Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интерактивные методы обучения профессиональному английскому языку

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Канафина Валентина Николаевна, преподаватель английского языка, высшая квалифицированная категория, «Петропавловский строительно-экономический колледж». Северо-Казахстанская область, город Петропавловск

В Петропавловском строительно-экономическом колледже основной целью обучения иностранным языкам является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции. Отмечено, что изложение собственных мыслей, особенно на иностранном язык, — достаточно сложный процесс как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время выступления наши студенты не могут правильно поставить речь, чётко поставить задачи, быстро подобрать соответствующие слова, они стесняются, испытывают неуверенность и волнение, и это сказывается на их физическом состоянии, и конечно, на результатах их выступления.

Я думаю, что самая главная причина боязни студентов выступать перед незнакомыми людьми на иностранном языке является то, что у них нет навыка и опыта коммуникативных выступлений перед большой аудиторией на родном языке. В системе образования нашей страны студентов специально не обучают специализированной и профессиональной лексике, в учебном плане нет такого предмета, который бы предусмотрел практику учащимися выступлений по овладению речью перед аудиторией.

Интерактивный с английского слова означает беседовать друг с другом, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивное обучение состоит в том, что учебный процесс организован так, что все обучающиеся оказываются задействованными в процесс познания, студенты имеют возможность понимать и говорить по поводу того, что они знают и думают. Совместное взаимодействие обучающихся в процессе познания в освоении учебного материала значит, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания какой-либо информации, обучающиеся обмениваются знаниями, идеями, какими бы то ни было речевыми приемами. Обучающиеся это делают в дружелюбной атмосфере, поддерживая друг друга, что позволяет приобретать новые знания, развивается познавательная деятельность, взаимодействие, сотрудничество. Организация и развитие общения при помощи диалога означает, что происходит интерактивная деятельность на уроках, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих и значимых для каждого обучающегося задач. Интерактивное обучение не означает превосходство мнения одного выступающего перед другим. В ходе проведения диалога обучающиеся учатся креативно мыслить, решать сложные проблемы на основе соответствующей информации, анализировать различные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми Поэтому на уроках проводится дифференцированная и индивидуальная работа, также работа в группах, ролевая игра, составляются исследовательские проекты, проводится работа с документами и другими источниками информации, обсуждаются творческие работы. Основой интерактивного подхода являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Я думаю основное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что они опираются не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Существуют интерактивные подходы, и среди них можно выделить следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, изучение и закрепление нового материала, разрешение проблемы (мозговой штурм).

На уроках использование творческих заданий означают такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не обычного воспроизведения информации, а творчества, поскольку задания предоставляются учащимся незнакомые, и учащиеся могут с большим интересом их выполнять.

Работа в малых группах — это один из самых подходов, так как она даёт всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, развивать сотрудничество, международное общение (в частности умение активно слушать собеседника, обсуждать общее мнение, решать возникающие разногласия). Делать это в большом коллективе трудно, а работа в малых группах — это одна из многих интерактивных методов, таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания.

При активном методе обучения преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятий, студенты здесь активные участники, а не пассивные слушатели. Если при пассивном занятии основным действующим лицом занятия является преподаватель, то здесь преподаватель и студенты находятся на равном положении. Пассивный метод предполагает автократический стиль, а активный метод больше основан на демократическом стиле взаимодействия. Этот метод позволяет стимулировать познавательную деятельность обучающихся. Строится он в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Обучение иностранному языку предполагает широкое использование таких активных и интерактивных форм и методов обучения, как ролевые, деловые игры, различные формы парной и групповой. Нужно направлять учебный процесс на решение социальных, политических и профессиональных явлений и задач.

В основе современных инновационных технологий лежит личностно-ориентированное обучение. В практике преподавания иностранного языка я применяю ряд личностно- ориентированных технологий. Технология интерактивного обучения одна из них. Как мы знаем, слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» — взаимодействие (преподавателя и обучаемых, учащихся друг с другом и т. п.) Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия, учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.

Диалогическая, парная, групповая, игровая формы обучения не новые формы, это традиционные формы обучения для педагогов со стажем. Вместе учиться, а не просто что-то вместе выполнять — это главная идея в сотрудничестве. Интерес к иностранному языку формирует и делает процесс изучения предмета более притягательным. Усиление роли активности обучаемых направлено на используемые методы интерактивного обучения. В обществе существует разногласие между реальным состоянием учебного процесса и потребностью общества в социально творческой, самостоятельной личности. И сегодня очень актуально применение интерактивного обучения. Опытные педагоги разделяют свои мнения на интерактивные уроки: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации учебного процесса, а другие, наоборот, считают, что такие уроки нарушают педагогические принципы, нежеланием обучающихся серьезно трудиться и учиться.

Но я пришла к выводу, что применение интерактивных методов на уроке стимулирует не только ученика, но и преподавателя, расширяет его методический опыт, развивает инициативу, заставляет его идти в ногу со временем. Формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности является целью применения интерактивного метода обучения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе — в этом состоит задача педагогов.

Интерактивный урок — это самостоятельное учебное занятие, имеющее необычную структуру. В число интерактивных уроков вошли некоторые типы занятий, которые в прежнем представлялись как внеклассные и внеурочные формы процесса учебной работы, а их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Я пришла к выводу, что обучающиеся на интерактивных уроках прилежны и усердны. Они не скучают. А отметки, которые ребята получают за урок выше тех, что они получают на обычных уроках. Место преподавателя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы.
Интерактивные методы, направленные на развитие личности студента, формирование профессиональных качеств и способностей к интеллектуальной и коммуникативной деятельности значительно повышают качество обучения иностранному языку в профессиональном контексте.

К числу наиболее результативных методов, которые применяются при обучении иноязычному профессиональному общению на основе специальных текстов относятся: метод ролевой игры, метод решения ситуационных задач, метод проектов, метод учебных станций. Все эти методы имеют общую характеристику, которая проявляется в деятельностном, развивающем и образовательном характере учебного процесса по иностранному языку.

Внимание к интерактивным методам обучения обусловлено их способностью к интеграции с традиционными методами обучения, знакомыми и понятными для студентов.

Высокие результаты обучения иностранному языку достигаются при соблюдении методико-дидактических принципов, на основе которых построен спецкурс иноязычного профессионального общения, которые разработаны с учетом уровня владения иностранным языком студентов.

Особо надо отметить положительно эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять свой кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме. Это подтверждает эффективность интерактивного метода обучения. Таким образом, использование интерактивных форм преподавания профессионального английского языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения.

Список литературы

1. Аветисян Н. Г., Пивоварова Т. Д. Преподавание английского языка для делового общения в контексте межкультурной коммуникации. — М.: ГУВШЭ. — 2000.
2. Асламова Т. В. Интерактивная модель обучения устному иноязычному общению в неязыковом вузе — М.: МГЛУ, 2002.
3. Багдасарян М. Э. Обучение профессионально-ориентированному общению на основе научно-популярных текстов — М.: МГЛУ,1990.
4. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы.//Иностр. языки в школе.-2002.-№ 2.

Категория: