Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Идейные истоки этики

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Этические воззрения Ыбрая Алтынсарина

К 170-летию со дня рождения Ыбрая Алтынсарина

Ыбырай Алтынсарин

Литературный салон для учащихся педагогических колледжей

Мероприятие желательно провести за круглым столом или в небольшой аудитории, расположив учащихся вокруг выступающих. На стенде можно поместить портрет Ы. Алтынсарина, книги о жизни и деятельности педагога-просветителя. Во время проведения мероприятия звучат мелодии из произведений казахских композиторов.

Ведущий:

Много светлых умов во все времена размышляло о сущности нравственности, стараясь понять смысл человеческого существования и счастья, мотивов поведения и поступков человека. Об этом размышляли древнегреческие философы — Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Аль-Фараби строил свое учение исходя из положений этики Аристотеля, считая, что любые действия, способствующие совершенствованию нравов людей, указывают путь к истинному счастью. Из поколения в поколение круг искателей истины увеличивался, и это были не только философы, но и писатели, поэты, ученые.
К их числу относится и казахский просветитель-педагог второй половины XIX века Ыбрай Алтынсарин (1841 -1889).

1-й учащийся:

Вклад Ыбрая Алтынсарина в историю общественной мысли человечества еще предстоит оценить будущим ученым-исследователям, историкам и этнографам. Много уже сделано казахскими учеными-педагогами А. Ситдыковым, Т.Тажибаевым, К.Бержановым, литературоведом А. Дербисалиным, историком Б. Сулейменовым и др.

В 1974 году издательством «Наука» была выпущена книга А.Уразбекова «Этические воззрения Ыбрая Алтынсарина», в которой впервые автор глубоко осветил проблемы воспитания и нравсчвенности, занимающие ведущее место в многогранном творчестве Ы. Алтынсарина. Мысли о судьбе человека, его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности — главная тема творчества Ы. Алтынсарина. «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…» — называли Ы.Алтынсарина его современники. («Оренбургский л исток», 1884, № 15).

Как истинный педагог-мыслитель он кропотливо изучал философские труды своих предшественников, искал и находил у них ответы на мучившие его вопросы. Огромная заслуга Ы.Алтынсарина в том, что он, в труднейших условиях существующего политического времени, создавшегося в Казахстане в середине XIX века, организовал целую сеть светского начального образования для казахских детей, и всю свою жизнь направил на выполнение великой миссии — воспитание высоконравственного поколения казахских детей, преданных своей земле, своему народу.

2-й учащийся

Мы уже знаем, что жизненный путь Ы. Алтынсарина складывался не гладко. Он рано лишился родителей и воспитывался у своего деда Балгожи Жанбурчина, известного бия среднего жуза из рода кипчаков. Благодаря заботам деда Ыбрай в 1850 году поступил в первый класс русско-казахской школы и закончил ее с отличием в 1857 году. Сначала он работал писарем у своего дяди, а затем с 1860 года — переводчиком в Оренбургском областном управлении, которое возглавлял крупный ученый-востоковед Василий Васильевич Григорьев. Этот период жизни Ы. Алтынсарина стал самым плодотворным в отношении его самообразования и духовного роста.

Большим другом Ы. Алтынсарина был и Я. П. Яковлев начальник Тургайского уезда. По словам самого Ы. Алтынсарина Я.Яковлев — был «честнейшим» человеком и, естественно, общение с ним не могло не оказать определенного влияния на формирование положительных нравственных качеств И. Алтынсарина. Необходимо упомянуть и о тесном знакомстве Ы. Алтынсарина с Н. И. Ильминским, крупным русским тюркологом и арабистом. Благодаря Н.Ильминскому сохранились и дошли до нас письма Ы. Алтынсарина, в которых поднимались проблемы, касающиеся судеб казахского народа и его просвещения. Именно в письмах подвергаютсяморальному осуждению действия и поступки людей, не совпадавшие народным представлением о добре и зле.

3-й учащийся:

Мы знаем из школьной программы, что Ы. Алтынсарин усиленно занимался самообразованием, изучая сочинения Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя, Лермонтова, Толстого и др. Часто он обращался к трудам классиков русской педагогики, в частности, к статьям К. Д. Ушинского. Интересовался он и творчеством выдающегося чешского гуманиста и философа — педагога XVII века ЯЛ. Коменского (1592–1670). Ы. Алтынсарину была близка идея Я.Коменского о том, что усвоение добродетелей должно начинаться с самого детства, что «здание возводить необходимо с фундамента».

4-й учащийся:

Ы. Алтынсариным много написано о труде. В своем рассказе «Польза знания» он пишет о том, что мальчик из богатой семьи «от нечего делать каждый день, ради забавы, стал ковать гвозди и через некоторое время хорошо научился выковывать их». В последствии такой навык мальчику очень пригодился и он смог зарабатывать деньги для себя и своих родителей.
Тема труда затрагивается Ы. Алтынсариным и в рассказе «Сатемир хан». Преодолевая трудности муравей добирается до крыши дома и заставляет героя произведения размышлять: «Маленькая тварь, и та, не переставая, выполняет какую-то работу. Я же ничего не делаю, только играю. Мне надо взять пример с этого муравья и приняться за работу». - Алтынсарин Ы. Избранные произведения. — Алма-Ата: Издательство АН Каз ССР, — 1957. — С. 110. Герой рассказа в конце повествования, благодаря своему труду и учебе, «стал очень мудрым человеком и царем целой страны».

1-й учащийся:

В рассказе «Чистый родник» Ы.Алтынсарин проводит еще более глубокую идею о значении труда в жизни человека. Рассуждая о значении надписи у чистого родника, один из путников говорит: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай… не предавайся лени…». В рассказе «Сметливость» И.Алтынсарин показывает, как знаменитый английский мастер Браун, смог построить мост через реку, благодаря увиденной паутине, расставленной «поперек дороги пауком». Но действия мастера отличаются от действий паука. Его действия — сознательные и, прежде чем начать строительство, он планирует, ходит «в раздумье». Таким образом, на простых примерах автор показывает естественность труда, без которого нет и не может быть полноценного существования.

В рассказе «Кипчак Сейткул» противопоставляется наполненная жизнь СеЙткула пустой жизни его брата. Автор показывает, что тот, кто не занимается честным трудом, а стремится жить за счет других, теряет свое человеческое достоинство. Жизнь без труда, по мнению Ы.Алтынсарина, пуста.

2-й учащийся:

Часто в рассказах Ы.Алтынсарина, посвященных теме труда, герои являются народными мудрецами. В обращении мудреца Лукпана («Мудрец Лукпан») к монаху, в рассуждениях неизвестного арабского философа о смысле человеческого счастья — во всем проявляется особое отношение Ы. Алтынсарина к народной мудрости. В давно прошедшие времена, пишет Ы. Алтынсарин в рассказе «Богатство», один мудрый человек вызывает к себе сына и говорит: «Я спрятал под землей несметное богатство, если выкопаешь его, то никогда не будешь голодным». Долго сын копал землю в поисках обещанного клада, но ничего не нашел. Мудрый старец (данышпан карт) объяснил: «Смысл слов отца, — говорит мудрец, — в том, что под богатством он имел в виду участок земли, оставленный в наследство. Он хотел сказать, что если ты не будешь лениться обрабатывать землю, своевременно посеешь и уберешь, то никогда не будешь бедным…».

Ведущий:

Пристальное внимание Ы. Алтынсарина занимала и проблема счастья. Древнегреческий философ Демокрит, отдавая предпочтение умеренности писал, что «счастлив тот, кто при малых средствах имеет хорошее расположение духа,..». Об умеренности много говорится в казахском устном народном творчестве. «Канагаттылык» (умеренность) издавна считается у казахов за добродетель. Свое мнение об умеренности Ы. Алтынсарин высказал в рассказах «Умеренность» и «Счастливый человек «. Умеренность выдвигается Ы. Алтынсариным как принцип нравственности и счастья. Его призывы к умеренности были направлены против жадности и эгоизма привилегированных слоев казахского общества. Он пишет, что у богача есть все, но нет у него «удовлетворения своим богатством…», нет душевного покоя, «ему хочется иметь еще больше».

3-й учащийся:

Герои рассказов Ы. Алтынсарина — обладатели богатства, только делая добро людям, становятся нравственно возвышенными, добродетельными. Они понимают нужды народа, знают, что «бедность не порок «, что добродетель присуща простым людям.

Народ уважает щедрых людей. И Ы.Алтынсарин выдвигает щедрость как одно из самых ценных качеств человека. К щедрости Ы.Алтынсарин относит и старинный обычай казахов «жлу», когда люди искренне и безвозвратно оказывает помощь своим пострадавшим соплеменникам. В рассказе «Бережливость и скупость» Ы. Алтынсарин описывает случай, когда несколько уважаемых людей оказывают помощь одной осиротевшей семье. Его герой, обеспеченный человек, «узнав по какому делу пришли люди, тут же вынул и дал денег вдвое больше, чем другие.». Путники приняли его сначала за скупца, т. к. перед этим он ругал работника за оставленный на дороге обрывок веревки. Разъясняя ситуацию, герой Ы. Алтынсарина доказывает, что «заработать добро нелегко» и, имея его, надо быть разумным, ибо «бережливость не есть скупость». В рассказах Ы.Алтынсарина народ ненавидит скупцов, людей, думающих только о себе, о своем благополучии, забывая о нуждах народа. Люди помнят тех, кто заботится о других: Если умен, то для бедных будь, как родной отец. Слаиный пастух Зенгибаба живет в миллионах сердец. 4-й учащийся:

В рассказах, стихах Ы. Алтынсарин часто выражает свое отношение к человеку, его судьбе; выражает в форме наставлений, советов:

  • Дурной человек не может
    Хороший совет принять.
    Дурной человек лишь может
    Мерзко и глупо болтать.
    В неблаговидном поступке
    Признаться не в силах он…

Ы. Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека и такие поступки, как хвастовство, нечестность. Он нередко замечает, что не следует хвалиться «богатством», ибо, если жить неразумно «удачи покинут вдруг вас».

Он напоминает:

  • Разбогатевший слепо верит своей судьбе.
    Он думает, что невзгоды к нему не придут
    никогда…

Ы.Алтынсарин обличает болтунов и сплетников, по его глубокому убеждению это ягоды одного дерева. Кто много болтает, тот способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя».

Душевная чистота, честность, вежливость и другие положительные качества человека высоко оцениваются Ы.Алтынсариным. У хорошего человека «на лице лучится привет», у него открытая душа. Он показывает, чем отличаются хорошие поступки от дурных и считает, что «умный враг лучше глупого друга».

1-й учащийся:

Добро и зло — испокон веков тема народных сказок и легенд, в которых народный герой, побеждая зло, — вершит добро. Во все времена народ уважал умных и смелых, воспевая образы бессмертных героев. В рассказе Ы. Алтынсарина «Жиренше шешен» автор, преклоняясь перед мудростью народного любимца Жиренше, превосходящего умом глупого хана, описывает некоторые его разумные поступки. Помните, как, разделив гуся, по просьбе хана, Жиренше оставляет себе большую его часть со словами: «Я — человек средний, поэтому вся средняя часть тела этой птицы подходит мне».

Высоко ценя устное народное творчество, Ы. Алтынсарин использовал замечательные казахские обычаи, пословицы, поговорки, содержащие в себе многовековую мудрость, в деле воспитания подрастающего поколения. Он бесконечно верил, что казахские обычаи, основанные «на практических началах, не допустят народ к нравственному разложению».

Ведущий:

Ы. Алтынсарин был настоящим патриотом своей Отчизны. Его любовь к казахскому народу была беспредельна. Боль своего народа он чувствовал всей душой и радовался, когда получалось быть ему полезным.

Нравственность! Сложен путь ее формирования. Ы. Алтынсарин совершил настоящий творческий подвиг, и его титанические усилия сыграли огромную положительную роль в просвещении казахского народа. Его заслуги в области воспитания и просвещения бесценны!
В этом году мы отмечаем 170 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарина — великого педагога- просветителя, общественного деятеля, писателя.

Вопросы для обсуждения

1. Актуальны ли в наше время, на ваш взгляд, те проблемы, которые поднимал в своих произведениях Ы.Алтынсарин? Какие?

2. Согласны ли вы с бытующим мнением о том, что один в поле — не воин?

3. Ы.Алтынсарин отдал свою жизнь во благо просвещения своего народа. Кого, по вашему мнению, можно привести в пример сейчас, в наше время, как яркую личность, посвятившую себя делу всей жизни?

Источник: СК ИПК ППК