Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект занятия по основам валеологии в предшколе: «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Голобородько Любовь Петровна, воспитатель предшколы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Школа-гимназия имени Батыр Баяна» г. Булаево, район М. Жумабаева, СКО

Голобородько Любовь Петровна

Цель: Формирование основы целостного восприятия мира, в котором явления природы имеют тесную связь между собой и деятельностью человека.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о свойствах воздуха и воды. О солнце, как источнике света и тепла. О их значении в жизни человека.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, активизировать речь и обогащать словарь.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Оборудование: Слайды на интерактивной доске, посылка с предметами (бутылка воды, фонарик, мешочек, наполненный воздухом), картина волшебной страны, веер на количество детей, предметы для опытов (стаканчики, ложки, пробирка, держатель, вода, проросшие семена, сахар, соль, мешочки), глобус.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сәлеметсіздер ме! Здравствуйте!

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в интересное путешествие. В волшебную страну "Валеология«.Пригласила я Доктора ЗОЖ.Но, вот беда, он не смог прийти. Но на адрес нашей школы прислал электронное письмо.

Дорогие ребята! Я не могу присутствовать на вашем занятии. Но с нетерпением буду ждать встречи. Высылаю вам посылку. В ней вы найдете верных друзей, которые помогут вам скорее
прибыть сюда.
Ваш Доктор ЗОЖ.

(Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон и вручает посылку)

Ребята, это посылка от Доктора ЗОЖ. Давайте посмотрим, что в ней? (открываю посылку и достаю: фонарик, мешочек надутый воздухом, бутылку с водой)

2.

— Какие интерессные предметы. А ведь Доктор ЗОЖ говорит, что они верные друзья? Кто они?

— Достаю фонарик, включаю и выключаю его. Зачем нам нужен фонарик? Что имел ввиду Доктор ЗОЖ. Зачем нам нужен фонарик,ребята? Он светит. Какие предметы еще светят? Луна, лампочка, солнышко .А солнышко что ещё может делать? Оно греет. Даёт тепло.

Слайд солнца

А кому оно даёт свет и тепло? Животным, растениям, людям.

— Ребята, давайте посмотрим на наши семена, которые замочили накануне. Что с ними произошло? (семена бобов, одни проросли, а другие нет)

Те семена, которые стояли на солнышке, проросли быстрее, а те, что в тени, ещё не проросли. На этом опыте, что мы увидели? Что и растениям и животным нужен свет и тепло.

— А мы сможем прожить без света и тепла солнечного? Что с нами произойдёт?

Мы замёрзнем, станет холодно, будем натыкаться друг на друга.

— Что мы любим делать на солнышке?

1. Загорать
2. Греться.
3. От солнышка всем светло и тепло.

Почему мы так говорим. Куда часто заходит солнце, туда редко приходит врач. Значит солнце можно назвать лекарством. Оно лечит. Предупреждает многие болезни. Но любое лекарство требует меры. Какой вред может принести нам солнышко?

(обратить внимание на слайды)

1. Ожог кожи.                                     1. Даёт тепло растениям и животным.
2. Солнечный удар.                           2. Загораем.
3. Гибнут растения, животные.         3. Солнце, как лекарство.

— Ребята, ведь это был первый помощник в волшебную страну.

— Давайте споем песенку про солнышко, которую пели черепашка и львёнок
из киномультфильма.

(под музыку дети исполняют песенку)

Я на солнышке сижу,
Я на солнышко гляжу.
Ну, а я всё сижу,
И на солнышко гляжу.

— Ребята, давайте все сядем на ковер и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

— Беру мешочек и рассматриваю его. Вдруг он спускает. Ребята, что с ним случилось? Он сдулся, спустил. Что внутри его было? Воздух.

Что мне нужно сделать, чтоб он снова был надут? Надуть.(надуваю).

(обратить внимание детей на слайд)

— Расскажите, что вы знаете о воздухе? Вы можете показать его пальчиком, обнять? Какой он? Невидимый. Давайте понюхаем. Пахнет? Нет. Он только переносит другие запахи. Давайте попробуем? Есть вкус? Нет вкуса.

Где мы можем его ощутить. Везде. В классе, в мяче, воздушном шаре.

У меня в руке бутылка. Загляните, есть там что-нибудь? Направляю струю воздуха на детей. Там воздух.

Показываю детям веер. — Что это? Веер. Для чего он нам нужен. Кто догадался? Давайте помашем нашим веером на себя, на друга, на наших гостей. Что мы почувствовали? Ветерок. Ветер,это воздух, который мы привели в движение. (обратить внимание детей на слайды)

— Зачем нам нужен воздух?

— Чтобы дышать. Можем прожить без воздуха? Нет!

— Давайте проведём опыт. Зажмите все — нос и рот. Ваши ощущения. Стало тяжело. Нам не хватает воздуха. А каким воздухом мы должны дышать? Чистым. Свежим.

Опыт. У меня есть мешочки, я вам предлагаю подышать в этот мешочек. (дети дышат в мешочек, крепко зажав его вокруг рта и носа )

— Почему стало трудно дышать? Мало воздуха.

— Кто из вас знает, чем мы дышим? Кислородом.

— Тот кислород, который был в мешочке истратился, осталось мало и нам стало очень трудно дышать. Но в нем собрался углекислый газ, который нам вреден. И для дыхания не пригоден.

— Посмотрите, сколько нас сегодня много в этом классе, все мы дышим, становится душно. Почему? Мало кислорода. Где взять его? Что нужно сделать, чтобы комната наполнилась свежим воздухом?

— Должны проветривать помещение.

— Открыть окно, двери.

Настежь дверь, окно иль форточку открыть,
Поскорее свежий воздух в дом пустить.
(Дети проходят и садятся за столы)

— Чистый воздух богат кислородом. Как воздух влияет на наше здоровье?

— Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот- вредит. (обратить внимание детей на слайды)

1. Черный дым из труб                                     1. Дышать свежим воздухом
2. Выхлопные газы от машин                            2. Сажать деревья
3. Гниение мусора                                            3. Строить очистительные сооружения

— Воздух — это ещё один помощник, который помогает нам добраться в волшебную страну.

— Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы мне подскажете?

— Это вода!

(обратить внимание детей на слайд)

— Вы слыхали о воде?
— Говорят она везде.
— В луже, море, океане.
— И водопроводном кране.

— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты Земля. Почему её называют голубой планетой. Много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить.Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

— Что ещё можете рассказать о воде? Не помните? Тогда давайте проведём опыты.

Опыт.

У вас на столах стоят стаканчики. В каждом есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

— Вы видите дно. Значит какая вода? Прозрачная.

— Какого она цвета? Безцветная.

— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.

— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус?

Опыт.

Добавляю сахар, соль, лимонную кислоту.Дети размешивают.Сейчас есть вкус. Какая у вас вода? Соленая, сладкая, кислая. Она поменяла вкус. Видно сахар в стаканчике? Нет. А где он? Растворился. Значит вода имеет свойство растворять вещества.

— Посмотрите, что я делаю.Переливаю.Какая она. Жидкая.

Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду.

Опыт.

— Чай любите пить? Как приготовить чай? Нужно скипятить воду.

Давайте будем её кипятить.

(При помощи зажима нагреваю над горелкой пробирку с водой. Следим за её кипением)

— Что выходит из пробирки? Это пар! Смотрим дальше. Над паром держу стекло. Пар превращается в капельки воды. Что мы можем сказать о воде? Что она при кипячении превращается в пар. Вода газообразная.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье?

(обратить внимание детей на слайд)

1. Экономить воду               1. Пить чистую воду
2. Не засорять воду             2. Соблюдать правила личной гигиены

— Вода ещё один помощник, который помогает нам добраться в страну «Валеология».

— Ребята, в посылке ещё что-то лежит. Достаю картину. Какая она красивая. Показываю детям картину. Доктор ЗОЖ прислал нам картину страны «Валеология». Посмотрите, какая она светлая, чистая. Кто же помог нам добраться до волшебной страны «Валеология»? Это солнце, воздух и вода.

Су, Ауа, Күн. Большое им спасибо!

— Ребята, в посылке ещё что-то лежит. Достаю бейджик, на нём картинка страны «Валеология». Вручаю каждому. Он будет для каждого из вас пропуском в волшебную страну. Страну здоровья.

— На этом наше путешествие закончилось. Всем спасибо!

Категория: