Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интегрированное занятие во 2 младшей группе: «Знакомство с казахской национальной одеждой»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Макенова Айгуль Мухамедьяновна, воспитатель, стаж — 26 лет, первая категория высшего уровня, ГККП ясли-сад «Айнагуль», СКО Жамбылский район, село Пресновка

Макенова Айгуль Мухамедьяновна

Образовательные области: «Познание», «Творчество».

Разделы: «Ознакомление с окружающим миром», «Рисование».

Цель: познакомить с казахской национальной одеждой девочек (көйлек, қамзол, мәсі, тақия); познакомить с казахским орнаментом тұмар (амулет); учить рисовать узор на полоске, выделять элементы узора, расписывать готовые формы; развивать у детей эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу; закрепить форму и цвет предметов; вызвать желание помочь куклам; воспитывать любовь к природе родного края, гордость за свою страну; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.

Билингвальный компонент: көйлек, қамзол, мәсі, тақия.

Материал, оборудование, ресурсы: юрта, домбра, ковер, посуда, круглый стол, кукла, картонные силуэты кукол, рисунки орнаментов, амулеты.

Ход занятия

Воспитатель: Сәлеметсізбе, балалар. Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.

«Круг дружбы». Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте тепло другому.

Выбираю улыбку я
Подарю ее всем вам, друзья.
Всех вас очень люблю
И дружбой нашей дорожу!

Воспитатель: Бүгін айналамен танысу және сурет сабағы болады. Сегодня мы побываем на празднике. Познакомимся с казахской национальной одеждой девочек и казахским орнаментом.

— Балалар, қазыр жылдың қай мезгілі?

Дети: Күз.

Воспитатель: Дұрыс айтасындар. Как называется наша страна?

Дети: Казахстан.

Воспитатель: Расскажет стихотворение Айбын.

Айбын:
Отан деген — Атамекен,
Отан деген — Туған жер.
Отан — ана, Отан — үлкен
Қазақстан — туған ел.

Воспитатель: Какой недавно был праздник?

Дети: День Республики.

Воспитатель: Жарайсыңдар балалар! Отвечаем полным ответом.

Казахский край, моя земля
Народы — как одна семья.
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей земли прекрасной.

Воспитатель: Вокруг нас предметы казахского быта, назовите их.

Дети: Юрта, домбра, ковер, посуда, круглый стол.

Воспитатель: Балалар, посмотрите на себя, вы все в нарядной одежде. Очень красивые. Мы можем провести бал платьев.

(Стук в дверь).

Воспитатель: К нам пришла первая гостья. Встречайте Қуыршақ Сауле в красивом наряде. Полюбуемся, на ней казахский национальный костюм. Рассмотрим его повнимательнее.

Көйлек. Двухярусное платье — просторный подол и длинные рукава.

Қамзол — верхняя одежда, шьется из дорогих тканей (бархата, велюр) и украшается орнаментом.

Тақия. У казахского народа очень много разного вида шапок. Самая красивая из них — это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень легкая, на плоскую поверхность пришивают перо филина, а края украшают орнаментом.

Мәсі — легкая обувь, сделанная из выделанной кожи. Голенище расписано орнаментом.

— Попробуем раздеть и одеть куклу Сауле. Стас, подойди и сними с куклы қамзол. Арина снимет тақия. Катя, подойди, покажи нам тақия. Одень на куклу. Куда мы одеваем?

Воспитатель: Артем, найди қамзол и одень на қуыршақ Сауле.

— Повторим новые слова: көйлек, қамзол, тақия, мәсі.

Физминутка. «Тақия тастамақ»
Қызық ойын ойнамақ,
Аты оның — тақия тастамақ.
Сенбей қалғанбатырын.
Айыбына өнер бастамақ.

Воспитатель: Молодцы, Дети:. Отдохнули.

— Посмотрите еще раз на куклу Сауле. Балалар, скажите, а почему вещи такие красивые? Все они украшены орнаментом, посмотрите на рисунки, везде казахский орнамент: амулет, рога барана, родничок, крылья птицы. В каждом узоре отражена история народа, на предметах быта тоже везде орнамент.

(Показ иллюстраций в альбоме).

Воспитатель: Жарайсыңдар, балалар!

(Стук в дверь).

Воспитатель: В гости пришли подружки куклы Сауле, они хотят пойти на праздник. Но им всем очень грустно. Как вы думаете, почему?

(Дети: отвечают).

Воспитатель: Правильно, у них нет красивых нарядов. Чем можно украсить қамзол и платье?

Дети: Орнаментом.

Воспитатель: Попробуем нарисовать орнамент как на қамзоле у қуыршақ Сауле в виде (тұмара) амулета:

Рисунок 1. Тұмар

Рисунок 1. Тұмар

— На какую геометрическую фигуру похож тұмар (амулет)?

Дети: Ушбұрыш (Треугольник).

Задание 1. Показ на мольберте.

Воспитатель: На белой полоске мы рисуем орнамент ярком цветом. Какой это цвет?

Дети: Красный.

Воспитатель: Берем карандаш и рисуем один элемент. Повторяем его несколько раз и получается орнамент.

— Садимся за столы. Спина прямая. Берем в руки карандаши и обведем в воздухе контур амулета. А теперь рисуем аккуратно орнамент и закрасим его. Старайтесь не выходить за края узора, чтобы получилось красиво. Ведь куклы пойдут на бал.

(Самостоятельная работа детей, звучит домбра).

Воспитатель: Балалар, кто нарисовал орнамент, оденьте платья на кукол и садитесь на стульчики.

(Стук в дверь, под музыку входит девочка из старшей группы).

Ангелина: Сәлеметсізбе, балалар! Я пришла к вам на бал. Готовы ли мои подружки?

Воспитатель: Подружки готовы. Посмотрите, у Ангелины красивый костюм. Скажите, Дети:, из каких вещей он состоит?

Дети: Тақия, қамзол, көйлек.

Ангелина: Дети, если к одежде относиться бережно, то вы будете всегда выглядеть празднично и красиво.

Воспитатель: Балалар, так как у нас сеголня бал, мы попросим Ангелину станцевать в таком красивом костюме! А мы с куклами тоже будем помогать.

(Казахский танец).

Воспитатель: Ангелина, посмотри, наши дети украсили орнаментом қамзолы и платья подружек Сауле. Какие тебе понравились работы?

Воспитатель: Все дети молодцы, жарайсыңдар, балалар. Өте жақсы. Куклы довольны. Ангелина пришла к нам с подарками: она принесла всем амулеты (тұмар), они вас будет оберегать от плохих людей. Рахмет. Ангелина, посиди с нами.

Итог занятия

Воспитатель: Балалар, чем мы сегодня занимались?

— С национальным костюмом какого народа мы познакомились?

— Чем украшен костюм?

— Кому мы сегодня помогли?

— Каким орнаментом мы украшали қамзол?

— На что похож тұмар?

— Жарайсыңдар, балалар. Занятие окончено. Попрощаемся с гостями. Сәу болыңыз! До свидания!