9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Деловой туризм как средство профессионального развития педагогов

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Лахтина Тамара Леонтьевна
магистр педагогических наук
Заместитель директора СК ППК и ИПК по внешним связям
Лахтина Т.Л.

 

Актуальность освещаемых в статье вопросов обусловлена динамикой развития современного мира, противостоянием его глобального и национального компонентов, интеграцией стран, регионов, всех сфер жизнедеятельности человека и тесно взаимосвязанной с выше перечисленными процессами модернизацией системы образования Казахстана, требующей особенно внимательного отношения к профессиональному уровню педагогов.

 

Определение понятия «туризм» менялось по мере развития самой отрасли. В 1954 году ООН было принято следующее определение: «Туризм — активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства». В материалах Всемирной конференции по туризму, проведённой ВТО в 1981 году, туризм определяется как «один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта». В 1993 году Статистическая комиссия ООН сформулировала более широкое определение: «Туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха и прочими целями». По отношению к государству выделяют туризм внутренний (внутри страны) и внешний (за её пределами); по отношению к месту постоянного жительства — въездной и выездной. По целям поездок туризм подразделяют на рекреационный (классический туризм), включающий в себя оздоровительный, познавательный (экскурсионный), этнический, спортивный и деловой: астрономический, бизнес-туризм, конгресс-туризм, шопинг-туризм, арт-туризм, экстремальный, индустриальный, археологический, военный и т. п.

Деловой туризм является наиболее динамично развивающимся сектором туризма. Статистика показывает, что каждая четвёртая туристская поездка в мире совершается в связи со служебной необходимостью. Понятие «деловой туризм» было сформулировано в 70–80 годы 20 века, однако его содержание складывалось значительно раньше.

Образование, паломничество являлись целями путешествий с античных времён. Эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила образовательную направленность поездок. Молодые европейцы часто отправлялись в тур для углубления знаний, прежде чем приступить к политической, профессиональной деятельности. В 19 веке туризм принимает массовые масштабы, а во второй половине 20 века становится индустрией с развитой инфраструктурой.

В настоящее время деловой туризм развивается в 115 странах мира. Ежегодно совершается свыше 100 млн. бизнес поездок. География деловых поездок широка, но крайне неравномерна. Большая часть туристов со служебными целями отправляются в Европу. Странами — лидерами делового туризма считаются США, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Испания. В последние годы наблюдается утрата Европой лидирующих позиций в данной области. Быстрыми темпами развивается деловой туризм Юго-Восточной Азии, что обусловлено быстрым ростом экономики данного региона. Широко известны выставки в Китае и Тайване, соревнования в Южной Корее, семинары в Сингапуре. По прогнозам экспертов, в десятку сильнейших стран мира в сфере делового туризма скоро войдёт Китай [1].

Активное развитие делового туризма, по данным статистики, началось с конца 70-х годов 20 века. В этот же период специалисты Всемирной ассоциации центров международной торговли пришли к выводу, что темпы экономического роста страны и уровень развития в ней делового туризма находятся в прямо пропорциональной зависимости. В качестве логического продолжения мысли можно сделать выводы, что более быстрыми темпами развиваются сферы деятельности, в которых существуют возможности для совершения деловых поездок (религия, бизнес, реклама и др.). К основным тенденциям развития делового туризма в современном мире относится возрастание интеллектуальной составляющей.

Именно в этом направлении в последние годы развивается деловой туризм в Астане. Чаще всего в столицу Казахстана приезжают деловые туристы из Турции, Германии, США, ОАЭ, стран СНГ. Астана — евразийский центр проведения крупных мероприятий республиканского и международного значения. В качестве примера достаточно привести Всемирный Курултай казахов (1992 г.), съезды лидеров мировых и традиционных религий (2003, 2006, 2009 гг.); 1 съезд учителей, работников образования государств-участников СНГ (апрель 2010 г.). В начале августа текущего года Совет министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ принял решение о проведении в Астане 1—2 декабря 2010 года Саммита этой крупнейшей международной организации; 25—26 октября 2010 года МОН РК и НАО им. Ы. Алтынсарина планируют проведение в столице 3-ей Международной научно-практической конференции на тему «Развитие национальной системы образования в условиях глобализации» [2].

Аббревиатура MICE — специальный термин, применяемый в международной практике для обозначения основных составляющих делового туризма: M — Meetinqs (встречи); I — Incentives (поощрительные поездки); C — Conferences или Conqress (конференции, конгрессы); E — Exhibitions или Events (выставки, события) [3].

Всё перечисленное в той или иной степени имеет место и в системе образования. Чаще всего педагоги осуществляют выезды внутри страны на курсовые мероприятия (областные центры, Алматы — РИПКСО, Республиканский центр «Бобек»); тематические семинары, организуемые областными ИПК, республиканскими центрами «12-летнего образования», «Учебник», Национальным центром тестирования, международными и республиканскими фондами; научно-методические конференции (Астана, Алматы, областные центры). Реже, но достаточно регулярно, проводятся выставки и события (в нашем случае конкурсы, олимпиады). Официальные встречи для обсуждения актуальных вопросов управления и организации деятельности рабочих групп для создания и обсуждения проектов документов с выездом «за пределы обычной среды», как правило, организовывают на уровне Министерства образования и науки РК, Национальной Академии образования. Поощрительные поездки, широко распространённые в бизнесе, в системе образования носят случайный или единичный характер. Так, в начале октября 2008 года в Астане прошел II республиканский форум педагогов-новаторов, после чего отдельным его участникам были предложены туристические путёвки в Турцию. В некоторых организациях образования практикуются краткосрочные корпоративные выезды в региональные зоны отдыха.

Необходимость вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство рассматривается в качестве одной из приоритетных задач развития Казахстана, что нашло отражение во многих концептуальных, программных, регламентирующих документах.

Так, пункт 2 статьи 65 Закона Республики Казахстан «Об образовании» «Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность» гласит: «Организации образования по согласованию с уполномоченным органом в области образования в соответствии со спецификой своей работы имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, участвовать в международных программах обмена студентами, магистрантами, докторантами, педагогическими и научными работниками, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования» [4].

Ещё одним фактором, способствующим установлению международных деловых контактов является геополитическое положение страны: Казахстан расположен в центре Евразии, имеет общие границы с пятью странами: Китаем, Кыргызстаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Россией, Китаем. Большинство казахстанских городов находятся географически ближе к крупным культурным центрам соседних стран, чем друг к другу. Поездки в зарубежные приграничные регионы и приглашение коллег из Омска, Новосибирска, Оренбурга, Бишкека и др. достаточно доступны. Демократические процессы в мире и Казахстане, открытость границ позволяют казахстанским педагогам участвовать в научных конференциях, семинарах, курсах стран ближнего и дальнего зарубежья; научно-методические центры, институты повышения квалификации активно привлекают для участия в методических событиях учёных, представителей общественных и неправительственных организаций ближнего и дальнего зарубежья.

Многофункциональность деятельности педагогов обусловливает широту интересов данной категории туристов. Выезжая на научное событие, учителя, преподаватели, методисты наряду с основными целями определяются с прикладными: ознакомление с историческими и культурными ценностями, приобретение учебной и методической литературы, посещение образовательных центров, неформальное общение с коллегами. Следовательно, деловой туризм с участием педагогов требует максимального уплотнения программ и более тщательного планирования графика. В этом плане заслуживает внимания опыт Республиканского центра работы с одарёнными детьми «Дарын», сотрудники которого каждый год меняют город проведения республиканской олимпиады школьников, давая возможность участникам олимпиад и сопровождающим детей педагогам познакомиться с достопримечательностями всего Казахстана, специфическими особенностями каждого его региона.

В «Анализе текущей ситуации» проекта Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы в качестве позитивного фактора приводится программа Президента Н. Назарбаева «Болашак», дающая возможность одарённым молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира. Отмечается, что в настоящее время в 27 странах мира учатся около 3000 стипендиатов «Болашак». Всего же за рубежом обучаются более 20 тысяч казахстанцев; в вузах республики — свыше 10 тысяч иностранцев [5]. Очевидно, что подобный опыт значительно расширяет спектр профессиональных возможностей и рубежи профессионального роста. В казахстанских школах работают учителя, получившие педагогическое образование в вузах России, Монголии (оралманы), волонтёры из англоязычных стран, внося евразийское содержание в поликультурную образовательную среду регионов.

В соответствии с указанным выше проектом, «с 2011 года в рамках международной программы „Болашак“ будет обеспечена подготовка англоязычных педагогических кадров для среднего, технического и профессионального, высшего образования… преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения будут повышать квалификацию и проходить стажировку на предприятиях за счёт социальных партнёров, в том числе за рубежом; в целях многосторонней кооперации вузов с ведущими отечественными и зарубежными промышленными предприятиями по приоритетным направлениям ФИИР будет организовано повышение квалификации ППС за рубежом до 100 человек ежегодно» [5].

Реализация названных положений программы «Болашак», «Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы», предлагающей переход на ваучерную систему повышения квалификации сделает первостепенным вопрос о критериях и механизмах отбора претендентов на прохождение курсов (стажировок) за рубежом. Безусловно, каждый выезд за пределы региона проживания расширяет кругозор, мотивирует к самосовершенствованию, формирует зону ближайшего развития педагога, позволяет увидеть собственную деятельность под иным углом зрения, на основе опыта относительно далеко живущих коллег найти неожиданные решения проблем своей организации образования. Однако, на наш взгляд, максимальный коэффициент полезного действия от вложенных средств (порой весьма значительных) может принести не любая поездка, а только грамотно спланированная после изучения научных, методических, общекультурных интересов, диагностирования потенциала личностного развития педагогического работника; анализа состояния зарубежных систем образования; оценки целесообразности переноса на казахстанскую почву того или иного образца инородного педагогического, научно-методического опыта.

Деловые поездки педагогов будут способствовать выходу национальной системы образования на качественно новый уровень только в случае успешного разрешения ряда противоречий:

  • между широким спектром международного рынка образовательных услуг и ограниченностью средств педагогов, организаций образования;
  • между формальным наличием вариативной части учебного плана (где можно было бы реализовывать профильные, элективные курсы, в том числе и посредством знаний, компетенций, полученных в деловых поездках) и жёсткой централизованной регламентацией каждого учебного часа;
  • между увеличивающимися с каждым годом потоками информации и необходимой достаточностью её усвоения;
  • между субъективными информационно-культурными потребностями преподавателя, воспитателя и сужающим выбор деловых контактов регламентом межгосударственных соглашений;
  • между внешней привлекательностью опыта других стран и недооценкой уникального, адаптированного к казахстанским условиям собственного.

В конце 20-начале 21 века в связи с появлением информационно-коммуникационных технологий деловые контакты получили новые формы выражения. Электронная почта, Интернет-ресурсы, форумы, он-лайн конференции, игнорирующие расстояния и границы, казалось бы, должны свести до минимума потребность в очных встречах. Однако в действительности происходит обратное. Известный российский учёный, международный эксперт по вопросам образования И. П. Подласый видит причину в энергетической природе интеллекта и информации [6]. В этом случае электронные средства связи становятся мощными стимуляторами и мотиваторами потребности в более тесных профессиональных и личных контактах.

В качестве основных задач образования казахстанские законодатели определили «создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики»; «приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками» [4, пп.1, 5 ст. 11]. Понятно, что общечеловеческие ценности, достижения мировой культуры, иностранные языки, прежде всего, должны быть усвоены самими педагогами, и вряд ли это возможно в замкнутом пространстве своего региона проживания.

Когда мы говорим о приоритете личностно-ориентированных подходов современного образования, необходимо понимать, что вначале нужно позаботиться о выстраивании индивидуальной траектории развития учителя, в том числе и через организацию его встреч с коллегами из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, возможность путешествовать сегодня — это один из основных показателей уровня жизни, социального положения. Создание условий для педагогического делового туризма — важная составляющая повышения социального статуса педагога, средство формирования у него и его учеников чувства собственного достоинства, гордости и ответственности за свою страну, не умозрительного, а реального и целостного образа мира.

Таким образом, посредством делового туризма учителя и другие педагогические работники могут получить возможность:

  • формировать информационно-коммуникационные компетентности, необходимые для педагогической деятельности;
  • расширять диапазон педагогического общения, способствующего определению приоритетных направлений собственного профессионального развития;
  • адекватно оценивать собственные профессиональные достижения, знакомиться с новейшими достижениями педагогической теории и практики;
  • расширять представления об этнокультурных моделях, необходимые для формирования нравственно-этических и гражданских качеств обучающихся;
  • обретать социальный опыт, социальный статут, необходимые для адекватного общения с разными категориями обучающихся и их родителей.

Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников, их включённость в контексты постоянно меняющегося мира, обретение педагогами ощущения пространства и времени, том числе и средствами делового туризма, являются необходимыми условиями вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство.

Список литературы:

  1. www. TURIZM.RU
  2. www.nao.kz
  3. ru.wikipedia.org
  4. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Астана, Аккорда, 27 июля 2007 года.
  5. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы. Проект.
  6. Подласый И. П. Энергоинформационная педагогика. М.: «Дата Сквер», 2010 — 424 с.

Резюме

Мақалада педагогтардың кәсіби өсуіндегі іскери туризмнің рөлі мен орны айқындалған; Қазақстанның білім беру саласындағы іскери туризмнің даму болашағы мен формалары көрсетілген.

Resume

There is mashed the role and place of business tourism in professional increase of teachers; showed forms and perspectives of developmeuf business tourism in Education of Kazakhstan.

Категория: