Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Организация самостоятельной деятельности в малокомплектных классах

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Мусина Ольга Владимировна учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня, ГУ «Семеновская средняя школа» Костанайский район, посёлок Семеновка

Организация самостоятельной деятельности в малокомплектных классах

В жизни нашего общества на наших глазах и при нашем активном участии происходят огромные позитивные перемены.

Основой среднего и общего образования является самостоятельная работа учащихся. Именно она формирует готовность к самообразованию, создаёт базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию.

«Самостоятельность головы учащегося прочное единственное основания всякого плодотворного учения», считал К. Д. Ушинский.

Значительная часть учащихся учатся ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самостоятельности. Поэтому готовность учащихся к самостоятельной учебной деятельности необходимо еще на начальной ступени школы.

Организация самостоятельной деятельности учащихся двух-трех классов при проведении учебных занятий в одном помещении одним учителем является одной из главных возможностей эффективного использования учебного времени в малокомплектных классах.

Я попытаюсь охватить мыслями и взглядом систему своих уроков, выделить в ней главное звено, идеи опыта своего, определить их роль и влияние на результат работы и показать его словесно — иллюстративным методом (показ пособий, дидактического материала, использования слайдов).

Самая главная задача в обучении детей — это создание условий для развития каждого ребенка, как ответственной и творческой личности. И я ставлю главные задачи на уроке — не «донести», «показать» и «объяснить», и показать учащимся, а организую совместный поиск решения возникшей перед учениками проблемы.

Наряду с традиционными школьными занятиями использую нетрадиционные или нестандартные. Это уроки — сказки, путешествия, тематические игровые уроки.

Использую развивающие упражнения (самостоятельная работа по Занкову) для развития и сохранения познавательной потребности. Поэтому в планах я ставлю перед собой цель — активизировать познавательную деятельность обучающихся и развиваю через различные формы.

В 1 классе при обучение грамоте использую игры, активизирующие учащихся. Каждый урок начинаю с чисто говорок. Провожу различные игры (собери слово, слог потеряли) использую перфокарты. На уроках математики в каждом классе провожу устный счет с элементами игры. В каждом классе усложняю его (назови и покажи все числа от 10 до 20, покажи четные и нечетные числа). Игры лабиринты, «ДА-НЕТ», «Молчанка», «Круговые примеры», «Цепочка», «Поймай рыбку».

При организации внеклассной работы я стремлюсь к тому, что бы каждое внеклассное мероприятие содержало некоторые элементы игры и соревнования.

Также в условиях работы 2-3 классах сочетаю самостоятельную работу учащихся в одном классе с фронтальной работой с другим классом и чередую эти виды работы. В начальных классах требуются быстро переключать внимание учеников. Поэтому самостоятельную работу обеспечиваю подготовкой необходимого дидактического материала (заданий в виде упражнений и задач из учебников, сборников или по специальным карточкам, которые готовлю сама).

У педагога сельской школы много точек соприкосновения с социальным окружением. Многие вопросы по воспитательной работе и помощи при проведение мероприятий (олимпиады, праздники, утренники, традиции, выездные конкурсы) решаю при тесном взаимодействие с родителями учащихся.

Категория: