плодотворной деятельности человека, оставляющего свой неповторимый след в жизни».

Сатанисты считают, что «жизнь — это великое развлечение, смерть — великий пост, и нет ничего после жизни».

Агностики не могут рассуждать о смерти, так как не признают знаний, не верифицируемых эмпирическим путем.

3. Анкета

Анкета представляет собой форму следующего содержания:

Учитель проводит социологическое исследование на тему:
«Отношение к смерти у верующих и атеистов». Нам интересно Ваше мнение. Заполните, пожалуйста, анкету. Поля, обозначенные звездочкой (*), обязательны для заполнения.

  1. Фамилия, имя
  2. Ник
  3. Ваш e-mail
  4. Пол
  5. Возраст
  6. Ваше мировоззрение (*)
    • Вы верующий
    • Вы неверующий
  7. Если Вы верующий, выберите свою религию (*)
    • христианство
    • иудаизм
    • буддизм
    • язычество
    • ислам
    • другое
  8. Если Вы верующий, выберите свой социальный статус (*)
    • мирянин
    • служитель культа
  9. Если Вы неверующий, выберите свое мировоззрение (*)
    • научный атеизм
    • неверие
    • сатанизм
    • агностицизм
    • другое

    А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Нас интересует Ваше личное мнение по поводу этих вопросов: (*)

  10. Как Вы думаете, что есть смерть?
  11. Как Вы считаете, есть ли жизнь после смерти?
  12. Влияют ли мысли о смерти на Вашу жизнь?
  13. Как Вы думаете, если существует жизнь после смерти, что будет с Вами?
  14. Что бы Вы еще хотели сказать, обсуждая тему смерти и жизни после смерти?

Благодарю за ответы.

4. Результат опроса

В процентном соотношении респонденты разделились следующим образом:

Атеисты
Теисты
Научные атеисты — 13%
Неверующие — 11%
Сатанисты — 22%
Агностики — 3%
Остальные — 13%
Христиане — 12%
Иудеи — 2%
Буддисты — 2%
Язычники — 6%
Мусульмане — 5%
Остальные — 5%

Вопрос о статусе верующих не дал существенного результата, т. к. в числе респондентов не было ни одного служителя культа.

На вопрос «Как Вы думаете, если существует жизнь после смерти, что будет с Вами?» оптимистичные ответы дали:

Атеисты
Теисты
Научные атеисты — 30,7%
Неверующие — 9%
Сатанисты — 13%
Агностики — 33,3%
Остальные — 15,4%
Христиане — 25%
Иудеи — 50%
Буддисты — 100%
Язычники — 16,6%
Мусульмане — 40%
Остальные — 40%

Пессимистичные ответы дали:

Атеисты
Теисты
Научные атеисты — 15,3%
Неверующие — 27,3%
Сатанисты — 4,5%
Агностики — 33,3%
Остальные — 7,7%
Христиане — 0%
Иудеи — 50%
Буддисты — 0%
Язычники — 0%
Мусульмане — 0%
Остальные — 0%

Ответы, содержащие надежду на лучшую участь, а также уклончивые ответы, дали:

Атеисты
Теисты
Научные атеисты — 23,1%
Неверующие — 18,2%
Сатанисты — 45,5%
Агностики — 33,3%
Остальные — 46,2%
Христиане — 33,3%
Иудеи — 50%
Буддисты — 0%
Язычники — 50%
Мусульмане — 60%
Остальные — 50%

Среди оригинальных ответов встречались:

Атеисты
Теисты
Научные атеисты — «Лопух вырастет» (1 чел.), реинкарнация (1 чел.)
Неверующие — «Превращусь в новый вид энергии» (1 чел.), реинкарнация (4 чел.)
Сатанисты — «Попаду в ад» (1 чел.), «Стану тенью» (1 чел.), «Останусь в виде информации» (1 чел.), «Стану Богом» (1 чел.)
Остальные — «Новый вид энергии» (23%), реинкарнация (1 чел.)
Христиане — «Вечный покой» (1 чел.), «Получу по заслугам» (1 чел.), «Эволюционирую» (1 чел.)
Язычники — реинкарнация (100%)
Остальные — «Буду новым видом энергии» (1 чел.)

На вопрос «Влияют ли мысли о смерти на Вашу жизнь?» положительный ответ дали:

Атеисты
Теисты
Научные атеисты — 53,8%%
Неверующие — 45,4%
Сатанисты — 39,1%
Агностики — 66,6%
Остальные — 38,5%
Христиане — 50%
Иудеи — 100%
Буддисты — 100%
Язычники — 83,3%
Мусульмане — 20%
Остальные — 72,7%

Отрицательный ответ дали:

Атеисты

Атеисты
Теисты
Научные атеисты — 30,8%%
Неверующие — 45,4%
Сатанисты — 21,7%
Агностики — 33,3%
Остальные — 38,5%
Христиане — 25%
Иудеи — 0%
Буддисты — 0%
Язычники — 16,7%
Мусульмане — 40%
Остальные — 9,1%

5. Вывод

В результате проведенного опроса было выявлено понимание смерти, характерное для посетителей религиозно-философских объектов.

Была обнаружена зависимость представлений о загробной жизни от мировоззрения респондента. Большинство опрошенных дали оптимистичные ответы на вопрос о возможном посмертном бытии. При этом процент пессимистичных ответов среди верующих был значительно ниже, чем среди атеистов (за исключением приверженцев иудаизма, у которых проценты оптимистичных и пессимистичных ответов примерно равны).

Было выявлено отношение к смерти у приверженцев различных религиозно-философских систем; замечен разброс во мнениях у представителей одних и тех же течений (за исключением приверженцев буддизма).

Субъективные оценки респондентов были сопоставлены с официальной точкой зрения, принятой в рамках данного мировоззрения. При этом обнаружено: большинство посетителей религиозно-философских ресурсов, относящих себя к данным течениям, имеют достаточно смутное представление о догматике, принципах, эсхатологии этих течений.

В итоге на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что теисты имеют большую психологическую защищенность, нежели атеисты, и их поступки в большей степени предсказуемы и управляемы.

Категория: