Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка путем организации групповой работы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Сарсенгалиева Фаузия Жумажановна учитель русского языка Буденевская СШ Атырауская область, Индерский район, Село Будене

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках  русского языка путем организации групповой работы

Все вместе мы умнее, чем каждый из нас.
Том Петзингер

Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления основополагающих принципов функционирования мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира первым, ключевым вопросом для учителей является вопрос «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-ому веку?». На решении этого вопроса сконцентрировано содержание программы курсов второго (основного) уровня обучения [Руководство для учителя, с.146]. Мировое сообщество развивается стремительными темпами и потребность в гражданах, способных мыслить творчески, критически, является насущной для всех государств.

Происходящие в современном демократическом обществе социальные перемены требуют пересмотра и совершенствования профессиональной переподготовки педагогических кадров. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.

Учитель новой школы — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому.

Осуществляемые и планируемые государством коренные перемены в содержании, структуре и способах образования требуют активного включения системы повышения квалификации в подготовку учителей к реализации реформ. А настоящая система повышения квалификации сегодня оказалась как никогда востребованной в связи с осуществляемыми в стране переменами в образовании.

Курсы по программе основного уровня помогли нам освоить теоретические и практические знания по внедрению идей семи модулей в процессе обучения и позволили по-другому посмотреть на методику преподавания. После окончания Iэтапа Программы обучения «Лицом к лицу» в Центре педагогического мастерства города Атырау, я вернулась в свою школу для апробирования данных технологий. Я работаю в сельской школе. Преподаю русский язык в казахских классах. Естественно, у нас отсутствует языковая среда. Поэтому речь учащихся на уроках русского языка не выдерживает никакой критики. И не секрет, что нынешнее поколение совсем перестало читать литературу. Вследствие чего на уроках у моих учащихся часто возникали чувства неуверенности, боязни, страха ошибиться. Боясь выглядеть некомпетентным в решении каких-то задач, они стали говорить меньше, отвечали на заданные вопросы неуверенно. Я была обеспокоена еще и тем, что большинство моих учеников перестало думать, не умеют высказывать свою точку зрения.

Таким образом, у детей возникала проблема общения. Эти факторы побудили меня к проведению исследования с целью показать, как путем применения приемов совместного группового обучения можно снизить уровень тревожности и развивать коммуникативные навыки учащихся на уроке. Для начала я стала изучать материал семи модулей: «Новые подходы в обучении», «Развитие критического мышления», просмотрела научную статью Ю. К. Бабанского «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» (1985 г.), а особенно меня заинтересовали результаты научных исследований Смита и Мак Грегора «Что такое совместное обучение?», которые утверждали, что «совместная работа является формой взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели» (Смит и Мак Грегор,1992). А во время обучения на курсах 2 уровня по кембриджской программе мы часто работали в группах, вместе решали проблемы, учились сотрудничать, радовались успехам. Я подумала, что данная система может быть полезной и для моих учащихся.

Понятие технологии сегодня, наверное, одно из самых популярных в педагогике. По мнению Байковой Л. А. и Гребенкиной Л. К., технология — это «одно из специальных направлений педагогической науки, призванное обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень». Среди разнообразных направлений образовательных технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения, на мой взгляд, является технология обучения в сотрудничестве. Во-первых, потому что в условиях существующей у нас классно-урочной системы она наиболее легко вписывается в учебный процесс. Во-вторых, это технология гуманистическая по своей психологической сути, она развивает самостоятельность, доброжелательность, и стимулирует учащихся к общению, к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: