Великие сыны казахского народа
Р. Ж. Какпенов, директор КГУ «Специальная коррекционная школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» акимата Северо-Казахстанской области Министерства образования и науки Республики Казахстан. |
«Путь цивилизации для казахского народа — это путь Абая...».
Мухтар Ауэзов.
Как известно, все дети имеют равные права в сфере образования, и мы, учителя, должны создавать для них условия и возможности в обучении на определенном уровне их развития. Об этом говорится в Законе РК «Об образовании».
12 марта 2020 года в КШИ № 2 состоялась научно-практическая конференция по теме «Великие сыны казахского народа». 2020 год ознаменован целым рядом юбилейных дат в истории Казахстана. Официально дан старт мероприятиям, посвященным 175-летию Абая Кунанбаева — великого казахского поэта и писателя, композитора, мыслителя, гуманиста. 2020 год — это год 185-летия ещё одного выдающегося сына казахского народа — первого ученого казаха, этнографа, просветителя, путешественника Шокана Уалиханова. Жизнь и творчество Абая и Шокана очень многогранны и уникальны, всегда являются предметом изучения и исследования.
Первым в ряду борцов за независимость Казахстана можно назвать Ахмета Байтурсынова, замечательного ученого, лингвиста, переводчика. Всегда вызывает интерес учащихся жизнь и творчество Шакарима Кудайбердиева — талантливого поэта, гуманиста, философа. В числе последователей Абая можно назвать Миржакыпа Дулатова, Магжана Жумабаева, Жусупбека Аймаутова. Учащиеся школы-интерната совместно со своими руководителями подготовили более подробное исследование творчества и биографии вышеназванных просветителей — великих сынов казахского народа.
На данной конференции они представили защиту своих проектов. Надо отметить, что ребята основательно готовились, пересмотрели много литературы из школьной библиотеки, материалов из СМИ, интернет-ресурсов. Привлекая детей с особыми образовательными потребностями к участию в таких масштабных мероприятиях, как данная конференция, коллектив школы старается создать коррекционно-развивающую среду, которая помогает детям раскрыться, проявить свои способности, поверить в себя, адаптироваться в социуме.
В ходе конференции учащиеся представили семь научных проектов о жизни и деятельности учёных, поэтов, реформаторов. В своих работах они стремились не только представить биографии этих людей, но и найти такие факты из их жизни, которые не были известны при изучении на уроках казахской литературы и истории Казахстана. Каждый проект был интересен по-своему, многие участники конференции открыли для себя неизвестные страницы из жизни выдающихся людей.
Саласюк Виктория, ученица 9 класса (руководитель Какимов Б. М.), в своем исследовательском проекте «Жизнь и творчество Абая Кунанбаева» постаралась раскрыть образ Великого поэта, как вдохновителя творчества многих творческих личностей — поэтов, режиссеров, художников. Виктория открыла для себя богатый мир казахской поэзии и культуры казахского народа. После выступления Виктории, ученик 7 класса Медведев Сергей исполнил песню Абая «Көзімнің қарасы», а Дарья Швец прочитала 14 слово Абая.
Настоящим гением, который рождается один раз в сто лет по праву можно назвать Шокана Уалиханова — просветителя, демократа, путешественника, дипломата. Свою работу «Ш. Уалиханов — герой нашего времени» представил ученик 9 класса Иванчин Михаил (руководитель Нагурбекова Г. Ж.). Михаил в своей работе представил малоизвестные факты из жизни Шокана. О годах учебы в Омском Кадетском корпусе, о его увлечении литературой, а также о том, как увековечена память о Ш. Уалиханове в городах Казахстана и России.
Ученик 7 класса Укубасов Рамазан в своей работе «А. Байтурсынов — гордость нашего народа» раскрыл роль Ахмета Байтурсынова в жизни казахского народа, показал, как события, произошедшие в общественно-политической жизни отразились на его судьбе, и какую важную роль он сыграл в этих событиях.
Материалы работы ученика 7 класса Павлова Данила «Великий мыслитель Ш. Кудайбердиев» (руководитель Ковтун Л. Н.) были очень интересны для всех слушателей. Он постарался описать полный творческий портрет Шакарима, дать ему характеристику как поэту, писателю, переводчику, философу.
Имя М. Жумабаева — поэта, писателя, педагога, еще более дорого нам, потому что он родился на нашей Северо-Казахстанской земле — селе Сартомар. С научным проектом «Жизнь и творчество Магжана Жумабаева» выступила ученица 8 класса Заварзина Анастасия (руководитель Щербакова О. Г.). Она рассказала, что в казахской литературе не было другой такой одаренной личности, как Магжан. В нем немыслемым образом соединились гениальный ум, творческий дар, особая казахская чувственность и высокий дух предков. Анастасия отмечает, что Магжан мотивировал народ на достижение своей цели, об этом свидетельствуют его слова «Трудись же без устали в поте лица, науки и мудрости не зная конца».
Миржакып Дулатов — великий поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог вошел вместе с Алиханом Букейхановым и Ахметом Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначала веху возрождения национального самосознания казахского народа в начале ХХ века. Об этом рассказал ученик 6 класса Жусупов Султан (руководитель Мусина Ж. К.). В своей работе Султан отмечает, что Миржакып Дулатов написал первый роман на казахском языке «Бақытсыз Жамал», патриотическую поэму «Азамат».
Жусупбек Аймаутов — человек щедрого таланта, эстетические и художественные взгляды которого формировались в сложнейшие годы «Бури и натиска». О результатах своего самостоятельного поиска в подготовке проекта «Жусупбек Аймаутов — великий сын своей земли» рассказали учащиеся 4 класса Паринов Максим и Абросимова Анастасия. Вместе с ними проект помог представить учащийся школы одаренных детей музыкально-эстетического профиля г. Петропавловска Халилов Даниял, который сопровождал представление проекта, играя на домбре. Слушателям было интересно узнать, что Ж. Аймауытов был человеком разносторонних интересов, являлся автором ряда романов. Больших успехов добился на поприще педагогики и психологии. Им был написан целый ряд учебников и методических пособий, много литературно-критических статей. Особенно поразил тот факт, что за свою короткую жизнь (он прожил 41 год) перевел на казахский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго, А. Дюма, Ж. Мольера, Г. Мопассана, Д. Лондона.
В работе конференции приняли участие: Ильясов Балдырган Камбарович — директор ТОО «Баларман»; Баукенова Жазира Алтаевна — главный специалист по воспитательной работе Центра методической работы и информационных технологий в сфере образования г. Петропавловска; Жанбулатова Куаныш Айдарбековна — заместитель директора по учебной работе коррекционной школы-интерната № 1; Гайнутдинова Фирия Ганиевна — библиотекарь областной библиотеки имени Сабита Муканова. Хорошим подарком для всех участников было выступление Бахыта Ильясова, солиста группы «Ла-Скала». Артист областной филармонии Алтынбек Сармуханов исполнил на домбре замечательный кюй «Ерке сылқым» и «Адай».
Подобные мероприятия полезны для наших детей и должны проходить в рамках создания доступной среды и создания возможностей для детей с ограниченными возможностями в развитии.
В рамках конференции раскрыты теоретические и практические аспекты исследований в области истории Казахстана, казахской и русской литературы, с которыми выступали учащиеся школы. Работа конференции в очередной раз подтвердила, что воспитанники коррекционной школы-интерната обладают большим развивающим потенциалом в процессе освоения учебного материала по предметам. Цель конференции — распространение научных, образовательных и воспитательных идей, исследований и технологий по реализации проектов, выполненных учащимися, достигнута. Участникам конференции была предоставлена возможность обсудить проекты, направленные на формирование толерантной личности. Была видна систематическая работа педагогов школы и результаты их совместной деятельности с учащимися. Завершилась работа подведением итогов реализации ученических проектов.
Актуальность этого мероприятия особенно возрастает в связи с национальной идеей «Мәңгілік ел». Изучая на уроках казахского языка и литературы биографии других известных поэтов, просветителей, боровшихся за пробуждение национального самосознания и павших в годы репрессии 30-х годов, учащимися было отмечено, что именно они стояли у истоков создания казахского автономного государства, у истоков независимости.
Ребята пришли к выводу, что общим для всех просветителей было то, что они призывали народ избавиться от вечной нищеты бескультурья, невежества, межродовой разобщенности, рабской покорности. Старались пробудить в народе стремление к просвещению, науке, сохранению традиций, для которых нравственная формула Абая «Адам бол!»- «Будь человеком!» — стоит на первом месте.
Выполнена поставленная задача — привлечь внимание и интерес к творчеству и биографии поэтов, просветителей, реформаторов. Надо отметить, что учащиеся с интересом вели эту исследовательскую работу. На конференции мы не смогли охватить всех других известных людей, таких как Сакен Сейфуллин, Алихан Букейханов, Беймбет Майлин, Ильяс Жансугуров, жизнь и творчество которых широко рассматривается на уроках казахской литературы и истории Казахстана.
Цель конференции состояла в том, чтобы разбудить интерес к изучению истории, жизни и творчеству великих сынов казахского народа.
Учащимся удалось собрать и обобщить большой материал, раскрыть всю многогранность их талантов, создать презентации.
Материалы конференции можно использовать на уроках и в воспитательной работе.
Думаем, что на этом исследовательская работа не будет завершена. И другие воспитанники интерната возьмутся за новые исследования и проекты.
Какпенов Ризабек Жазитович — директор школы и Жусупов Султан — учащийся 6 класса
Сармуханов Алтынбек — солист областной филармонии
Бахыт Ильясов — солист группы «Ла-Скала»
Асмольская Марина Николаевна и учащиеся 4 класса Паринов Максим, Абросимова Анастасия, музыкальное сопровождение — Халилов Даниял — домбрист, учащийся школы одаренных детей музыкально-эстетического профиля города Петропавловска
Какимов Бейбит Муратбекович — учитель казахского языка и литературы
- 7602 просмотра