Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Разработка занятия в кружке «Затейник»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кузьмина Алла Владимировна, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Дворец школьников», город Балхаш, Карагандинская область

Кузьмина Алла Владимировна

Тема: Основы сценического искусства

Цель: Подготовить и развить творческую деятельность кружковцев в избранном виде искусства.

Задачи:

1. Научить отличать подлинное действие от имитации. Организовать внимание и тренировку воображения.
2. Развивать творческие способности, активность, способность эмоционально откликаться на художественный вымысел, чувство ритма.
3. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к искусству.

Оборудование: Мяч с корзиной, нитка с палкой, карточки с этюдами и со словами, плакаты с высказываниями К. С. Станиславского.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Вводная часть

Театральная самодеятельность получила широкое развитие. Сегодня её виды и формы многообразны. Но сколь бы различна не была по своим формам детская театральная самодеятельность, она призвана во всех случаях помогать решению главных задач и целей воспитания нынешнего подрастающего поколения, воспитания нового человека, как творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности. При постановке театрализованных представлении, спектаклей, массовых мероприятиях необходимо учить ребят основам сценического искусства.

III. Основная часть

Сценическое искусство основывается на трёх основных направлениях: актерском мастерстве — (сценическая грамота), сценической речи (техника речи), сценическом движении (пластика, ритмика, пантомима)

Мы сегодня остановимся на 1 направлении актерское мастерство, т. е. сценическая грамота. И мы с вами сразу должны договориться о главных правилах нашего занятия, без которых невозможна наша деятельность. Их три:

1. Верить в предлагаемые обстоятельства (т. е. не делать «понарошку»);
2. Быть серьёзными при выполнении заданий (не смеяться и не пытаться рассмешить самому)
3. В качестве зрителей внимательно смотреть показ товарищей, благожелательно анализировать увиденное и самим придумывать что-то интересное для демонстрации.

Сценическая грамота помогает возникновению творческого процесса, развивает художественные способности.

Вам, ребята, важно уметь подлинно и целенаправленно действовать в вымышленных обстоятельствах, т. е. действовать так же, как в аналогичных условиях реальной жизни. Главное не изображать чувства, не делать вид, что действуешь, а по настоящему действовать, отдавая себе отчет в том, что, почему и зачем делаешь. Необходимым элементом сценического действия является то, что Константин Сергеевич Станиславский называет «чувством сценической правды». Первая наша задача научиться отличать подлинное действие от имитации. Всякое задание проверить с помощью логического «если бы». Любое простое действие: подойти к телефону, ждать и т. д. должно подвергаются проверке на правду.

Давайте попробуем.

1. Напасть мячом в корзину.
А теперь повторим все это без мяча.

2. Вдеть нитку в иголку.
А теперь все это проделаем с воображаемыми предметами.

Вторая задача — организация внимания и тренировка воображения. Для тренировки этих условий возникновение и существование оправданного и целесообразного действия существует ряд разнообразных упражнений — игр.

IV. Практические упражнения.

Упражнение № 1.

У вас у каждого есть листок бумаги, вы должны быстро написать задание (например: вскочить на стул, прокричать петухом и т. д). Задания должны быть простыми, которые можно сразу выполнить. Вы пишете задание и скручиваете его трубочкой. Я их перемешаю, и каждый из вас вытянет трубочку, читает задание про себя и быстро выполняет то, что написано. Выполнять нужно быстро, энергично, незамедлительно.

Упражнение № 2.

Я буду называть, какое-нибудь насекомое, птицу, домашнее или хищное животное. Услышав название, например насекомого вы должны будете опуститься грудью на сжатые на коленях кулаки (как бы пряча лицо от жужжащей над головой осы), услышав название птицы, вы должны захлопать руками над головой (как бы пугая), название домашнего животного — протянуть вперед ладонью вверх правую руку (зовущий жест) хищного животного — вытянуть вперед обе руки, согнув локти и подняв кисти (отталкивающий или защитный жест). Движения нельзя комкать, делать кое-как.

Птицы: Воробей, соловей, ворона, ласточка, сорока, снегирь, дятел, грач.

Насекомые: Комар, шмель, паук, моль, бабочка, стрекоза, жук, муравей.

Домашние животные: Собака, кошка, баран, козёл, корова, лошадь, овца, кролик.

Дикие животные: Медведь, волк, лиса, заяц, тигр, обезьяна, лев, жираф.

На развитие слухового восприятия. Прислушайтесь к звукам, доносящимся с улицы, уловите самый отдалённый. Что вы слышите? А теперь прислушайтесь к звукам, раздающимися в помещении, определите их происхождение. Итак, что вы слышите.

Упражнение № 4.

На быстроту реакции. По моему хлопку вы должны принять любую позу и застыть. Далее каждый из вас должен оправдать свою позу. Например: Я присяду с направленно вытянутыми руками, направленными вниз. Оправдываю: я помогаю товарищу взобраться на отвесной склон горы. Т. е. вы должны не только принять ту или иную позу, а вообразить в какой ситуации эта применима. Итак, начали.

Упражнение № 5.

Пишущая машинка, так называется следующее наше упражнение. Мы с вами насчитаемся в алфавитном порядке, каждый запомнит свою букву. Я буду называть слова, каждый участник чья буква участвует в данном слове, поочерёдно встаёт и хлопком обозначает свою букву. Потом попробуем фразы и по окончании фразы все участник делают общий хлопок, обозначая в конце точку.

А, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, к, л, м, н, о

Слова: Мама, лёд, жаба, мина, кол.

Фразы: Дом ёжика. Мама жила в доме. Козёл ел жадно баклажан.

Физминутка «Деревянные куклы»

Все мы видели деревянные куклы-марионетки, которые управляются ниточками. Если ниточки отпускаются, то части куклы — руки, голова: корпус, ноги —опускаются вниз. Отпускаться ниточки будут на мой счет до пяти. Исходное положение: вытянуться в струнку, руки верх, лицом к потолку. На счет «раз» голова падает на грудь, «два» — руки от локтя опускаются вниз, «три» — руки полностью повисают, «четыре» — корпус складывается пополам, голова и руки висят, «пять» — опуститься на четвереньки. Теперь ниточки будут натягиваться в обратном порядке, а куклы выпрямляться. Не путайте очередность! Итак, «раз» — выпрямили ноги! «Два» — корпус, «три» — плечи, «четыре» — руки вверх, «пять» -голова!

А сейчас мы переходим к более сложным упражнениям.

Для того, чтобы на сцене вы действовали обоснованно, логично, существует ряд упражнений называемых сценическими этюдами это ребята относится к актерскому мастерству. Понять природу подлинных физических действии помогают действия с воображаемыми предметами. Что мы с вами уже выполняли с мячом, ниткой и иголкой. Сценические этюды делятся на простые и сложные. Одиночные, парные, групповые. Этюд это маленькая сценка в которой есть сюжетная основа. К простым этюдам можно отнести этюды с воображаемыми предметами.

Этюд 1.
Взять катушку с нитками, оторвать нитку положить катушку, взять иголку, вдеть нитку в иголку.

Этюд 2.
Взять картофелину и нож, начистить картошку.
Здесь от вас требуется точное выполнение действия, ощущения воображаемого предмета, как настоящего, максимального воображения.

А теперь переходим к сложным этюдам. Это этюды в предлагаемых обстоятельствах.

Например: Вошел в темный подвал, на ощупь передвигаешься по ступенькам, ищешь в карманах спички, нашел, зажег спичку, в полутьме осматриваешь помещение.

Задачи могут быть разными. Можно их менять: Знакомый подвал, пришел за картошкой, внезапно погас свет или незнакомый подвал, попал в него случайно, забрел из любопытства.

В связи с разными предлагаемыми обстоятельствами меняется отношение к нему: задачи остаются те же, но воображение исполнителя должно быть богаче, ярче. Давайте попробуем выполнить этюды:

1. Иду по лесу, собираю грибы или ягоды, вдруг натыкаюсь на змею.
(Что логично: испугался и убежал, оставил корзину и тихо отполз в безопасное место, схватил корзину и убил змею)

Следующий этюд на воспитание физических действии.

2. Умываюсь утром в ванной, намылил лицо, вдруг... отключили воду. Мыло начало щипать глаза. (То же самое только с горячей водой).
Ваша задача вспомнить те физические ощущения, которые могут возникнуть в подобной ситуации.

3. Спасаясь от жары, девочка пришла в лес, чтобы почитать интересную книгу. Выбрала в тени пенек, села на него и погрузилась в чтение. Кто-то ужалил ногу, очевидно муравей, стряхнула его не глядя. Через секунду опять ужалил муравей. Смотрит на платье, ногах и руках полно муравьев. Вскочила, отряхивает их. Увидела что села около муравьиной кучи. Убежала.

А теперь вы сами должны будете придумать этюд, сюжет которого строился бы с учетом этих предметов: гвоздь, стул, стена.

V. Закрепление

Продемонстрируйте «всё» чему сегодня «научились» (на практике).

Разделимся на две группы те, кто постарше вы будете смотреть сценку и в конце проанализируйте каждого участника выступления. Итак, мы хотим всем предложить для просмотра сценку.

Школьный ремонт, или «Приключения кота». Действующие лица:

• Кот
• Школьник
• Маляр
• Штукатур

VI. Итог

Итак, с чем мы сегодня познакомились?
Что узнали нового из занятия?
Что такое этюд?
Какие этюды бывают?

На следующем занятии мы с вами познакомимся с более сложными этюдами парными и групповыми.