Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Игровые технологии на уроках русского языка

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Жаксыбаева Гульдана Кенжегазыевна учитель русского языка и литературы школы-гимназии №172 г. Алматы

Игровые технологии на уроках русского языка

Игра — лучший вариант обучения для ребенка, она позволяет превратить рутинное и скучное занятие в увлекательный и динамичный процесс.
httpss://www. umniki21.ru/

Педагогу в современном образовательном пространстве предоставлен огромный выбор методов и приемов обучения для наиболее качественного построения учебного процесса. Меня как молодого специалиста по русскому языку привлекает использование игр на занятиях. Ведь игровая форма обучения делает усвоение учебного материала интересным, занимательным и самое главное — легким: играючи детям можно легко запомнить нужную информацию. А правил в русском языке, которых необходимо запомнить, неисчислимое множество. Поэтому игры на моих уроках просто необходимы.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Мной часто используются дидактические игры, потому что:

• игровая деятельность, игровые формы и приемы — это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
• дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
• дидактическая игра во многом облегчает усвоение учебного материала и способствует преодолению различных трудностей, с которыми сталкивается ребенок.

На уроках русского языка мной часто применяются довольно распространенные виды дидактических игр: «Ловушка», «Назови ласково», «Один — много», «Четвертый лишний», «Переводчик», «Противоположности» и многие другие.

Возьмем, к примеру, урок в 3 классе с лексической темой «Посуда». Только на одном этом занятии, используя все вышеперечисленные игры, можно научить детей определить, относится ли слово к данной теме или нет в игре «Ловушка», учить образовывать существительные единственного и множественного чисел в игре «Один — много», учить называть слова на двух языках в игре «Переводчик», учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных в игре «Назови ласково». Кроме того, можно провести интеграцию урока русского языка с общечеловеческими ценностями предмета «Самопознание» в игре «Разрешается — запрещается», где учитель произносит различные формы поведения по теме урока, а учащиеся должны ответить: разрешается или запрещается.

Ниже приводится пример использования игр на уроке по русскому языку в 3 классе по теме «Посуда».

Тема: «Посуда»

Цель: Ввести в активный словарь детей названия посуды: тарелка, чашка, ложка, вилка, нож, сахарница и т. д., учить использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме, развивать умение выявлять из предложенных слов то, что не относится к теме в игре «Ловушка», умение отгадывать загадки. Рассказать о правилах этикета за столом. Воспитывать в детях праведное поведение за столом.

Материал: слайды «Посуда», MP4 о правилах этикета, песня «Буги-вуги».

Билингвальный компонент: тарелка — тәрелке, ложка — қасық, вилка — айыр, нож — пышақ, чашка — кесе, хлебница — нан салғыш, сахарница — қант сауыт.

Ход урока

Приветствие

— Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
Очень хорошо. Тогда приглашаю вас в круг приветствия!
(Все становятся в круг и произносят слова приветствия)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро приветливым лицам.

Оргмомент

— Ребята, любите ли вы отгадывать загадки? Тогда слушайте меня внимательно. Если вы отгадаете правильно, то на экране появятся отгадки.

Нос пыхтит и дышит паром,
Бок горячий пышит паром,
А внутри напиток — травник,
Он — любимый мамин.../чайник/

И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины — вот это да!
Жарит всё .../сковорода/

На плите стоит горячей
Вкусноту под крышкой прячет,
Кашу варит в ней мамуля,
Ручки две, одна.../кастрюля/

Словно блин кругла она,
Съел я кашу всю до дна,
Вижу я улыбку Севки,
Он живёт на дне.../тарелки/

Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая.../ложка/ ?

Осторожненько, смотри,
В руку ты его бери,
Не всегда и сам поймёшь,
Как порежет руку.../нож/

На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса.../вилка/

— Как называются предметы? (на экране появляются отгадки загадок) Правильно! Какой посудой вы, ребята, пользуетесь? А почему вам нельзя пользоваться ножом?

Молодцы! Потому что вы еще маленькие, ножом можно пораниться.

— Предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Ловушка».

Напомню вам условия игры. Я называю слова. Если слово относится к теме урока «посуда», то вы хлопаете в ладоши. Если слово означает что-то другое, сидим тихо. Вы готовы, дети? Я не слышу?

Тарелка, кастрюля, вилка, лев...
Сковорода, чашка, нож, голова...
Ложка, чайник, бокал, мама...
Стакан, кружка, блюдце, автобус...

(Учащиеся аргументируют свои ответы: лев — это зверь, а не посуда. Голова — это часть тела. Мама — это член семьи. Автобус — это транспорт.)

Заучивание небольшого стихотворения.

Кашу, суп едим мы ложкой,
Вилкой кушаем картошку.
А когда мы подрастем,
Будем кушать и с ножом!

— Ребята, предлагаю вам весёлую физминутку. (Ставится песня «Буги-вуги», учащиеся с учителем выполняют упражнения под музыку).

— Теперь попробуем назвать посуду в единственном и множественном числах. Игра «Один — много». (Ложка — ложки, тарелка — тарелки, чашка — чашки... и т. д.)

— Ребята, посуда так же, как и мы, любит, когда ее называют ласково. Игра «Назови ласково». (Бокал — бокальчик, чашка — чашечка, кружка — кружечка, блюдце — блюдечко, ложка — ложечка, нож — ножик...)

Беседа по теме

Ребята, давайте поговорим о правилах этикета за столом. Нельзя:

• Говорить с набитым ртом.
• Жевать с открытым ртом и громко чавкать.
• Ставить локти на стол.
• Забирать последний кусок, не предложив его другим.

— Конечно, есть еще очень много правил этикета за столом. Главное — помните, что всегда следует вести себя красиво и прилежно. (Просмотр маленького видеоролика по теме)

— Напомню, что каждый из нас должен знать названия посуды не только на русском, но и на государственном казахском языке. Поиграем в игру «Переводчик». (тарелка — тәрелке, ложка — қасық, вилка — айыр, нож — пышақ, чашка — кесе, хлебница — нан салғыш, сахарница — қант сауыт.)

Рефлексия (раздаются листочки-анонимки с вопросами)

— Понравился ли вам урок? Чем он запомнился? Какая игра показалась вам более полезной и интресеной?

Хорошо, что солнце светит,
Хорошо идти с друзьями,
Хорошо прижаться к маме,
Хорошо в родном краю!

— До свидания, ребята! До новых встреч!

Категория: