9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Подготовка будущих учителей информатики к разработке электронных учебных пособий

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

    Устинова Н. Н.
    К.П.Н., доцент, заведующая кафедрой теории и методики информатики;
    ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Электронное учебное пособие (ЭУП) — это образовательное программное средство, предназначенное для представления учебной информации, закрепления полученных знаний и умений, учитывающее индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого, осуществляющее контроль и коррекцию процесса обучения. Электронное учебное пособие должно обладать развитой системой помощи (по использованию программы в процессе обучения и по изучаемым вопросам дисциплины), системой сбора и обработки статистической информации (об отдельном обучаемом, группе и потоке учащихся), накапливающее сведения об ошибках при работе с обучающей системой и допускаемых обучаемыми в ходе выполнения работы по усвоению учебного материала (теоретического и практического).

Электронные учебные пособия реализуют три основных режима работы:

  • самостоятельная работа обучаемых с материалами ЭУП, без организации проверки полученных ими знаний и умений со стороны учителя (преподавателя);
  • совместная работа всех участников образовательного процесса с ЭУП (учащиеся (студенты) используют электронное учебное пособие для изучения материала и отработки умений применять теоретические знания при решении задач и упражнений, а учитель (преподаватель) систематически проверяет результаты работы обучаемых, при необходимости совершает коррекцию деятельности учеников);
  • организация контроля знаний и умений обучаемых для определения степени усвоения материала и выставления оценки.

Современный учитель информатики должен быть готов не только к использованию электронных учебных пособий на уроках, но и их созданию. Это связано, прежде всего, с дефицитом средств, которые государство и субъекты РФ выделяют на закупку и обновление разнообразных электронных пособий учебного назначения.

Кроме того, во ФГОС ВПО (по направлению подготовки «Педагогическое образование») выделены компетенции, связанные с готовностью будущих учителей информатики не только использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации (в том числе и компьютерные), но и оценивать различные программные средства обучения и перспективы их использования с учетом решаемых профессиональных задач и создавать собственные средства на основе применения пакетов прикладных программ, локальных и глобальных сетей.

Поэтому, на наш взгляд, студентов педагогических вузов и учителей на курсах повышения квалификации, следует готовить к созданию электронных учебных пособий по конкретным дисциплинам. Рассмотрим в рамках данной статьи некоторые аспекты подготовки студентов факультета информатики Шадринского государственного педагогического института к созданию электронных пособий по информатике и ИКТ.

Подготовка будущих учителей информатики к созданию ЭУП начинается на втором курсе при изучении дисциплины «Информационные коммуникационные технологии в образовании».

В рамках изучения данного курса предполагается реализация каждым студентом проектирования собственного, авторского электронного учебного пособия по любому разделу базового курса информатики общеобразовательной школы. В дальнейшем созданный проект совершенствуется, исходя из полученных, в ходе изучения других дисциплин предметной подготовки, знаний и умений.

Рассмотрим некоторые моменты создания ЭУП в ходе изучения дисциплин «Информационные коммуникационные технологии в образовании» и «Теория и методика обучения информатике».

В рамках изучения курса «Информационные коммуникационные технологии в образовании» происходит знакомство:

1) с нормативными документами (с использованием информационно-правовой системы «Консультант Плюс»), регулирующими работу с информацией, соблюдение авторских прав в сфере интеллектуальной собственности и т. д. Студенты анализируют документы, регламентирующие требования к условиям реализации основной образовательной программы (раздел «Требования к учебным книжным изданиям и компьютерным средствам обучения»), выявляют особенности оформления и структуры электронных учебных пособий для учащихся разных возрастных групп.

2) с готовыми электронными учебными пособиями, предназначенными для использования на уроках информатики (для пропедевтического, базового и профильного курсов). Студенты анализируют различные ЭУП, выявляют степень их соответствия требованиям, предъявляемым рассмотренными ранее нормативными документами. Кроме того, множество готовых электронных учебных пособий используется в качестве средств обучения при изучении будущими учителями информатики дисциплин предметной подготовки. Например, для выполнения лабораторных работ курса «Программное обеспечение ЭВМ» используется готовое пособие, предназначенное для освоения основных принципов работы с прикладными программными системами, разработанное студентами-старшекурсниками (Т. Калинин, С. Литовченко, Р. Черных, В. Черных) в качестве курсовых проектов по теории и методике обучения информатике.

3) с различными программными средами и оболочками, которые позволяют создать авторское электронное учебное пособие по конкретному разделу курса информатики.

Подготовка к проектированию начинается с обсуждения на лекционном или семинарском занятии этапов создания ЭУП: подготовительная работа; сбор и систематизация необходимой информации; подготовка содержания; разработка общей концепции оформления, дизайн элементов ЭУП; создание электронного учебного пособия с использованием выбранной программной среды или оболочки; тестирование электронного учебного пособия; создание методических материалов в поддержку ЭУП; защита проекта.

Дальнейшая работа по созданию электронного учебного пособия организуется поэтапно:

— подготовительная работа (постановка цели, задач, формулировка исходной идеи, создание модели будущего ЭУП, выявление его структурных элементов, выбор программной среды для создания электронного учебного пособия, создание системы навигации между элементами (разделами) в оболочке, поиск литературы по данной проблеме);

— сбор и систематизация необходимой информации, подготовка содержания (анализ литературы по данной теме, составление плана изложения теоретического материала, представление содержания в виде отдельных глав, подготовка дополнительных материалов, системы практических заданий, контрольных вопросов, тестов и пр.);

— разработка общей концепции оформления, дизайн элементов ЭУП (отбор готовых и создание с помощью прикладных программных средств авторских медиа-ресурсов (звука, изображений, видеофрагментов и т. п.), создание элементов, реализующих обратную связь, разработка элементов, обеспечивающих интерактивность, подключение данной функции);

— создание электронного учебного пособия с использованием выбранной программной среды или оболочки (оцифровка содержания, компоновка готовых материалов в модули, отладка навигации по продукту);

— тестирование электронного учебного пособия (тестирование работы программного средства, оценка работоспособности и устойчивости продукта к ошибочным действиям, проверка ЭУП группой экспертов (обучаемых и обучающих), коррекционные действия по улучшению проекта);

— создание методических материалов в поддержку ЭУП (создание документа, анализирующего технические требования к оборудованию и программному обеспечению, разработка методических материалов для учителя);

— защита проекта (презентация готового продукта).

В результате изучения курса «Информационные коммуникационные технологии в образовании» каждый студент создает черновой вариант, проект электронного учебного пособия по информатике, который дорабатывается, совершенствуется в ходе изучения основ теории и методики обучения информатике.

Основной целью доработки проектов, выполненных студентами на предыдущем курсе, является совершенствование ЭУП с точки зрения целесообразности и возможности его включения в образовательный процесс и разработка методических аспектов использования данного ресурса в учебном процессе (для учителя и учащихся).

На занятиях, посвященных работе с проектами электронных учебных пособий, происходит обсуждение, выбор методик и технологий обучения, которые можно реализовать на уроках информатики с использованием материалов электронного учебного пособия.

В ходе изучения вопросов частной методики студенты анализируют содержательную часть разработанных ЭУП на соответствие:

  • общедидактическим принципам;
  • требованиям Государственного образовательного стандарта;
  • поставленным целям обучения;
  • возрастным психо-физиологическим требованиям.

Создание электронного учебного пособия — это самостоятельная, творческая работа студентов, которая требует наличия знаний и умений не только в области информатики, ИКТ, программирования, администрирования, методики обучения информатике, но и дизайна, психологии и т. д. Это влечет за собой необходимость привлечения экспертов и консультантов разных специальностей, а так же расширения спектра сопровождающих исполнение проекта дисциплин.

На факультете информатики ШГПИ данный проект реализуется как межпредметный, основная его часть создается в рамках изучения курсов «ИКТ в образовании» и «Теория и методика обучения информатике», а некоторые элементы ЭУП тестируются, оцениваются, анализируются в рамках дисциплин «Педагогика», «Психология», «Программирование», «Программное обеспечение ЭВМ» и др.

По окончании работы по совершенствованию ЭУП, эксперты оценивают электронные ресурсы, используя специальные критерии. При этом следует отметить, что в экспертную комиссию входят специалисты разных областей. Каждый эксперт оценивает свою часть ЭУП. Приведем в качестве примера лишь некоторые из критериев, которые присутствуют в оценочном листе методиста (учителя информатики).

Критерии проектирования учебных материалов:

  • соответствие поставленным целям обучения;
  • наличие дифференциации материалов;
  • учет возможности формирования индивидуальной траектории обучения;
  • организация обучения разного уровня — от начального знакомства до подробного усвоения материала;
  • возможность самостоятельной проверки знаний с помощью интегрированной системы тестирования;
  • возможность корректировать содержание ЭУП: дополнять его различными материалами, удалять какие-то элементы;
  • автоматизация контроля за успеваемостью обучающихся.

Критерии организации взаимодействия учителя и учащихся:

  • ведущая роль учителя;
  • учитель-консультант (тьютор).

Оценка качества создаваемых и используемых в образовательном процессе электронных учебных пособий на сегодняшний день является очень актуальным, так как единого научно-методического обеспечения и стандартов в данной области не существует. Разработанные специалистами ШГПИ, критерии оценки ЭУП постоянно совершенствуются, дополняются, но являются открытыми для студентов, создающих собственное электронное учебное пособие. Данные критерии анализируются, обсуждаются при изучении основных курсов («ИКТ в образовании» и «Теория и методика обучения информатике»).

Таким образом, целенаправленная работа по подготовке будущих учителей информатики к созданию электронных учебных пособий, которая ведется на факультете информатики Шадринского государственного педагогического института, способствует формированию у студентов профессиональных педагогических компетенций, а так же компетенций в области проектирования цифровых образовательных ресурсов и использования информационных коммуникационных технологий в их будущей профессиональной деятельности.