Задачи классного часа:
Оборудование и наглядность:
1. Слово учителя. «Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшний классный час мы назвали «Бескорыстие и великодушие». Тема актуальна в наше бурное время. Тема, которая затрагивает многие внутренние струны нашего с вами сознания. Сейчас я прошу всех встать, взяться за руки, посмотреть рядом стоящему однокласснику в глаза сказать комплимент и хорошее пожелание. (Учащиеся образуют «Круг радости» и говорят друг другу слова с пожеланиями хорошего настроения, успехов во всем) . А теперь, уважаемые ребята, давайте послушаем стихотворение М. Исаковского «Вишня» Ученик читает стихотворение.
Вопросы для обсуждения:
Учитель: Уважаемые ребята! Вы правильно поняли смысл стихотворения «Вишня»
А сейчас я прошу вас сказать, что такое притча? Притча — это иносказательный рассказ с нравоучением.
И послушайте одну из притч человечества, которая называется «Жизнь морской звезды»
Ученик читает притчу: Однажды старик шел вдоль морского берега и увидел морскую звезду, выброшенную на берег. Без воды эта рыба должна вскоре умереть. Он аккуратно подобрал ее и бросил обратно в море. То же самое он сделал и с другими морскими звездами, которые были выброшены на берег. Один пострел внимательно наблюдал, как старик это делал, и время от времени издавал дикий хохот. Не обращая никакого внимания, старик невозмутимо продолжал свое занятие.
Наконец, мальчишка не выдержал и обратился к нему с такими словами: «Эй, старик почему ты впустую тратишь свое время, бросая этих рыб обратно в море? Ты знаешь, сколько миллионов морских звезд выброшено на берег? Даже если ты всю жизнь потратишь на такую работу, то и тогда это будет малый процент от всех этих рыб, оказавшихся без воды. И ты думаешь, что твоя работа
Старик подумал и ответил, подбирая очередную рыбу: «Сынок, я признаюсь, что действительно не знаю, что должно случиться со всеми морскими звездами, которых вымывает на берег каждую минуту, но что касается этой, сказал он, нежно поглаживая рыбу, которая была у него в руке, я уверен, для нее моя работа
Учитель предлагает вниманию учащихся еще одну притчу: «Потому что я — Человек».
Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.
— Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?
— Я убрал его с дороги.
— Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.
— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
— Почему же вы убрали камень?
— Потому что я — Человек.
Беседа учителя: Прежде, чем обсуждать смысл этих двух притч, давайте, обратим внимание на слова: великодушный и бескорыстный. (Слайд).
Ответ: (Стремление к личной выгоде, а выгода — это
Вопрос: Что можно сказать о человеке, который делает добро, не думая о награде? (Ответы учащихся, обсуждение).
Вопрос: Может ли назвать поступки людей, о которых мы услышали в притчах, бескорыстными? (Ответ учащихся, обсуждение).
Учитель: Ребята! Давайте, обратим внимание на цитаты классного часа. «Если хочешь жить для себя, живи для других».
(Сенека, древнегреческий философ). (слайд)
«Великодушие — это не что иное как сострадание благородного сердца». (Шамфор Никола Себастьян, французский писатель).
(слайд)
(Обсуждение цитат. Выслушиваются мнения учащихся).
Слова учителя: Уважаемые ребята! У нас в гостях наш юный друг, ученик 5 класса. И он пришел не просто так, он прочтет стихи Агнии Барто.
«Друг напомни мне вчера»
Вопросы:
Учитель: Великодушие часто путают со снисходительностью, но смысл этих слов не одинаков.
Ученик 1. Снисходительность — одномоментное действие, высокомерное одолжение.
Ученик 2. А великодушие — способность человека бескорыстно жертвовать своими интересами во имя других.
Учитель: Ребята! А теперь я предлагаю вам проявить небольшую творческую деятельность: «Шаг к примирению». Вы должны сделать, оформить небольшую открытку.
Задание: Подарить эту открытку тому человеку, с которым вы были в ссоре, проявите при этом великодушие — сделайте первый шаг к примирению. Найдите теплые слова, напишите их на открытке. (ребята зачитывают открытки и вручают, кому они сделали.)
Учитель: Приятно было услышать ваши добрые, идущие от сердца, слова, которые вы адресовали друг другу.
Учащиеся встают в круг «от сердца к сердцу» И читают стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь»
Ученик 1.
Ученик 2.
Ученик 3.
Ученик 4.
Ученик 5.
Ученик 6.
Учитель:
Учитель предлагает в заключение хором продекламировать слова: «Не забывай подарить добро. Воспитателям, учителю и другу.
Оно, как истинное Волшебство, Вернется к вам по кругу»
Учитель: Позвольте, уважаемые ребята, На этой ноте завершить наш классный час и поблагодарить всех за участие.
(В память об этом классном часе вручаются
и файловые папки)