Демократия и демократический политический режим
Бородулихинский район
ГУ «Новопокровская средняя школа»
учитель истории
Муканов Арман Шамшиденович
Основы обществознания
Класс: 11, гуманитарное направление
Цель урока: правовое воспитание учащихся
Задачи урока:
- знать определение термина «демократия», основные принципы демократического строя и правового государства, понимать значение демократических прав и свобод в жизни общества;
- совершенствовать навыки и умения учащихся при работе в группах;
- воспитывать свободолюбие, гражданственность и коллективизм.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: интерактивные, «мозговой штурм», «каждый учит каждого», просмотр фрагмента из
Оборудование, наглядность, ТСО: телевизор,
Дополнительная литература: «Что такое демократия» (Информационное агентство США, 1991 год), «Стратегия обучения демократии» (Честер
План урока
1.
б) Мотивация, тема урока, цели для
2.
- а) Игра «Ассоциация»
б) «Каждый учит каждого»
в) «На пути к правовому государству»
г) Закрепление: 1. Определение признаков демократического государства.
2. Тестирование.
3.
- а) Подведение итогов
б) Домашнее задание
в) Рефлексия.
1. На первом этапе урока я привожу слова одного из
2. На втором этапе начинаем с игры «Ассоциация», суть игры в том, чтобы используя свои знания о демократии, группы поочередно называют
Следующим этапом методом игры «Каждый учит каждого» рассматривается вопрос о демократии и ее признаках. Информация делится на части и каждая из групп получает одну из частей, затем в течение определенного учителем времени знакомится с ней в своей группе, потом 3 спикера от каждой группы идут по одному в другие группы, где знакомят учащихся других групп с полученной информацией.
Материал для групп:
Первая группа: Само слово демократия греческого происхождения и означает «власть народа». Впервые это слово использовал Геродот. В политике этот термин трактуется
Вторая группа: В качестве исторических форм демократического обустройства общественной жизни можно назвать Афинскую демократию, Римскую республику, средневековые городские демократии, парламентские формы правления в Англии, США
Третья группа: Современные демократические режимы, хотя восприняли и сохранили многие традиции истории демократии, тем не менее все более отходят от нее. В этой связи в современной политической науке выдвигаются все новые теоретические модели демократии и их насчитывается более пятисот. Все эти различные толкования группируются вокруг двух основных теорий:
Четвертая группа: Согласно
Следующий этап урока «На пути к правовому государству». У каждой группы на столе лежат плакаты со схемой маршрута. Задача групп заключается в том, чтобы подписать те принципы демократии или правового государства, которые будут помогать достичь цели и те принципы тоталитаризма которые будут мешать это сделать. При этом каждая группа путешествует на том виде транспорта, который соответствует цвету бэйджиков и стихии этого цвета — 1)синий — вода на корабле, а помогают им дельфины, мешают акулы; 2)
Закрепление материала я провожу двумя методами:1) учащиеся просматривают фрагмент
Приведу задания одного из вариантов
I уровень:
- Этот политический деятель утверждал, что демократия это управление людей людьми для людей: а) Вашингтон; б) Джефферсон; в) Линкольн; г) Клинтон; д)Рузвельт
- Решающим шагом афинской демократии, по мнению Аристотеля, было назначение: а) Народного Собрания; б) Народного Суда; в) Стратега; г) Народного трибуна.
II уровень: 3. В современной политической науке выдвигаются все новые теоретические модели демократии и их насчитывается более пятисот. Все эти различные толкования группируются вокруг двух основных теорий:
- а)
либерально-демократической ирадикально-демократической ;
б)радикально-демократической и социалистической;
в)либерально-демократической и консесусальной;
г) социалистической и консесусальной;
д)радикально-демократической и плюралистической
III уровень: 4. Продолжите предложение:
Деятельность институтов государственной власти должна основываться на принципе__________________________
3. На третьем этапе урока проводится рефлексия как учащихся в отдельности, так и группы в целом.
- А) Вопросы для индивидуальной рефлексии:
Что я узнал нового о демократии?__________________
Чему я научился на уроке?_______________________________
Б) Режим оценки деятельности групп проходит по следующей таблице:
Оценка работы Фактическое количество баллов
- Спокойный 0
Средний +20
Жесткий +40
2. Креативность группы
- Отсутствие нового -50
Нововведение +100
3. Активность работы группы
- Не участие 1 члена -50
4. Корректность
- 1 конфликт -25
5. Стиль общения
- Дружеский +20
Напряженный 0
Диктат -15
Враждебный -30
Источник: Коллеги
- 16100 просмотров