Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

План-конспект урока по истории Казахстана: «Освободительная борьба казахского народа (1836-1838 г.г.) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Шумекова Назира Акбаровна учитель истории и обществоведения, стаж 23 года, первая категория КГУ «Кладбинская средняя школа», села Кладбинка, Жамбылского района, Северо-Казахстанской области

План-конспект урока по истории Казахстана: «Освободительная борьба казахского народа (1836-1838 г.г.) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова»

Задачи:

А) образовательная: Способствовать развитию умений давать общую характеристику восстаниям, раскрыть причины, предпосылки восстания, рассмотреть его ход и причины поражения, последствия и его историческое значение;
Б) развивающая: развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы, формировать навыки взаимооценивания;
В) воспитательная: воспитывать уважительное отношение к чужой точке зрения; умения взаимодействовать с группой, воспитывать чувство патриотизма, любви к истории народа.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок с использованием ТРКМ

Методы обучения: работа в группах, диалогический метод, использование частично-поисковых, наглядных методов

Оборудование и источники информации: учебник, карта Казахстана, раздаточный материал

Ход урока:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

1. Проверка готовности учащихся к уроку

2. Оглашение цели и темы урока

1. Проверяет наличие принадлежностей, учебников

2. Вводное слово учителя

1. Подготовка к уроку

2. Определяют цель урока

2. Формирование групп

Для проведения групповой работы

 

Учитель заранее в «черном ящике» поместил вопросы для учащихся по предыдущей теме

Вытягивают по одному вопросу и распределяются по группам согласно вопросов

3. Создание атмосферы сотрудничества 

Создание атмосферы сотрудничества для эффективности последующей совместной работы

Проведение игры  «Историческая перестрелка» с мячом

Задают вопрос с «черного ящика» другому из группы, ответивший имеет право задают такой вопрос другому.

4. Стадия «вызова»  Оборудование — проектор, экран

Подготовить учащихся и заинтересовать в изучении новой темы

Показать учащимся видеоролик о восстании в Букеевской Орде

1) Записывают тему урока в тетради

2) Составляют и записывают вопросы по ходу просмотра видеоролика

5. Стадия «Осмысление»

Метод «Жигсо» работа в экспертных группах

  1. Способствовать  в изучении  учащимися истории восстания под руководством Истатая Тайманова и Махамбета Утемисова в 1836-1838 гг.

 

 

  1. Причины, повод, цели восстания. Движущие силы. Руководители восстания.
  2. Ход восстания
  3. Меры царизма против восставших
  4. Поражение восстания
  5. Причины поражения, последствия, историческое значение.

 

Организовывает деятельность ученика по изучению нового материала

1) Назначает по номерам каждого члена группы

2) Назначает лидера, спикера, тайм *спикера

1) Делятся на 1, 2, 3, 4, 5 в группе

2) Рассаживаются для изучения новой темы по номерам

3) Изучают заданные подпункты и в тетрадях строят план своего выступления в «семейных» группах

Метод «Жигсо»  изложение новой темы в семейной группе

 

 

1) Выяснить предпосылки, причины восстания

2) Выделить причины поражения восстания, последствия и его историческое значение

1. Организует деятельность учащихся

2. Координирует, помогает подсказывает

Групповая работа:

Излагают изученное в семейной группе

Задание №  1

Оборудование: раздаточный материал, постер, маркеры

Дать общую характеристику восстания

Раздает учащимся вопросы каждой группе

1 группе – причины, повод  и предпосылки к восстанию

2 группа – ход восстания

3 группа – причины поражения, историческое значение

Учащиеся на ватмане отражают все ответы на вопросы, которые перед ними на листочках

Стадия «Рефлексия»

1) Знакомство с содержанием работ каждой группы

2) Осмысление изученного материала

Помогает защитить постеры

Спикер от каждой команды защищает свой проект (Время ограниченно)

Подведение итога урока. Рефлексия урока

Закрепление пройденного материала

Запись на доске д/з параграф 12, подготовить сообщения о Махамбете Утемисове и Исатае Тайманове

Каждый ученик записывает по одному вопросу и вывешивают на древе познания

Самоанализ урока

На данном уроке проводилось проводилось изучение темы «Освободительная борьба казахского народа (1836-1838 гг.) в Букеевской Орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова». Данный урок тесно взаимосвязан с предыдущими темами:

• Образование Букеевской Орды
• Развитие Букеевской Орды при ханах Букее и Жангире

А также с последующей темой

• Причины поражение и его историческое значение.

На уроке были решены, следующие задачи:

А) образовательная: Способствовать развитию умений давать общую характеристику восстаниям, раскрыть причины, предпосылки восстания, рассмотреть его ход и причины поражения, последствия и его историческое значение;
Б) развивающая: развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы, формировать навыки взаимооценивания;
В) воспитательная: воспитывать уважительное отношение к чужой точке зрения; умения взаимодействовать с группой, воспитывать чувство патриотизма, любви к истории народа.

На начальном этапе урока для формирования групп ребята вытягивали с «Черного ящика» вопросы. Затем для создания атмосферы сотрудничества проведена " историческая перестрелка" в форме игры с мячом.

На стадии «вызова» показан видеоролик о восстании в Букеевской орде, с заданием — в ходе просмотра составить и записать в тетрадь 2-3 вопроса по теме.

На стадии «Осмысления» нового материала учащиеся были разделены на семейные группы, в группах назначены нумерации и распределены обязанности:

• Лидер
• Спикер
• Тайм-пикер
• секретарь
• оценщик

При работе с текстом учебника был использован метод критического мышления «Жигсо».

На этапе закрепления изученного было предложено составление постера и его защита, также написаны вопросы на стикерах и помещены на «Древе познания». При организации познавательной деятельности использованы как групповая, так и индивидуальная работа.

Для того, чтобы оценить свою работу на уроке, учащимся было предложено заполнение таблицы — ЗХУ.

Урок построен с учетом индивидуальных способностей учащихся, в структуре и ходе урока учтены возможности трехуровневых курсов.

Категория: