Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие музыкально-образного мышления учащихся на уроке по специальности посредством применения различных методов работы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Сабыржанова Мадинад Муратовна, преподаватель по классу домбры, первая квалификационная категория, высшего уровня, стаж 20 лет,
Пестунова Майра Камаловна, преподаватель по классу фортепиано, высшая квалификационная категория, высшего уровня, стаж 36 лет,
КГКП «Детская музыкальная школа п. Белоусовка» ВКО Глубоковский район

Сабыржанова Мадинад Муратовна, Пестунова Майра Камаловна

Участники: учащиеся 4 класса Кыдырханова Тахмина (специальность домбра), Мехнина Ирина (специальность фортепиано).

Цель урока:

  • выявить содержание, основные методы работы, способствующие наиболее эффективному формированию и развитию образного мышления учащихся в процессе работы над музыкальными произведениями;
  • развитие сотрудничества преподавателей.

Задачи.

1. Образовательная: формировать, закреплять знания и умения, полученные в ходе освоения инструмента (фортепиано, домбра);

2.Развивающая:

  • умение использовать технические навыки, приемы игры и средства музыкальной выразительности в раскрытии музыкально- художественных образов;
  • развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки и анализа музыкального произведения;
  • освоение особенностей и стиля казахского музыкального языка.

3. Воспитательная:

  • пробуждать интерес учащихся к лучшим образцам казахской инструментальной классики — народной и профессиональной;
  • формирование и развитие у учащихся музыкально-художественного вкуса;
  • воспитание культуры взаимоотношений между преподавателями и учениками.

Тип урока: бинарный (интегрированный).

Методы: словесные, демонстрационные, поисковые, творческие.

Оборудование к уроку: инструменты-фортепиано, домбра, синтезатор, скрипка, шумовые инструменты, ноутбук, проектор, ноты, наглядные пособия, материалы к творческому заданию — раскраски, цветные карандаши.

Дидактическое обеспечение урока: презентация «Животный мир Казахстана», видеоматериал «Байга», портреты композиторов, фото животных, орнаменты (ою-орнек), развивающие пальчиковые упражнения по теме.

Литература: детские стихи, загадки о животных, С. Сейфуллин «Ақсақ киік».

Музыкальный материал: Курмангазы С. кюй «Аксак киик», А. Абдинуров «Кошакан», детская песня " Кошаканым«, К. Куатбаев «Байге».

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит народный кюй.

— Сегодня у нас необычный урок.

На фоне презентации «Животный мир Казахстана» (слайды) преподаватель зачитывает стихотворение о животных.

Майра Камаловна
Как мир животных интересен, огромен, добр и беспечен
Они живут без суеты, и без предательства и лжи.
Я ими честно восхищаюсь, и в них всегда во всех влюбляюсь,
Они все очень хороши, и все по-своему милы.

Мадинад Муратовна — Наше открытое занятие посвящено образу животных. С давних времен некоторые животные у казахов считались священными. К ним относились — корова, лошадь, верблюд, баран. Четыре стороны света названы домашними животными. Иногда характер людей сравнивали с образами различных животных. К теме животных в своем творчестве обращались многие акыны и композиторы.

Дети, вам было задано на дом найти казахские, русские народные пословицы о животных:

— Ешкі тұқымы — егіз лақ, қой — тұқымы қоңыр тұсақ. Жылқы — малдың патшасы, түйе- малдың қасқасы. Сиыр алсаң — танып ал, танымасаң — тарғыл ал.

— Не гони коня кнутом, а гони его овсом. Корми корову сытнее, молоко будет жирнее. Волк для овец плохой пастух.

2. Слушание музыки

Майра Камаловна о роли коня, лошади. (слайд)

Самым священным у казахов считался конь. На коне казах кочевал, ездил на охоту, на войну. Образ коня запечатлен в поговорках, пословицах: «Тот не джигит, кто хоть раз не сидел на коне». Он является для казахов символом высшего мира, мира мудрости, мира предков.

— Сейчас в нашем исполнении послушайте казахский народный кюй

«Кара жорга» (видеоролик)

Отрывок кюя играют преподаватели, синтезатор (фортепиано) и домбра. Вопросы учащимся о характере произведения. Какой образ возникает при прослушивании? Какой характер произведения?

— А давайте разукрасим наше исполнение казахскими шумовыми инструментами, которые называются ТҰЯҚ — копытца, и СЫЛДЫРМАҚ — погремушка.

Пьеса исполняется вместе с детьми.

3. Работа над кюем Курмангазы Сагырбаева «Ақсақ киік» — «Хромой сайгак» преп. по классу домбры Сабыржановой М. М с ученицей Кыдырхановой Тахминой.

— А сейчас мы познакомимся с диким степным животным, который зовется киик, акбокен, сайгаком, редко степной антилопой (слайды).

Сайгак - священное животное у казахов, которое олицетворяет свободу, выносливость. Раньше невозможно было представить казахскую степь без сайгаков. Сейчас их численность сократилась, главная причина-браконьерство, из шкур изготавливали хром, замшу. Рога шли на изготовление сувениров и лекарств. В наше время сайгаки занесены в Красную книгу Казахстана, как исчезающий вид животных. ( Тахмина на казахском языке рассказывает о сайгаках. Дом. задание).

Образ хромого сайгака передал в своем произведении великий народный композитор-кюйши Курмангазы Сагырбаев.

Краткая беседа о композиторе (слайды).

Курмангазы занимает особое место в музыкальной культуре Казахстана. У него был собственный своеобразный исполнительский стиль, своя народная домбровая школа. Творчество Курмангазы народ бережно сохранил, и сейчас известно свыше 60 кюев.

Какие его кюи мы раньше играли? (Тахмина — Бозшолак, Кисен ашкан. Балбыраун).

Игра кюя ученицей. Работа над произведением (акценты, удары четкие-правая рука собрана, темпо-динамический план).

Характер мелодии напряжённый, встревоженный, беспокойный, жалобный, грустный, беззащитный соответствует сцене охоты; умеренно-стремительный темп показывает хромоту подстреленной, раненой сайги; ритм мелодии ровный, но необычный акцент на вторую долю в музыке кюя подчеркивает хромоту животного; лад минорный; мелодия повторяется на одних и тех, же звуках.

В музыке кюя ярко изображена пустынная, знойная степь, по которой, задыхаясь от боли, бежит раненая сайга. И композитор показывает не только сцену охоты, но выражает и своё душевное состояние.

В это время Ире дается творческое задание — разукрасить цветными карандашами рисунок сайгака.

Стихотворение известного казахского поэта Сакена Сейфуллина, которое называется также «Ақсақ киік» (на каз. яз) прочитает Тахмина, фоном звучит этот күй.

Арқаның Бетпақ деген даласы бар,
Бетпақ шөл, ойлы-қырлы панасы бар.
Сол жерде ел жоқ, көл жоқ өсіп-өнген,
Жәндіктің киік деген баласы бар.

Киікті қазақ және дейді бөкен,
Бетпақты байғұс бөкен қылған мекен.
Киікті атып аңшы өлтіргенде,
Жазықсыз жан өлді деп ойлай ма екен.

Бөкеннен сұлу аңды мен көрмедім,
Басқаға жануарды-ау теңгермедім.
Көздері мөлдір қара ақ бөкенді,
Адамның баласынан кем көрмедім.

На русском языке читает преподаватель:

Древняя степная антилопа,
обитаешь в наших ты краях,
Но додумалась людская злоба,
Деньги делать на твоих рогах.
И не знают, что ты лошадь бога,
Убивать сайгака — для казаха грех.
Небо может наказать жестоко...
Как предупредить об этом всех?
Выходите в степь полюбоваться,
Радоваться жизни и весне.
Пусть живет степная антилопа
С человеком рядом на земле.
В конце этого этапа работы ученица класса фортепиано Ира М. кратко. по плану анализирует произведение, сыгранное Тахминой (ритм, темп, динамика, интонация) (слайд).

4. Работа над пьесой Алиби Абдинурова «Қошақан» — «Ягненок» преп. по классу фортепиано Пестуновой М. К. с ученицей Мехниной Ирой.

Майра Камаловна — Дети, если сейчас было показана и исполнена музыка известного композитора- инструменталиста Курмангазы, жившего в начале 19 века, то следущее произведение нашего современника, молодого композитора Алиби Абдинурова, выпускника Казахской Национальной консерватории им. Курмангазы, дипломанта 1 степени Международного конкурса творческой молодежи «Шабыт».

Альбом фортепианных пьес для детей. Много детских пьес, посвящено животным... Какую пьесу Ира будет исполнять, мы скоро узнаем. Ира загадай Тахмине загадку:

1.Любопытный, озорной, и мотает головой
Прыгает, бодается, как он называется?
2.Кішкентай ғана бойы бар,
Айналдырып киген тоны бар.
(Тахмины ответ: қой, қошақан, ягненок) (слайды)

Правильно. Символом материального достатка был баран. Калым давали в основном баранами. Во многих трудных жизненных обстоятельствах приносили в жертву именно барана как свидетельство земных забот. У казахов баран считается сильным животным.

Ира нам исполнит «Кошаканым» — пьесу о маленьком, беззаботном ягненке. Ира перед игрой читает детское стихотворение о барашке.

Съев с утра букет ромашек, погулять пошел барашек
Мимо дуба и ветлы, мимо домика пчелы
Мимо луга жеребенка, мимо лужи лягушонка
Мимо волчьего бугра, мимо птичьего двора
Мимо утра, мимо дня, и добрался до меня.

Работа над пьесой: остановимся на каждом из разделов, какими средствами выразительности пользуется композитор, чтобы передать образ маленького ягненка? (перемен.,пунктир. ритм, частая смена штрихов, акценты, короткие фразы — все это помогает передать образ шаловливого, подвижного ягненка), обращается внимание на звукоизобразительные моменты в музыкальных фрагментах.

— В раннем возрасте ягнята очень подвижны и игривы, носятся по пастбищу и подпрыгивают, словно на пружинках.

В это время у Тахмины творческая работа: разукрасить рисунок ягненка.

В конце этого этапа работы Преподаватель просит ученицу класса домбры проанализировать какими средствами выразительности Ира показала образ кошакан, ягненка( по плану).

— Ира, ты нам исполнила инструментальную пьесу «Кошакан», а Тахмина споет детскую песенку (под собственное сопровождение на домбре), которая также называется «Кошакан».

5. Динамическая пауза. М. К проводит с детьми пальчиковые упражнения по теме «Животные» (упражнения, развивающие мелкую моторику).

6. Знакомство учащихся с элементами казахского прикладного искусства (для взаимодополнения к исполняемой музыке, для зрительно-образного представления)

Дети, а вы знаете, что некоторые элементы фигур животных применяли и для создания казахских орнаментов, ою-орнектер. Зооморфные узоры наиболее многочисленны в казахском орнаменте. Они отражают мир древних скотоводов. Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, являются основными в казахском орнаменте. Такими орнаментами украшаются юрты, ковры, одежда, посуда.

Показ иллюстраций орнаментов: «қошқар мүйіз» — бараньи рога, сыңар мүйіз -«одиночный рог», «түйе мойны» — «шея верблюда», «түйе табаны» — «след верблюда», «тай тұяқ»-копытце лошади.

7. Рассказ о конных состязаниях — байге (Видеоролик).

Байга — это конный вид спорта традиционный для тюркских народов. Байга — это вид скачек по ровной местности. Протяжённость дистанции от 12 км. до бесконечности. Байга — это состязание на выносливость лошадей и наездника. В наше время байга проводится во время народных праздников.

Ансамбль: исполнение преподавателями и учащимися пьесы казахского композитора К. Куатбаева «Бәйге». Ученики — домбра и фортепиано, преподаватели — скрипка и тұяқ. Задачи при исполнении: показать дух соперничества, уверенность и точность в исполнении, практика в коллективном музицировани

8. Итог урока. Рефлексия (картинки для оценивания своей деятельности на уроке, учащимися).

Категория: