Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок на тему: Главные члены предложения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Дюсембаева Рита Мараловна учитель русского языка и литературы КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 3» г. Аягоз ВКО Дюсембаева Рита Мараловна

Методы обучения: словесный (беседа), практический (работа с книгой, упражнения), частично-поисковый, творческий, исследовательский.

 

Цели:

Учебно-познавательные:
1. обобщение и систематизация изученного по теме «Главные члены предложения»;
2. закрепление у учащихся навыка нахождения грамматической основы, определения способов их выражения; формирование орфографических и пунктуационных навыков;
3. формирование языковой и речевой компетенций; совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Интеллектуально-развивающие:
1. развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать;
2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда;
3. развитие творческого подхода.

Воспитывающие:
1. формирование у учащихся коммуникативных умений;
2. воспитание сознательного отношения к учению, стремления к достижению успеха.
3. содействие формированию патриотических чувств; привитие любви к своей стране, к культуре своего народа.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, раздаточные материалы для учащихся, маркеры.

Применяемая технология: РКМЧП

Ход урока

1.Организационный момент

Постановка целей и задач урока

Психологическая установка на урок: Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? А теперь улыбнитесь друг другу. Я тоже хочу улыбнуться вам. Пусть от наших улыбок будет всем и каждому тепло, уютно на душе, и пусть хорошее настроение останется у вас на весь день!

I. Стадия вызова

Прочитайте стихотворение, определите тему урока:

Когда перед вами задача — найти
Главные члены предложения,
прежде всего отыщите глагол,
глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
между другими словами,
то подчеркните его поскорей
сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы «кто?», «что?»
к другим словам направляем,
и подлежащее, как на крючок,
на эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
и миг подчеркнем без сомненья,
и полюбуйся — перед тобой
Главные члены предложения.

Тема нашего урока, как вы догадались, — «Главные члены предложения».

На сегодняшнем уроке мы обобщим и отчасти проконтролируем уровень усвоения вами теории и частично практики изучаемого вопроса.
Наш урок проходит под девизом «Спешите делать добрые дела». Как вы понимаете значение этого выражения? (ответы учеников)

— И жизнь нашей процветающей страны ознаменовывается славными делами, мировыми событиями.

— Ребята, а какое важное событие в нашей стране произойдет в 2017 году?

— Правильно, 22 ноября 2012 года в результате тайного голосования представителей 161 государства — члена Международного бюро выставок на 152-й генеральной Ассамблее этой организации столица Казахстана Астана набрала большинство голосов и была объявлена местом проведения ЭКСПО-2017 с темой «Энергия будущего». Как истинные патриоты нашего государства, мы испытываем чувство гордости за то, что такое значимое и масштабное мероприятие будет проходить именно в нашей стране.

Итак, лексическая тема нашего урока: «Астана ЭКСПО-2017».

2. Словарно-орфографическая работа. (2 мин.) Чтение с пометками (слайд 5).

Всемирная выставка или Э́кспо (Expo) — международная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений.

3. Групповая работа. «Мозговой штурм»

• Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите
• На какие вопросы они отвечают?
• Какими частями речи выражаются?
• Для чего служат?

II. Стадия осмысления

4. Работа с текстом. Спишите, вставьте пропущенные окончания. Определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Астана — нов.. чудо света. Астану строили лучш... архитекторы мира. Молод... столица имеет все основания для того, чтобы войти в число 30 лучших город... мира. Современн... столица Казахстана растет и преображается, становится все более привлекательн.. для жителей Казахстана и зарубежных гостей. Астана — это город, где можно получить хорош... образование и найти работ...

5. Тестовая работа или стратегия РКМЧП «Верные и неверные утверждения», или «Знаете ли вы...» (ключи к тестам).

6. Работа по учебнику: упражнение 88.

Спишите. Найдите подлежащее и от них к выделенным сказуемым поставьте вопрос. Укажите, чем выражено сказуемое.

1) Книга — лучший друг. 2) Азбука — к мудрости ступенька. 3) Пословица -народная мудрость. 4) Лес — наше богатство. 5) Мой отец — инженер. 6) Наша мама — домохозяйка.

7. Вопросно-ответная беседа. «Пересказ по кругу»

(1, 2 абзац — 1 группа, 3, 4 абзац — 2 группа), за 3 минуты должны пересказать текст. (слайд 20).

22 ноября 2012 года в результате тайного голосования представителей 161 государства-члена Международного бюро выставок на 152-й Генеральной Ассамблее этой организации столица Казахстана Астана набрала большинство голосов и была объявлена местом проведения ЭКСПО-2017.

Эта выставка в Астане продлится 3 месяца — с 10 июня по 10 сентября 2017 года. Ожидается, что участие в ней примут около 100 стран мира и около 10 международных организаций.

Главная цель этого мероприятия — публичная демонстрация новейших научно-технических достижений и перспектив развития; ознакомление с историей, традициями и культурой стран — участниц, а также расширение международных экономических, политических, научных и культурных связей.

ЭКСПО-2017 станет одним из ключевых событий в новейшей истории Казахстана, а проведение этого мероприятия внесет огромный вклад в формирование имиджа нашей страны, развитие экономики и культуры.

8. Творческая работа. Пятистишие — Синквейн (4 мин.)

Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение: (слайд 21).

1-я строка Кто? Что? (тема). 1 существительное
2-я строка Какой? (определение темы). 2 прилагательных
3-я строка Что делает? (характерные действия или состояния предмета). 3 глагола
4-я строка Что автор думает? Фраза из 4 слов.
5-я строка Кто? Что? (вывод, резюме). 1 существительное.

Ответы учащихся:

• Подлежащее,
• Главное, необходимое,
• Говорит, называет, указывает.
• Без него обойтись трудно.
• Предмет!

9. Творческое задание. Мини-проект. «Перо автора»

Придумайте предложение или рисунок (в виде эмблемы) на всемирную выставку Астана ЭКСПО −2017. (даются листы, цветные маркеры) (слайд 24).

III. Стадия рефлексии

10. Подведение итогов. Вывод

11. «Продвинутая лекция». Групповая работа

Выступление по одному человеку от группы. Учащиеся после прочтения текста, восстанавливают его в группах по памяти.

Всемирные выставки являются прекрасной возможностью представить свою страну в самом выгодном свете. Всемирные выставки — уникальные по своему масштабу, новаторству и количеству посетителей события.

Благодаря ЭКСПО, мы еще раз откроем миру наш динамичный, растущий, гостеприимный Казахстан. ЭКСПО принесет Казахстану многомиллиардные инвестиции, а это наше процветание, наша стабильность, наше развитие. И вера в то, что мы обязательно войдем в число развитых стран мира.

12. Заключительная часть:

— Ребята, как вы думаете, где вы сможе¬те применить знания и умения, полученные сегодня на уроке?

— Какую оценку вы дадите вашей работе и моей?

Если наш урок обогатил вас чем-то новым, создал прекрасное настроение, вызвал желание быть нужным своей стране, нари¬суйте в тетради солнышко. Если вам что-то не понравилось, но в душе всё равно светло и радостно, нарисуйте цветок.

Если же вам на уроке было скучно и неинтересно, то нарисуй¬те тучку Обратитесь друг к другу по имени и пожелайте доброго, удачного дня, а затем подарите свое хорошее настроение тому, кого встретите за пределами этого кабинета.

13. Информация о домашнем задании

Упражнение 89. (подчеркнуть грамматическую основу каждого предложения)
Написать сочинение — рассуждение на тему «Какова роль проведения ЭКСПО для моей страны»

14. Подведение итогов урока, выставление оценок

В своем обращении к народу Казахстана 6 декабря 2012 года Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подчеркнул, что «успех Астаны в борьбе за право проведения ЭКСПО-2017 — это успех всего народа Казахстана. У меня нет никаких сомнений, что все казахстанцы примут активное участие в подготовке к Международной выставке. Я верю, что ЭКСПО-2017 будет еще одной золотой страницей нашей истории».

— Ребята, к этому времени вам исполнится 17 лет и вам откроются новые перспективы в будущем. Мы верим в вас, в наше будущее!

Спасибо за урок!

Категория: