IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Как превратить «трудную» математику в интересный и увлекательный предмет?

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Даутфест Давид Давидович, учитель математики, первая квалификационная категория, КГУ «Привольная средняя школа» СКО район имени Габита Мусрепова, село Привольное

Как превратить «трудную» математику в интересный и увлекательный предмет?

Если бы я знал ответ на этот вопрос, я был бы счастлив. А незнание ответа толкает к поиску его и попыткам решать проблему различными способами и методами.

В этой статье мне просто хочется поделиться своими мыслями по этому поводу.

1. О ком скажите, мы радеем, какой подчинены идее?

Вернуться невозможно в прошлое,
Войти как дважды в ту же в реку,
И чувство чистое, не пошлое
Намного ближе человеку.
Я верю в то, что наши дети
Умней окажутся, чем мы
И станет меньше на планете,
Адептов сатанинской тьмы.

2. Как тяжело учить и запоминать формулы, доказывать теоремы — говорят дети, и постепенно теряют интерес к предмету — это кажется им не по силам. Как помочь?

А рвётся чаще там, где тонко, Твердит мне каждый вечер ветер
Я верю в каждого ребёнка, Во каждого на этом свете.

3. Ещё с давних времён великие учёные, память о которых иногда покрыта пылью нашей лености и укутана туманом нашей невежественности, пытались помочь современникам и будущим поколениям овладеть знаниями в различных областях наук, в числе которых математика стояла и по праву продолжает стоять на одном из первых мест, являясь действительной «Царицей наук».

Уже много столетий назад составители и авторы различных трактатов и математических трудов в виде учебных пособий для юношества и не только, использовали при изложении и трактовке различных математических определений, понятий и формулировки задач стихотворную форму.

В 1593 году в Китае учёные-математики составляли правила в стихах, в греческой антологии — множество задач в стихотворной форме, у Метродора задача в стихах о Диофанте, в Индии задачи Бхаскары звучат в красивой поэтической форме.

Все эти и множество других примеров свидетельствуют о том, что разнообразие форм и методов подачи знаний, несомненно, способствовало формированию функциональной грамотности, заставляло обучаемых из сложных текстов, образов создавать модель задачи, отчленяя лишнюю и ненужную информацию.

Основная цель данного способа изложения — облегчение процесса запоминания посредством рифмы, и лучшего восприятия через живые образы. Таким образом, одновременно решается несколько задач: это и межпредметная связь, и развитие общей культуры, и приобщение к истории.

За все годы своей педагогической деятельности я постоянно использовал и до сих пор продолжаю развивать эту тему, хотя в начале и не задумывался о том, что продолжаю крутить педали не мною изобретённого велосипеда.

4. Как я рассматриваю, оцениваю и пытаюсь реализовать задачу по повышению математической грамотности? Ничего принципиально нового я не придумал, всё уже давно разработано и апробировано, остаётся только применять с учётом степени профессионализма и личностных качеств.

Каждый учитель имеет различные интересы и соответственно и способности в разных областях знаний, помноженные на жизненный опыт. Всё это и надо использовать в процессе обучения именно для привития утраченного либо и не существовавшего интереса к математике.

А развитие интереса повлечёт за собой и повышение качества знаний, и проявление большей самостоятельности при обучении, что даст возможность использовать появляющиеся резервы времени и для развития Функциональной грамотности, появится возможность решать на уроках больше проблемных задач, которые могут и будут встречаться в различных жизненных ситуациях.

Развивать интерес можно в различной форме: это не только различные занимательные задачи, интригующие исторические сведения, но и просто шутливое замечание, одобрительное слово, доброжелательный взгляд, необидное порицание, похвала даже за малозначительный успех и внушение уверенности в своих знаниях.

Примеры рецензий в тетрадях

а. Историки, тетрадь открыв,
найдут от времени отрыв.
Какая всё-таки эпоха?
Всё это плохо. Очень плохо. (Не датированная работа)

в. Есть ощущение, что град
Пронизал бедную тетрадь
И истин вылущил зерно...
Как колос знаний опустел, —
Ведь ты не этого хотел?

с. Математические загадки:

Подобен солнца я лучу и над абсциссою лечу
Ни вверх взлететь, ни опуститься я не могу подобно птице
Я крепко связан цифрой семь надёжно, прочно, насовсем. (y= 7)

4.Не забываю о том, что дети, как бы ни проявляли себя внешне, есть пока ещё хрупкое творение, требующее чуткого, нежного и, если хотите, трепетно-любовного отношения к себе. Об этом мои стихи:

Слепили дети бабу снежную, —
Она красивая была,
В неё вложили душу нежную,
Частицу детского тепла.
Весной она водою талою
С ручьями к морю уплыла
И унесла с собою малую
Частицу детского тепла.
Когда волна на море шалая
вскипает, пена и бела,
то в ней сверкает каплей алою
Частица детского тепла.
Красивым чтобы был урок, из правил сделай сказку,
чтоб дети видели меж строк добро, любовь и ласку.

Мне втиснуть бы в число и в счёт, и в исчисленье
Чудесное тепло и «чудное мгновенье».
Чтобы оно зарёй поутру восходило
Не било бы челом, а попросту будило.
Тревожило, звало, волнуя подсознанье,
Уверенно вело прямой дорогой к знаньям.

Станьте для детей примером и образцом доброжелательности, приветливости, и культура их поведения непременно обретёт более приятные черты.

Я рад, что вежливы так вы печаль мою не удручая,
наклоном легким головы, меня, учителя, встречая.
Я рад: вы не удручены урок, — не тяжкая хламида,
и вам, конечно, снятся сны про элементы пирамиды.
Ах, математика! чудесная наука!
«Но, боже мой, какая скука..., »

Так думал «бедный» ученик, Над книгою склоняясь в печали,
А вы ль такого не встречали,? Который головой поник,
Подобен стал монаху в рясе, с судьбой покорнейше смиряся.
Так что же, голову на плаху? То неугодно ни Аллаху,
как, впрочем, и другим богам, и даже людям смертным нам.
Очнись, прекрасен ты и юн. Сдаваться? А в твои — то годы?
Другие складывали оды, А ты ещё не трогал струн,
своей души — такой глубокой, что их увидит только око,
наставника, или пророка.

Но ты пока не Аль-Коши, — И огорчаться не спеши.
Тебе пока так мало лет недаром же сказал поэт
Что в математике важно и в том не может быть сомненья,
как и в поэзии, — одно — конечно, это — вдохновенье.
Не верить Пушкину? Смешно. Сказал бы даже, что грешно,
Но! Коль не хочешь быть нелепым,
Не верь написанному слепо.
Не критикуй, и не ругай. Доказывай, опровергай,
хоть Теорему Пифагора, — Любую формулу
Храня к «великим» уваженье,
Имеешь право, как и все
Законы подвергать сомненью,
И истина во всей красе
тебе откроется, поскольку
ты рассуждать научишься, а это
важней всего на этом свете.

Желаю всем творческих успехов и благодарственных слов от учеников.

Категория: