IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Море в поэзии и прозе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Петричкович Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы высшей категории, Саумалкольская средняя школа № 1 им. М. Е. Янко, село Саумалколь Айыртауский район СКО

Открытый урок в режиме онлайн

Цель урока:

  • Раскрыть образ моря, символику моря, изображения моря в мифологии, прозе, литературе, искусстве, как живой образ;
  • Обратить внимание на фольклорно-мифологической традиции при осмыслении моря поэтами 1-20 вв.;
  • Показать красоту моря.

Тип урока:

  • Диалогическая часть модуля «Картины художественного пространства»;

Вид урока:

  • урок-исследования;
  • ТКМЧП;

Методы:

  • аналитическая беседа;
  • исследовательский;
  • словесный;
  • наследный;
  • групповой;

Наглядность:

  • интерактивная доска: слайды;
  • портрет А. С. Пушкина, В. Жуковский, Ф. И. Тютчев, К. М. Станюкович;
  • А. С. Пушкин «К морю», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное»;
  • К. М. Станюкович «В шторм» , «Максимка»;
  • М. Ю. Лермонтов «Русалочка»;
  • И.Айвазовский, Репин;
  • Н. К. Рерих  «Миф Атланты»;
  • ролик «Волна и Утес»;
  • песня о великих полководцах и завоевателях;
  • М. Магомаев «Море»;

Ход урока:

Орг.момент. Запись темы. Осмысление

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо — темно.
В лунном сияние, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Ф. И. Тютчев.

Музыка: (Звучит тихо мелодия Антонова «Море, море»)

(Слайд, темы, эпиграфы, цели)

Учитель:

— Здравствуйте, дорогие ребята,

Слайд:

— Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить на уроке? (О море)

— А чему же мы будем учиться на уроке?

(Видеть красоту моря во всех его проявлениях, раскрыть как живой образ, рассмотреть море в мифологии, в сказке, в литературе, в искусстве)

Музыку сменяет плеск волны и на доске появляется морская капелька.

— Ау! Привет!

Вы удивлены, услышав мой голос? Вы не видите мен, а я вас хорошо вижу и слышу через это прозрачное стекло. Если вы подойдёте к окну и внимательно посмотрите, то может быть и заметите меня.

Слайд:

Догадались? Нет?… Плюм…, а вот и я, морская капелька, прямо из пучины вод, поднятая ветром-хулиганом и занесенная в ваши края, по моей просьбе. Дело в том, что я всегда мечтала путешествовать и посвящать свои путешествия морской пучине и красоте, мятежности, божественном спокойствии, таинственности и мистике. Я поведаю все о море, о владыке Посейдоне.

Учитель:

— Спасибо, дорогая капелька, мы попытаемся все вместе увидеть море во всех проявлениях. Давайте начнем с истоков мифологии. У бога Зевса было 3 брата, одним из них был Посейдон (Нептун), которому досталось в правлении моря и океаны. Как бог моря Нептун жил не на Олимпе, а в коралловых пещерах своего царства, которым он управлял без всяких поблажек. Одним своим словом он поднимал ужасный шторм, или успокаивал его, заставлял волны яростно реветь или превращая их в спокойную рябь. Он по своему желанию мог вызывать сокрушительные землетрясения или поднимать острова из морской пучины. В его подчинении находился весь подводный мир. Одним из ярких представителей подводной жизни были русалочки, которые человеку приносили как спасение жизни, так и уносили на дно морское, в царство Нептуна.

— С какими произведениями вы встречались, где полно и красочно изображалось море и русалочки (В сказках Андерсена «Русалочка», М. Ю. Лермонтова «Русалочка»)

Декламируется стихотворение М. Ю. Лермонтова «Русалочка»

Учитель:

— Как же в сказочном мире изображается образ моря. В каких сказках вы встречали описание моря. Докажите.

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ученик:

Жил старик со своей старухой

1. У самого синего моря.
Вот он пошел к синему морю.

2. Видит, — море слегка разыгралось.
Вот он пошел к синему морю,

3. (Помутилось синее море)
Пошел старик к синему морю,
4. (Не спокойно синее море)
Старичок отправился к морю,

5. (Почернело синее море)
Вот идет он к синему морю,

6. Видит на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют.

Учитель:

— В сказке А. С. Мы видим живой образ моря «как исполнение желаний, но в пределах» допустимого:

Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои сани!

— Вода обладает не только волшебной силой, но и живительной, целебной, т. е. она может быть «живой» и «мертвой». Распадаясь на мелкие кристаллики, вода впитывает в себя всю информацию, заряжается положительной или отрицательной энергией и долго хранит это в памяти, до того момента, пока она не будет востребована. У нас с вами есть уникальная возможность испытать действие этой воды на себе. Попробуем зарядить положительной энергией.

Кувшин с водой, в него говорят пожелания.

Учитель:

— Каким же мы видим образ моря в лирике В. А. Жуковского?

1 группа:

— О восприятии В. А. Жуковским образа моря можно судить, опираясь в основном на стихотворение «Море» Поэтом олицетворяет водную стихию, наделяет ее человеческими чувствами, страстями:

Ты живо, ты дышишь: Тревожною думой, смятенной любовью наполнено ты…

Образ моря аллегоричен и иносказательно передает душевное состояние автора, лирический герой переносит свои личные переживания на созерцаемое им море, заставляя его любить, ревновать, бунтовать. Близость героя и моря подчеркивается многократным повторением местоимения «ты»:

Ты бьешься, ты воюешь, ты подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Море предает читателем страстной стихией. Обманчивость моря — в его скрытом коварстве, двуличии («Обманчив твоей неподвижности вид»).Автор стоит «над бездной», глубокой, неизмеримой, необъятной. Тайны моря ведомы лишь ему и автору, но опасность разлуки заставляет водную стихию взбунтоваться, открыться. Море свободно в выражении своих чувств, оно открыто и бурно протестует, борется за свой идеал. Мы видим море как живой образ.

Учитель:

— Заполняем кластер с капелькой. Каким вам представилось море в лирике А. С. Пушкина?

2 группа:

— Мы выяснили, что у А. С. Пушкина образ моря встречается в нескольких лирических произведениях. Так в стихотворении «Погасло дневное светило», написанное поэтом на корабле, море показано олицетворенным, но, в отличие от моря Жуковского, оно чуждо автору «угрюмый океан»

Вывод: Море решает судьбу автора, оно могуче и своевольно, оно подчиняет изгнанного поэта. Наиболее ярко образ моря образ моря А. С. В элегии, к морю написанное в 1224 г. Здесь море для него символ свободы, стихотворения, даже начинается с перифраза в обращении:

Прощай, свободная стихия!

Образ автора выступает наравне с образом моря, причем оба образа даны в развитии и взаимодействии друг с другом. Как и у Жуковского, у Пушкина местоимений «ты», и это подчеркивает близость моря и лирического героя. Мы почувствовали сильную привязанность:

Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

И разлуку:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей таинственной красы…

Море интересно автору и как хранилище истории, принявшие в свое лоно великих мира сего. В стихотворении появляется образ Наполеона, сосланного на остров Святой Елены:

Одна скала гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон
Там он почил среди мучений.

Но все же больше поэта привлекает образ Дж. Байрона, образ певца моря, очерчен ярко и узнаваем:

Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец…
Он духом создан был твоим,
Как ты, могуч, глубок и значим…

Вывод: Море — это то, что роднит, сближает русского и английского поэтов, главное же сходство мы видим в осмыслении моря как символа свободы. Море у Пушкина — это тоже душа человека, но не спокойная, а рвущаяся, мятежная — это прежде всего буря.

Учитель:

— Таким образом, тема моря по- разному раскрывается в произведениях: у Жуковского море — это психологический образ, пейзаж души лирического героя. У Пушкина — символ свободы. У Лермонтова — образ изгнанника. Помните «Парус» М. Ю. Лермонтова. «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом, что ищет он в краю далеком, что кинул он краю родном?». А какие же символы у Ф. И. Тютчева?

Декламируется стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо, ты о море ночное»

3 группа:

— Исследовав стихотворение Тютчева, мы пришли к выводу: море у него есть источник жизни, оно живое «ходит» «дышит». Поэт восторгается, теряется, волнуется.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

При помощи художественных средств языка поэт полно и красочно передает картину моря при помощи глаголов движения.

Эпитеты: Море ночное, облитое море, чуткие звезды.

Метафоры: Обаянье волн, тусклым сияньем облитое море.

Сравнения: Словно живое, как во сне.

Обращения: О море ночное, зыбь ты великая, зыбь ты морская.

Вывод: У Тютчева — море — источник жизни, мы представляем пейзаж и рисуем словесную картину.

В ночном море «светят» «чуткие звезды», море, то «лучезарно», то «сизо- темно», оно «ходит, дышит», «блещет». Слышен «грохот», «гром», но вдруг поднимаются волны, они «несутся», «гремя и сверкая». Что же за праздник празднует море?- «волнуется» автор, «теряется», и, «словно во сне», погружается в «обаянье» волн.

Капелька на слайде Плюм.

Учитель:
— Как же в прозе раскрывается образ моря. Каким его увидела следующая группа.

4 группа:

— Мы работали над произведением К. М. Станюковича «В шторм», «Максимка» (фрагменты).

Станюковича можно назвать писателем-маринистом. Целый том его собрания сочинений составляют так называемые «морские рассказы». Так в рассказе «В шторм» мы увидим бушующее море, где автор величает «царем природы» перед этим грозным величием стихийной силы. Читая рассказ, мы ярко представляем картину «взрытой холмистой поверхности волн, несущихся, казалось, с бешеной силой и шумом разбивающихся одна о другую своими седыми гребнями… Вот-вот настигают громадный вал», который сейчас обрушит и «зальет маленький корвет, кажущийся теперь крохотной скорлупой, со всеми ее двумястами обитателями» без всякого следа…»

Вывод: Исследуя этот рассказ, мы поняли, что нам не хотелось бы оказаться на их месте, увидеть разгневанное море. В этом фрагменте море выступает как символ грозного величия.

Капелька. Плюм.

4 группа:

— В рассказе «Максимка» мы окунулись в «беспредельную даль» голубого горизонта, «в могучие светло синие волны», которые плавно переливаются с тем ласковым, неживым ропотом, который точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа. Бережно, словно заботливый, нежный пестун, несет он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами».

Вывод: В данном рассказе мы почувствовали заботу и нежное прикосновение волн, которые нам шептали о своем подводном мире, о тайне, которая открывается в морской пучине. Море представлено как символ заботы и нежности.

Капелька. Плюм.

Учитель:

— Почему в пейзажных зарисовках К. М. Станюковича морской пейзаж является динамическим и открытым пространством? Докажите.

4 группа:

— К нашей модели художественного пространства относится море… Оно является динамическим и открытым, так как пребывает в движении, оно изменчиво, не имеет определенных и четких границ, а также находится в вертикальном среднем пространстве.

Учитель:

— Создавая картины моря в искусстве слова, мне хотелось бы вернуться в мифологию и вспомнить, почему же исчезла Атлантида, какую роль сыграла вода в исчезновении Атлантиды — зеркале солнца.

4 группа:

— Атлантида была самая прекрасная страна. Вавилон и Египет дивились богатству атлантов. Атланты ходили в золототканых одеждах, сверкали в драгоценных камнях, как жар, светились их палаты и храмы. Они были мудры, умели очень красиво петь, увлекая всех пением. Это была очень добрая и приветственная страна, владыка Атланты, которого послали сами боги моря, всех удивлял добрым словом, заботой и любовью ко всем, мудрым советом.

Пришел последний владыки час и в бессилии закрылись глаза его, атланты приникли к смертному ложу и, плача, вопили: «Владыко, взгляни».

— Вы не ушли? Вы еще здесь? Ну, я скажу. Я вас ненавижу. Отвергаю вашу любовь. Ваше счастье и вашу боль я только и знал.
Упал владыка на ложе. И встало море высокой стеной и скрыло Атлантиду. Сбылось предсказание Оракула. За отвергнутую любовь море отомстило атлантам. До сих пор слышно над морем пение сирен, которое напоминает нам о человеческих ценностях. Поэтому, я считаю, что в «Мифе об Атлантиде» Н. К. Рериха море представлено как символ мести.

Капелька. Плюм.

Учитель: В наше время Человек также увлекся собой в погоне за приручением Природы, и это оказалось губительным также для морей. В результате чрезмерного орошения в наше время со стремительной скоростью гибнет Аральское море в Казахстане, которое уже спасти невозможно. Посмотрите, как еще бьется сердце моря.

Показ ролика «Аральское море»

Учитель:

— В исламе море означает бесконечную божественную мудрость. Каким, вы думаете, здесь выступает образ моря? (Просьба о помощи!)

Капелька. Прюм.

— Помните, ребята, 1группы нам говорили о том, что море хранит истории, что оно наделяет силой, обладает целительной силой, помнит добро и зло, ну и, конечно же, всю историю существования земли.

Просмотр видеоролика с песней о море «Песня о великих полководцах и завоевателях»

Учитель:

— Какой же образ моря вы считаете в данном повествовании в песне о море.

(Образ моря как хранилище истории)

Капелька. Плюм. Появляется полностью.

Капелька. Плюм.

Учитель:

— А вы когда-нибудь бывали на море? Тогда мы с капелькой поведем вас к морю. Закройте глаза и слушайте мой голос.

Звук прибоя, шум волны.

Светит ярко солнце в переливах лазурного неба. Слышу запах морской воды и я бегу навстречу морю. Наконец-то моя мечта сбылась, и я окунусь в эти нежные волны. Тихонько ступаю босыми ногами по морскому песку. Сквозь пальцы ног чувствую просочившийся мелкий песок, я словно иду по перине и от удовольствия закрываю глаза. Чувствую, как мое сердце переполняет чувство восторга, и я радуюсь каждому переливу волны, которая все дальше и дальше поглощает меня. Море теплое, как мамины руки, оно- зовущее, как бесконечная даль, и… что-то непонятное касается меня. Я открываю глаза и вижу… (почувствуйте прикосновения, познакомьтесь поближе, откройте глаза и расскажите нам.)

Домашнее задание:

— Это и будет ваше домашнее задание, оформите его как сочинение.

Итоги урока:

— Возьмите оценочные жетоны и поставьте себе оценки. Спасибо за урок. Вы свободны.

Категория: