IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Некоторые особенности жанра сказки М.Е Салтыкова–Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Абдешова Жанна Амангельдиновна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория, городская казахская средняя школа № 4 г. Кандыагаш, Мугалжарского района Актобинской области

Цель: изучение особенностей жанра сказки в «Повести…»

Задачи урока:

Образовательные: выяснить показать почему писатель выбрал жанр сказки, художественное своеобразие жанра сказки научить выделять в тексте особенности народных сказок, специфику сказки. Выявить своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки.

Развивающие: развитие устной и письменной речи, умения критического мышления, исследовательских, коммуникативных качеств и навыков самооценки, умения высказывать собственное мнение и выслушивать мнение других, cопоставлять эпизоды и анализировать их.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, трудолюбие стремление к добросовестному труду, творчеству.

Тип урока: объяснение новой темы

Метод урока: исследовательский, частично-поисковый, стратегии РКМЧП ассоциация, детонантный граф, диаграмма Венна

Форма урока: коллективная, индивидуальная, парная

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей и задач урока

(слайд № 1)

II. Вызов

(слайд № 2)

Какое сказочное «чудо» произошло с генералами?

Cлайд № 3 Какую ассоциацию вызывает упоминание о необитаемом острове?

Слайд № 4 В каких обстоятельствах встретились генералы и мужик?

Слайд № 5 Составьте диаграмму Венна.

В чём отличие романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» и «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

III. Осмысление

Слайд № 6

Автор заявляет, что его произведение сказка. Найдите в произведении сказочные выражения.(слайд № 6)

  • Какие выражения в сказке кажутся совершенно непонятными. Совершенно не подходят к сказке?
  • Рассказ о гротеске, гиперболе

Слайд № 7 найдите сказочные выражения. (ответ)

… Жили да были два генерала…
–… Долго ли, коротко ли.
… ни пером описать…, мёд — пиво пил по усам текло в рот не попало…

По щучьему велению по моему хотению

Слайд № 8 Найдите сказочную лексику (эпитеты)

Заполнить детонантный граф. (слайд № 9) Автор смеётся над своими героями, но смех разный, почему?

Слайд № 10 Подумайте:

— Какой выход видят генералы из создавшегося положения?

— Чем отличается поведение генералов от поведения мужика?

— Почему мужик взял себе одно яблоко и то кислое?

— Почему не наелся сам?

Рефлексия

Cлайд № 11

— Выдержана ли фольклорная манера? (найти в тексте, прочитать)

— В русской сказке героя награждают за добрые дела, соблюдены ли традиции? (найти в тексте, прочитать)

Используя сказочные приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей. Но он искусно переплетает фантастику и действительность, чтобы изучить суть отношений между власть имущими и народом, безнравственность властей и раболепие мужика. Так через отражение пороков проявляется боль сатирика за сметливый, работящий русский народ.

Слайд № 12 Проверьте себя.

Слайд № 13 Домашнее задание

Создать «Краткий словарь генералов»

Категория: