9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Педагогический совет на тему: «Нравственно-духовное становление личности в учебно-воспитательном процессе»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Учитель: Крупская Е.А.,
заместитель директора экспериментальной работы по предмету «Самопознание» ГУ средней школы№ 7

 

Форма проведения. Деловая игра.

Педагогический совет на тему: «Нравственно-духовное становление личности в учебно-воспитательном процессе» | Фото с сайта www.proshkolu.ru

 

Повестка

 

  1. Анализ учебно-воспитательной работы школы за 1 полугодие.
  2. Доклад «Духовно-нравственное развитие личности в учебно-воспитательном процессе.»
    • a. Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей.
      b. Возрастные особенности духовно-нравственного развития личности.
      c. О ходе экспериментальной работы школы по духовно-нравственному воспитанию предмета «Самопознание»
  3. Педагогические приёмы духовно-нравственного развития личности в учебно-воспитательном процессе на начальной ступени образования. Черепанова Т.Н.
  4. Методы работы духовно-нравственного развития личности на уроках самопознания, русского языка и литературы. Яковенко Н.И.
  5. Формы внеклассной работы духовно-нравственного развития личности. Несина О.В.
  6. Духовно-нравственное воспитание в семье. Психолог Подмогильная И.В.
  7. Профильное обучение, как составляющее звено в духовно-нравственном развитии личности в учебно-воспитательном процессе. Дюжая Л.В.
  8. Подведение итогов.
Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества.
Ф. Рузвельт.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В 21 веке духовность человека, его творческий интеллект, открытость инновациям расцениваются как основной капитал общества. В соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005 — 2010 годы создаются благоприятные условия для реализации компетентностного подхода в образовании в целях достижения человеком вершин личностного и профессионального роста.

Вместе с тем становится очевидным, что современная система РК ориентируется на развитие нравственности и духовности. Большое значение придаётся:

  • гармонизации общечеловеческих, национальных, этнокультурных, личностных ценностей;
  • развитию целостного мировоззрения;
  • гражданского сознания;
  • жизненных навыков;
  • творческой активности учащихся.

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» С годами понимание нравственности изменилось.

У Ожегова С.И. „Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами“.

В.И. Даль толковал слово мораль как „нравственное ученье, правила для воли, совести человека“. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: „Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека“.

В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается, как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Что подразумевается под понятием духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на „извечные вопросы бытия“ — об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“.

Василий Андреевич говорил: „Никто не учит маленького человека: „Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное“. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“.

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Каковы основные этапы нравственного развития детей?

Возрастные особенности нравственного развития детей.

Первый этап охватывает младенчество и раннее детство — этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.
Посредством разумно организованной „поведенческой“ практики, ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления.

Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить „надо“ выше „хочу“, причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.

С дошкольным периодом (от 3–4 до 6–7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.

В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых[8,25].

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании[8,36].

Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям „героя“ суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения. У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.

Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями.

Мораль подростка в ее развитых формах качественно очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.

Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления. Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты „детскости“, приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.

Учащиеся старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника.

У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания когда-то бездумно воспринятого. Таким образом, фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущую подростковому возрасту, в юношеском возрасте сменяет всеохватывающая самодеятельность, что позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить как период глобальной нравственной самодеятельности.

Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжиться всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо принципиально новых образований, а происходит лишь укрепление, развертывание и совершенствование появившихся ранее. В общественном плане нравственная модель старшеклассника представляет ту нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, без скидок на возраст может быть признан высоконравственным.

Нравственное развитие подрастающей личности — это процесс обретения его все большей и большей моральной свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.

Решающими для перехода воспитанника от одной возрастной моральной ступени к другой, более высокой, являются новообразования, возникающие в процессе развития в его интеллектуальной, потребностной и нравственно-волевой сферах. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: „Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека“[2, 360].

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не „ударив лицом в грязь“.

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“[26, 120]. Сухомлинский считал, что „незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает“ [6, 170].

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение — понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственно-духовным воспитанием.

„Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле“
Назарбаева Сара Алпысовна

2007 — 2008 учебный год является шестым годом по введению и апробации новой учебной дисциплины по духовно-нравственному воспитанию и обучению. В экспериментальной работе задействованы 19 классов комплектов: 3 класса предшкольной подготовки, 12 классов начального обучения, три пятых класса, два шестых; с общим охватом — 479 учащихся, что составляет 49% от общего количества учащихся в школе. Преподают три воспитателя, 12 учителей начальных классов, два учителя-предметника, всего 17 учителей. Из них прошли курсовую переподготовку при РИПКСО г. Алматы 10 человек, при ИПКПК г. Петропавловска — 3, 4 педагога планируется пройти курсовую подготовку и получить сертификат. В мае 2007 года 7 учителей подали заявление на присвоение второй категории по преподаванию „Самопознания“.

В октябре месяце проводилась проверка состояния преподавания „Самопознания“ в 0-4-х классах. Основной целью, которой являлось соблюдение структурных элементов урока, использование интерактивных форм обучения и воспитания, развитие познавательной активности учащихся в учебной деятельности, оказание методической помощи молодым учителям. В ходе проверки были посещены уроки, установлено, что программный материал соответствует календарно- тематическому плану, даны самоанализ и анализ. Хочется отметить, что на уроках присутствует доброжелательная атмосфера, преобладает демократический стиль общения, учителя стремятся каждого учащегося вовлечь в разговор. Используется дифференцированный поход, который повышает воспитывающее и обучающее значение урока. Используются на уроках индивидуальные и общеклассные формы работы, в парах, группах учителя стремятся соблюдать структурные элементы урока, используются ТСО, интерактивные игры.

В классах, в которых не ведётся деление на подгруппы, чаще уроки проводятся в обычных классах, что вызывает некоторые затруднения при использовании ТСО. Особенно хочется отметить работу следующих учителей.

В 0а классе Васильева Л.А. соблюдает структуру урока, этапы урока продуманы, виды работ соответствуют возрастным особенностям учащихся, использует игровые приёмы для познавательной активности, стремится вовлечь в работу каждого.

В 1а Тимошина О.С. структуру урока глубоко продумывает, обладает высоким уровнем педагогического и методического мастерства. Использует интерактивные формы работы, в парах.

В 1в классе Круглова В.Д. четко выделяет главное и существенное на уроке, кропотливая ведётся работа по анализу ситуаций литературного произведения.

Во 2б Суслова Л.Н. использует двуязычие, осуществляются межпредметные связи, эффективно проходит работа в группах, применяется приём построения коллажа.

Во 2а Иванова Т.А. использует яркие наглядные пособия, осуществляет связь с выпускниками предыдущего выпуска. Наиболее эффективны в работе методы: беседы, театрализации, где учащиеся проявляются творчество, индивидуальность.

В 3а Черепанова Т.Н. последовательно и логично ведёт работу над понятием, развивает у учащихся доказательную речь, формирует умение сравнивать и обобщать, отслеживается чёткая взаимосвязь между видами деятельности.

В 4 б классе Бондаренко Л.И. создаёт благоприятную атмосферу общения, где доминирующим является метод беседы, учащиеся высказывают своё мнение, делятся своими впечатлениями

В 4в классе Несина О.В.стремится раскрыть в каждом ребёнке творческое начало, раскрыть индивидуальность, личность.

С целью обмена опыта работы в октябре месяце была проведена декада открытых уроков.
Во 2а Иванова Т.А. провела урок по теме „Храм науки“, во 2б классе Суслова Л.Н. «Школа — наш общий дом», в 3а Черепанова Т.Н. «Оптимист и пессимист», в 4а Крупская Е.А. «Учимся видеть хорошее», в 4б Бондаренко Л.И. «Наш Отчий дом», в 4в классе Несина О.В. «Мои увлечения». Все уроки прошли на высоком методическом уровне, нравственны, патриотичны, воспитывают любовь к окружающему миру, к Родному краю, Родине.

Уроки, проводимые молодыми учителями требуют доработки, не всегда выдерживается структура урока, мало используются ТСО, интерактивные методы практически не применяются.

В ходе проверки были сформулированы такие рекомендации: 1) молодым учителям Кудряшовой Е.А., Гертд Ю.А., Барышевой И.С. продолжить изучение методических требований для уроков самопознания, с целью повышения активизации учащихся использовать интерактивные формы работы, ТСО, взаимопосещать уроки; 2) учителям-стажистам обобщать методический опыт работы по предмету, лучшие разработки направлять на публикацию в печатные издания.

Обмен опыта работы по нравственно-духовному воспитанию осуществляется не только в рамках школы, города, но и республики в целом. Так 26, 27 сентября 2007 года в г. Алматы проводились мероприятия, посвящённые 10-летию Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бобек». в первый день участникам была представлена выставка достижений экспериментальных площадок, выставка детского прикладного творчества, за подготовку материала к которой хочется поблагодарить учителей технологии Медведева М.И., Кринёву С.П., Пятаеву Н.В., учителей экспериментальной группы начальных классов Суслову Л.Н., Черепанову Т.Н., Несину О.В.

Во второй половине дня проводился фестиваль педагогических идей, на котором выступали участники всех экспериментальных площадок города Петропавловска, представители городского отдела образования, преподаватели ИПК, нашей команде представилась возможность выступить по теме «Труд — одна из духовных ценностей человека».

27 сентября состоялась научно-практическая конференция «Самопознание как основа развития нравственно-духовного образования в Казахстане: опыт и перспективы», в практической части мастер-класс выступила Крупская Е.А. по теме «Красота души». 15-16 ноября в г. Павлодаре проводился республиканский научно-практический семинар для представителей областных и городских департаментов образования, директоров департаментов по защите прав детей, директоров школ экспериментальных площадок, по теме: «Нравственно-духовное образование «Самопознание»: опыт и перспективы. На выставке предоставлена литература, диск, содержащий сборники конспектов уроков, проблемных ситуаций, тренингов из опыта работы учителей г. Павлодара. Итак, мы услышали о понятии нравственности, духовности, узнали об этапах нравственного развития личности.

Каковы приёмы, методы, формы работы, какие рекомендации мы может дать родителям? ответы на эти вопросы вам подготовили наши учителя. Практическую часть мы предлагаем вам провести в форме деловой игры. Каждая группа выслушает материал, подготовленный для вас по данной теме, затем выберете спикера, который будет выступать от вашей группы.

Заслушиваем спикеров.

Вывод: широкая вариативность приёмов, методов, форм, взаимодействие с семьей, внеучебная деятельность предусматривает практическое применение полученных знаний в повседневной жизни и активное участие в служении народу.

Категория: