Умарова Альбина Фаритовна учитель русского языка и литературы КГУ ОСШ им. Б.Момышулы Толебийского района ЮКО |
Открытый урок по русской словесности в 6 классе
Цели:
Образовательные: закрепить изученный материал, организовать деятельность учащихся по осмыслению знаний в области античной художественной культуры; содействовать осмыслению учащимися сюжетов мифов; активизировать знания учащихся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие интересы и способности.
Развивающие: развитие образного, логического мышления, речи; развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные: содействовать сплочению детского коллектива; стимулировать желание обогащать свой кругозор, познавать окружающий мир.
Оборудование: проектные работы учащихся, интерактивная доска, музыкальное сопровождение
Тип урока:
— Сегодня мы завершаем изучение большой темы — «Античная мифология и литература». Я думаю, что изученная тема стала для вас интересной, дала вам представление о сознании древнего человека, о мире, прочитанные легенды и мифы расширили ваш кругозор, позволили узнать значения неизвестных ранее слов и выражений, приблизили к осмыслению произведений мировой литературы и культуры. Наш урок — урок повторения и обобщения. Сегодня мы подводим итоги. Надеюсь, что мы сделаем это достойно.
Звучит музыка из кинофильма «Аргонавты»
— Кстати, откуда эта музыка?
— Это же славные аргонавты во главе со своим капитаном Ясоном плывут добывать золотое руно.
— Давайте и мы вместе с героями перенесёмся из нашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют наши мифологические герои.
Вспомним основные понятия раздела «Античная мифология»
— Что такое миф? (Объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека, создание философских и религиозных концепций с помощью художественной фантазии, восполняющей недостаточность научных знаний).
— Что такое мифология? (Совокупность мифов определенного народа, складывающаяся в относительно цельную картину мира и человека.)
— Что понимается под понятием «Античная мифология»? (Античной (от латинского слова — древний) называют мифологию древних греков и римлян. Создали эту мифологию греки, обитавшие на островах бассейна Эгейского моря. Римские легионы покорили Древнюю Элладу, но сами оказались покоренными ее прекрасным искусством. Римляне заимствовали греческую мифологию, ничего не меняя в ней, кроме имен. Так Зевс стал Юпитером, его супруга Гера — Юноной, бог войны Арес — Марсом, богиня любви и красоты Афродита — Венерой
— Обозначьте хронологические границы греческой мифологии. (Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до нашей эры и закончила свое развитии вместе с концом
— Итоговой работой группы ребят стали презентации «Пантеон греческих богов» и «Мифические существа античной мифологии». Вам слово (защита презентаций).
— Я благодарю ребят за работу и предлагаю продолжить урок. Итак, следующий риф
Вам необходимо исправить ошибки в тексте.
1 вариант
Ясон, сын фесалийского царя Эсона. Отправился в далёкую страну Египет на поиски шкуры волшебного барана — серебряного руна. Со своими спутниками он плыл на корабле, который был назван в честь бога — «Гермес». Им очень мешала дочь царя Медея. Так и не добыв руно, герои вернулись в Грецию.
(Верные ответы: Не в Египет, а в Колхиду; Золотое руно; Корабль «Арго»;Не мешала, а помогала Медея; Они добыли руно).
2 вариант
Персей, сын Зевса и царевны Данаи, отправился в страну горгон — прекрасных дев. Вместо волос на их головах извивались прекрасные цветы, а взгляд обращал каждого в камень. Персей, чтобы попасть к горгонам, похитил крылатые сандалии своего отца. Ему удалось победить одну из горгон хитростью: чтобы не окаменеть, он закрыл глаза. Победив её, он женился на ней.
(Верные ответы: Горгоны — крылатые чудовища, покрытые чешуёй; На голове у них — змеи вместо волос; Сандалии он взял у бога Гермеса; Он смотрел на отражение Горгоны в своём медном щите; Он женился на дочери царя Андромеде).
Предлагаю немного отдохнуть и решить интерактивный кроссворд «Боги древней Греции»
Путешествие продолжается, мы приближаемся к острову.
У меня для вас есть несколько загадок в стихотворной форме, вы должны угадать о каком греческом боге идее речь:
С этим заданием вы справились легко, корабли пошли, много островов вы встретите на своем пути. Мы приближаемся к острову.
а) «Я — дочь Ээта. Я служу Гекате и знаю многое, чего не знают простые люди. Я могу оживить убитого и сделать старого молодым. Могу принести в дом несчастье, наслать страх и тоску на человека, отнять у него покой. Сам царь, мой отец, боится меня». Кто я? …(Волшебница Медея)
б) «Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас
в) Я — сын речного Кефиса и нимфы, прекрасный по внешности юноша. Отвергал любовь прекрасных нимф, лишь себя считал достойным любви, за что и был наказан Афродитой. Кто я? (Нарцисс)
г) Я стою в воде, хочу пить, но вода отступает. Я страдаю от голода, а как только протягиваю руку к плодам, боги насылают порыв ветра, который отклоняет ветку в сторону. Кто я? За что мне такое наказание? (Тантал)
Античная мифология вдохновляла поэтов, художников на бессмертные творения, произведения искусства. И следующий наш остров «Мифология и литература».
Назвать автора строк, название стихотворения.
О каких богах и богинях здесь говорится?
Зевс — могущественный бог, властитель неба и земли. Геба — его дочь. Обязанностью ее было на пиру богов разливать божественный напиток — нектар.
Аврора — богиня зари.
Большая часть пути пройдена.
Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.
Учащиеся письменно выполняют задание: Как сказали бы греки?
Безудержный, необычайной силы смех…(Гомерический хохот)
Мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достигнуть…(Танталовы муки)
Величавое, невозмутимое спокойствие… (Олимпийское спокойствие)
Источник всевозможных бедствий, несчастий, неприятностей и забот…(ящик Пандоры)
Бессмысленная, бесполезная работа… (Сизифов труд)
Сильный страх, безотчетный ужас…(Панический страх)
Способ, помогающий найти выход из трудного положения…(нить Ариадны)
Нечто непонятное, загадочное; очень трудная задача…(загадка Сфинкса)
Путешествие приближается к завершению.
Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:
1. «Не осуждайте бедного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица: Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо! (Дедал)
2. Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (царь Эгей)
3. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь! (Деметра)
… Наше путешествие по мифам заканчивается. Сегодня мы побывали в удивительном сказочном мире древнегреческих мифов — мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов. Спасибо всем. Его я хочу закончить торжественными словами:
Победителей в Греции награждали лавровыми венками, я же хочу наградить вас не менее ценным подарком — мандаринами, чтобы их вкус и запах напоминали вам берега сказочной Эллады. Это, конечно не нектар и амброзия, но
Домашнее задание. Пантеон славянских богов.
Открыть презентацию | Скачать презентацию |
Обобщающий урок по теме «Античная мифология и литература» содержит презентацию к уроку и интерактивный кроссворд «Боги Древней Греции» Цель: закрепить изученный материал, организовать деятельность учащихся по осмыслению знаний в области античной художественной культуры; содействовать осмыслению учащимися сюжетов мифов; активизировать знания учащихся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие интересы и способности. Презентация может быть также использована для проведения внеклассного мероприятия.