Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Казахское ханство в период правления хана Тауке

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области Цветкова С.В.

 

Урок по истории Казахстана 7 класс

 

Цель: выделение особенностей правления хана Тауке.

Задачи:

  • доказать, что хан Тауке выдающийся государственный деятель; раскрыть значение законов хана Тауке.
  • формировать образовательную и коммуникативную компетенции
  • прививать интерес к истории края.

Опрос:

I. Фронтальный опрос.

  1. Годы образования Казахского ханства
  2. Первоначальная территория Казахского ханства (карта)
  3. С какими государствами связана история Казахского ханства (карта)
  4. Основатели Казахского ханства
  5. Главная задача политики первых ханов (карта)

II. Работа у доски

Во время фронтального опроса ученик работает у доски. На доске таблички с ханами и датами. Необходимо правильно соотнести имена и даты.

Второй ученик должен таблички с фактами деятельности ханов расположить напротив ханов.

Например:

Хан Касым           1511—1518 гг.       1 млн. населения Казахского ханства, 
                                        Известие о Казахском ханстве в Европе
Хан Хакк-Назар      1538—1580 гг.       «Клятвенный союз»

План изучения темы

1. Укрепление верховной власти при хане Тауке

2. «Жеты Жаргы»

3. Внешняя политика при хане Тауке

Составим кластер (возможно заранее созданный слайд)

Кластер

Далее рассматривается каждое положение кластера.

1. С помощью текста учебника (с.179, абз.1) докажите, что при хане Тауке укрепилась верховная власть. (Ханский совет; совет биев)

Почему хан Тауке делает ставку при укреплении государственной власти не на султанов (сыновья, братья и т. п.), а на биев? (Не допустить раздробленности страны)

2. С помощью текста учебника (с.180, абз.1) определите основные направления внешней политики хана Тауке. (Противостояние джунгарам; союз с кыргызами, каракалпаками, Бухарским ханством, Россией).

Почему хан Тауке вел добрососедскую внешнюю политику? (Не допустить ослабления государства перед джунгарами; не вести войны на несколько фронтов).

3.«Жеты Жаргы» — «Семь установлений»

  • народное собрание
  • права и обязанности хана
  • ответственность за преступление против личности, имущественные отношения, семейно-брачные отношения.
  • меры наказания: кун (выкуп), аип (штраф), смертная казнь.

Самый распространенный вид наказания — выкуп — кун вводился вместо смертной казни по желанию родственников пострадавшего. Размер куна зависел от социальной принадлежности и пола потерпевшего и преступника.

Далее идет работа с документом. Читается статья и обсуждается. (Текст документа см. Приложение)

Приложение

(Документ раздается на каждого ученика или один на парту)

Полный текст законов был воспроизведен русским историком Лёвшиным А. в изданной в 1832 г. книге. Изучив «Жеты Жаргы» Лёвшин назвал Тауке «Ликургом Орд казачьих». Почему?

(Ликург — спартанский законодатель, который жил в Древней Греции в 9–8 веках до н. э. Ликург создал совет старейшин, народное собрание, ввел суровые методы воспитания детей, сыграл важнейшую роль в формировании наиболее значимых государственных и общественных учреждений).

Т. о., «Жаты Жаргы» способствовали усилению ханской власти, сохранению единства народа, целостности государства.

Закрепление

1. Обобщить факты о хане Тауке и сделать вывод о его правлении.

2. Почему народ называл его Аз-Тауке.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Категория: