Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

План-конспект урока для 5 класса «Построение чертежа фартука»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Степаненко Татьяна Фёдоровна, учитель технологии, ИЗО, воспитатель. Категория: учитель технологи и ИЗО — вторая категория, воспитатель — б/к, КГУ «Пресновская средняя школа», СКО Кызылжарский район, с. Пресновка

План-конспект урока для 5 класса «Построение чертежа фартука»

Цели:

1. Образовательная: Ознакомить с формами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа головного убора и фартука. Закрепить умение выполнять простейшие прямоугольные развертки выкроек швейных изделий.

2. Воспитательная: Прививать учащимся умение правильно организовывать свое рабочее место, продолжить работу по воспитанию культуры труда.

3. Развивающая: В целях развития мышления, учащихся прививать умения работать с чертежом и инструкционной картой.

Методы проведения занятий: Объяснительно-иллюстративные, работа с инструкционными картами, рассказ, демонстрация приемов и последовательности выполнения чертежей головного убора и фартука.

Тип урока: Комбинированный.

Объект труда: Чертеж фартука и головного убора в М 1:4.

Межпредметная связь: Природоведение 3 класс «Организм человека и охрана его здоровья» (скелет и мышцы), математика 1-4 класс «Число, величина» (построение чертежей геометрических фигур), черчение, русский язык.

Материально-техническое оснащение урока: Манекен учебный. Чертежи изделий. Таблица «Конструирование и моделирование одежды». Инструкционные карты. Чертежные принадлежности, рабочая тетрадь, миллиметровая бумага. Чтение чертежа. Формула расчета для построения чертежа. Оформление чертежей и последовательность их построений.

Словарная работа: Контур, осевые и центровые линии, бретели.

Практическая работа: Расчеты конструкции по формулам. Выполнение и оформление чертежей головного убора и фартука.

Ход урока:

I. Организационная часть:

1.Отметить отсутствующих.

2.Приготовить раздаточный материал, учебники, инструкционные карты, масштабные линейки, угольники, карандаши. Достать тетради.

II. Изложение нового материала:

1.Сообщение познавательных сведений с одновременным повторением. Вводный инструктаж.

Организационный момент.

Отметить отсутствующих. Приготовить раздаточный материал, учебники, инструкционные карты, масштабные линейки, угольники, карандаши. Достать тетради.

Вводный инструктаж.

Учитель восстанавливает в памяти понятия о мерках, размере и симметричности. Напоминает, что мерки полу-обхвата груди (ПОГ) определяет размер изделия. Промышленностью детская одежда выпускается только четных размеров: 32, 34, 36, и т. д. Детская одежда подразделяется на группы в зависимости от роста. Для ясельной группы — 0,5-2,5 года, дошкольной — 2,6-6,9 лет, младшей школьной группы — 7-11,5 лет, старшей школьной группы — 11,6-14,9 лет, подростковой группы — 15-18 лет.

Выкройку выполняют на правую половину фигуры, т. к. у большинства людей она развита больше, чем левая.

Для закрепления полученных знаний учитель вызывает двух учениц и предлагает им показать, как определяют размер изделия; остальным учащимся дается задание наблюдать за их действиями. Анализируется правильность приемов снятия мерок и полученных результатов. Используется карточка-задание.

1) Какие линии применяются для построения чертежа и их значение?

а) Сплошная основная — контур чертежа,
б) сплошная тонкая — чертеж,
в) штрихпунктирная — осевые и центральные линии;

2) Какие инструменты необходимы для снятия мерок? (См. лента, бельевая резинка).

3) Какие мерки снимают для построения чертежа фартука (Дн, Днч, Пот, Поб) и как?

4) Каких правил следует придерживаться при снятии мерок? (Снятие мерок по правой стороне, на талию шнурок, стоять прямо, снимать мерки см. лентой, не натягивая и не ослабляя, мерки ширины записывают в половинном размере, а длины — полностью).

5) Для каких целей используют масштабную линейку?

Предлагается ученице надеть фартук, а остальным учащимся определить, где на переднике проходят линии; мысленно проведенные через ориентировочные точки: линия шеи, груди, талии, бедер, колен.

Учитель ставит перед детьми учебные задачи:

— Овладеть приемами работы чертежными инструментами и уметь читать чертеж;

— Закрепить знания о правилах снятия мерок и их записи;

— Осуществлять контроль и взаимоконтроль;

— Соблюдать правила организации рабочего места;

Учитель сообщает детям, что спецодежда для кулинарных работ состоит из косынки и фартука. Фартук состоит из нескольких деталей: нагрудника, пояса, бретелей, нижней части карманов.

Знакомясь с инструкционной картой, дети называют детали фартука и название линии бока, верха и низа. Особо отметить осевые и центральные линии.

Примечание. При построении чертежа учителю следует иметь в виду, что учащиеся начальных классов на уроках математики и труда научились работать с линейкой и угольником; могут при помощи их построить прямой угол на клетчатой и нелинованной бумаге; знают свойства сторон и углов прямоугольника, построение его по двум известным сторонам. Кроме того, учащиеся познакомились с нахождением положения точки на клетчатой бумаге (сделали первые шаги к ознакомлению с координатами), т. е. научились находить точку, отстоящую на определенных расстояниях вниз и вправо от верхнего и бокового края листа бумаги в клеточку. Опираясь на эти знания учащихся, учитель при выполнении чертежа выкройки может выбрать по своему усмотрению любой из двух способов построения прямого угла: на нелинованной бумаге с помощью угольника или на линованной с помощью линейки.

Учитель по плакату объясняет построение чертежа косынки и фартука. Дети находят указанные учителем отрезки и воспроизводят чертеж в той последовательности, в какой этого требует учитель.

3.Самостоятельная работа

Учитель с учащимися строит чертеж, используя плакат. После построения чертежа, учащиеся работают с инструкционной картой, делая запись построения чертежа в тетрадь.

В ходе самостоятельной работы осуществить текущий инструктаж с целью предупреждения ошибок в работе:

  • обратить внимание на самоконтроль;
  • дать рекомендацию к использованию инструкционных карт;
  • оказывать помощь;
  • осуществлять взаимоконтроль;
  • проверить правильность применения масштабных линеек;

Вопросы для закрепления (можно использовать по ходу выполнения самостоятельной работы);

1) Почему размер сторон косынки можно брать одинаковым для всех?
2) Под каким углом строят прямые стороны косынки?
3) Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму?
4) Какой из отрезков ТН или ТТ, рассчитывают по мерке, записанной полностью?
5) Какой отрезок обозначает линию бока фартука?
6) Покажите и назовите парные детали фартука?
7) Какой из отрезков НН или КК является половиной ширины детали?
8) Назовите отрезок, определяющий расстояние кармана от середины фартука?
9) Объясните от какой мерки зависит размер отрезка ТТ?
10) Что означает отрезок ТК?
11) Расскажите, для чего снимают мерки?
12) От каких мерок зависит размер нижней части фартука? Покажите, как их снять?
13) Объясните, какие мерки записывают в половинном размере?
14) Расскажите, по какой стороне снимают мерки и почему?
15) Объясните, при расчете длины пояса к мерке ПОТ дается большая прибавка (30 см)?
16) Какие мерки длины снимают для построения чертежа фартука? Покажите, как их снять?

4. Заключительный инструктаж

  • подведение итогов занятия.
  • демонстрация лучших работ.
  • анализ допущенных ошибок.
  • выставление оценок в журнал.
  • домашнее задание: принести цветную бумагу, фломастеры, клей.

5. Уборка рабочих мест и мастерских.

Категория: