Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Из истории становления казахской фортепианной музыки

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гребенникова Асель Олеговна преподаватель отделения «Специальное фортепиано» КГКП Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета, Республика Казахстан, Карагандинская область, г.Караганда

Из истории становления казахской фортепианной музыки

История становления казахской фортепианной школы берет свое начало примерно с 20-30 годов XX века. И является своеобразным оригинальным синтезом многовековых традиций Востока и достижений западной культуры. Решающее влияние на формирование и дальнейшие пути ее развития оказали профессиональная музыка устной традиции, прежде всего жанр кюя и система музыкально-выразительных средств, являющихся результатом тесного взаимодействия русской и казахской культур.

В ходе истории европейская музыкальная культура оказала влияние на развитие русской фортепианной школы. Тесное же историческое взаимодействие русской и казахской культур, начавшееся в XIX веке способствовало расширению традиций казахского музыкального искусства и заложило фундамент появления собственной фортепианной школы в Казахстане.

В 30-е годы XX столетия в двух казахстанских городах, Алма-Ате и Уральске, были открыты первые музыкальные училища, а в годы Великой Отечественной войны первый музыкальный ВУЗ в Казахстане. Первый состав кафедры фортепиано — эвакуированные деятели советской школы, профессора и доценты Г. Н. Петров, Е. Ф. Гировский, С. И. Канн, Л. Л. Кельбер, Л. Н. Канторович и др., оставившие бесценные рекомендации в области исполнительского мастерства относительно вопросов звукоизвлечения, аппликатуры, педализации, двигательной техники, преодоления технических трудностей, тембрового разнообразия рояля и др.

История создания первых произведений для фортепиано начинается с жанра фортепианной миниатюры. Это 5 сборников обработок казахских песен А. Затаевича «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы». В дальнейшем, на протяжении всей истории развития, практически все последующие поколения композиторов будут обращаться к переложению народных песен и кюев.

Влияние народного фольклора и профессиональной музыки устной традиции представленной в Казахстане жанром кюя трудно переоценить. Это и секрет оригинальности и самобытности, главная стилистическия особенность нашей фортепианной музыки и благословенный источник вдохновения и совершенная творческая лаборатория ее творцов-композиторов и исполнителей.

К периоду 40 годов XX века относится ряд обработок А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди. Это, прежде всего «Восемь казахских танцев» А. Жубанова. Здесь мы находим обработки кюев Курмангазы «Қызыл қайын» («Красная береза»), анализ которого можно найти в методической работе Е. Б. Коган «Влияние казахских кюев на формирование и фактуру фортепианных пьес композиторов Казахстана» и Даулеткерея «Қыз Акжелен» (Акжелен — имя девушки), рассмотренную в работе М. А. Вартанян «К вопросу об использовании кюев в фортепианных миниатюрах композиторов Казахстана». Знаменитый кюй Даулеткерея «Косалка» («Двойное ожерелье»), обработанный для фортепиано Л. Хамиди и обработка известного народного кюя «Кенес» из сборника Е. Г. Брусиловского «16 пьес для фортепиано» также анализируются в работе М. А. Вартанян.

Для обработок раннего периода характерно бережное отношение к первоисточнику, сохранение характера, темпа, метроритма, ладоинтонационного строя и тематизма. Хотя уже здесь очевидно стремление композиторов к расширению выразительные возможности фортепианной партии, прекрасно понимавших, что исполнением точной записи, так хорошо звучащего двухголосия на домбре, на фортепиано трудно добиться желаемого акустических, образных, стилистических и других выразительных эффектов.

Поэтому, в будущем мы наблюдаем поиски новых выразительных средств. Заметны тенденции к изменению темпов, метроритмической модификации, охвату и сопоставлению всех регистров фортепиано, расширению фактуры, усложнению гармонического языка. Удачными примерами такого рода творческих находок безусловно являются «Токката», а также некоторые танцы в характере кюя из «Хореографического сборника» (2 тетради) Е. Г. Брусиловского, «Легенда о домбре» Н. Мендыгалиева, «Концертный кюй» А. Рудянского, «Ыскырма» Б. Баяхунова.

Помимо жанра фортепианной миниатюры домбровый кюй встречается и в ряде произведений крупных форм. Это «Соната памяти Маншук Мамедовой» Б. Г. Ерзаковича, фортепианные концерты Н. Мендыгалиева, Поэма — соната «Памяти Абая» М. Койшибаева, Поэма «На зов Абая» Е. Рахмадиева, Концерт — рапсодия А. Исаковой и др.

Существует также ряд очень интересных, талантливых обработок кюев для 2-х фортепиано: Рапсодия на тему кюя Даулеткерея «Косалка» К. Дуйсекеева, «Казахская рапсодия» А. Бычкова, «Балбыраун» А. Исаковой, «Кербез кюй» А. Серкебаева и др.

В этом направлении представлены работы музыковедов Казахстана: Б. Т. Аманжолова, П. В. Аравина, Б. Байкадамовой, Г. К. Дюсенбиной, Б. Г. Ерзаковича, А. К. Жубанова, Б. И. Каракулова, Н. С. Кетегеновой, С. А. Кузембаевой, С. И. Утегалиевой и др. В работах музыковедов Казахстана Б. Г. Ерзаковича, В. П. Дерновой, Г. К. Котловой и др. анализируется фортепианное творчество А. В. Затаевича как основоположника казахской профессиональной музыки советского периода, определяются черты его фортепианного стиля. Образцы фортепианного творчества композиторов Казахстана рассматриваются в исследованиях Э. А. Кирсановой «Фольклор в фортепианной музыке для детей» и С. С. Татубаевой «Вопросы интерпретации фортепианных сочинений киргизских и казахских композиторов», где в методическом плане затрагиваются стилистические аспекты исполнительства.

Обобщение закономерностей развития казахской фортепианной музыки было сделано искусствоведом А. Ж. Досаевой в книге «Казахская фортепианная музыка» (1991 г.), которая и на сегодняшний день служит одним из главных источников систематизированных сведений по данному вопросу. Дальнейшие пути развития казахской фортепианной музыки... су в рамках изученного ее автором исторического периода. В упомянутом исследовании была также четко обозначена проблема взаимодействия русско-советской и казахской фортепианных культур, поскольку русская музыкальная культура в силу исторических причин оказала решающее влияние на становление стилистических особенностей Современный фонд фортепианной литературы казахских композиторов включает в себя произведения самых различных жанров — от простых пьес малой формы до развернутых, многочастных, сложных по структуре сочинений, в которых элементы казахского фольклора взаимодействуют с европейской композиторской техникой. Стилистически и жанрово разнообразная казахская фортепианная музыка — самобытное, оригинальное, развивающееся явление. Еще совсем молодой, с точки зрения мирового фортепианного искусства, но совершенно очевидно стремящейся занять свое достойное место, сохранившей и сохраняющей национальные традиции, жадно ищущей дальнейших путей развития, казахской фортепианной школе почти 100 лет.

Категория: