Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как один из видов гармонично развитой личности

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Нурмагамбетова Бибигуль Кусаиновна учитель русского языка и литературы, без категории. КГУ «Средняя школа имени 17 лет Октября» ВКО, Уланский район, село Восточное

Нурмагамбетова Бибигуль Кусаиновна

Роль самостоятельности работы учащихся при этой подготовке очень велика. Сегодня учитель должен научиться управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика. Нужно выбирать такую организационную структуру урока, которая позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся.

Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Главная цель моей работы — научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

На уроках русского языка и литературы я использую метод индивидуальных заданий. Даю ребятам разноуровневые карточки. В них разные задания по степени трудности:

1) задания исполнительного характера;
2) самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
3) задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием);
4) творческие работы.

Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в дальнейшем совершенно самостоятельно приобретать знания.

На своих уроках я использую различные формы: работа в парах постоянного состава, работа с пакетом заданий по определенной теме, контрольные срезы, тесты, технологические карты. Такие формы самостоятельной работы способствуют развитию познавательных интересов у учащихся.

На уроках русского языка использую различные виды самостоятельной работы.
Так, например, при изучении темы «Н и НН в наречиях на о и е» использую следующие виды:

Самостоятельная работа по изученному ранее материалу — выписать наречия с «НН». Самопроверка с комментариями учащихся.

неожида..ый

 

незамече..ый

 свяще..ый

 

исти..ый

пута..ый

 

ветре...ый

лома..ый

 

искус..ый

золоче..ый

 

рассея..ый

серебря..ый

 

заслуже..ый

Так, например, при изучении темы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на — о и — е» использую такие виды самостоятельной работы как редактирование текста и сочинение-миниатюра.

На доске записан текст:

Мы осаждали какой-то турецкий город, и понадобилось нашему командиру узнать, много ли в городе пушек. Но во всей нашей армии (не) нашлось храбреца, который согласился бы (не) заметно пробраться в (не)приятельский лагерь. Я стал рядом с огромнейшей пушкой, которая палила по городу, и, когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понёсся вперёд.

— Как пишется Не со словами?

Текст закрывается, учащимся предлагается ответить на вопросы.

Вопросы: (Читаю сама)

1. Что нужно было сделать храбрецу незаметно? (пробраться в город)

2. Где встал герой? (рядом с пушкой)

3. Что вылетело из пушки? (ядро)

4. Что нужно было узнать? (много ли пушек)

5. Какого размера была пушка? (огромнейшая)

Этот вид работы позволяет не только проверить уровень грамотности, но и развивает орфографическую зоркость у учащихся.

Сочинение-миниатюра — это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развивать речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод. Даю задание написать сочинение-миниатюру на тему «Моё любимое время года». В своём сочинении ребята должны умело использовать наречие, определять синтаксическую роль наречия.

Очень часто на своих уроках использую орфографические пятиминутки. Так при изучении темы «Антонимы» провожу орфографическую пятиминутку. Ребята должны самостоятельно вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.

Щенок

У зверей
Прощения (не) прос... т.
До чего ж мне (не) навистен тот,
Кто, пр... целясь,
Острый камень брос... т
И щеночку лапу переб...ёт,
Это он б...ёт лошадей наотмашь.
Это он тиран... т голубей.
(Не) скули,
Пушистый мой найденыш,
Лапу быстро вылеч... м тебе.
Станеш... псом ты
Добродушней многих,
И дружить научиш... ся с детьми.
Только, чур,
Мучителей двуногих
За людей случайно (не) прими!

В конце каждого урока провожу тестирование по данной теме. Например тестовое задание по теме «Наречие».

1. Укажите, какие наречия пишутся с НЕ слитно:

А) (не) по-товарищески;
Б) (не) лепо;
В) вовсе(не) интересно;
Г) (не) весело;
Д) (не) далеко, а близко;
Е) нисколько (не) обдуманно.

2. Определите, какие наречия пишутся раздельно:

А) войти (не) заметно;
Б) говорить (не) убедительно;
В) (не) хорошо, а плохо;
Г) вовсе (не) громко;
Д) смотреть (не) дружелюбно.

3. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

 

А)

Б)

В)

Г)

Н... когда

Е

И

И

Е

Н...где

И

Е

И

И

Н...куда

И

Е

Е

И

Н...чуть

И

И

И

Е

Н... сколько

Е

Е

И

И

4. Какую букву нужно вставить?

 

А)

Б)

В)

Г)

Превосход...о

Н

Н

н

н

Мужестве... о

Нн

Нн

н

Нн

Вниматель…о

Нн

Н

н

Н

Интерес… о

Н

Н

Нн

Нн

5. Какую букву нужно вставить?

 

А)

Б)

В)

Г)

Свеж...

О

Е

О

О

Певуч...

Е

О

Е

Е

Угрожающ...

О

О

Е

Е

Ещ...

Е

О

Е

О

Такая работа помогает учащимся не только активно включаться в работу, самостоятельно отбирать и систематизировать материал, но и позволяет обеспечить процесс выполнения задания разного уровня.

На уроках литературы с целью развития интереса не только к произведению, но и к писателю и его творчеству я даю задание ребятам поискового характера — написать реферат о жизни и творчестве писателя. Учащиеся самостоятельно собирают необходимый материал, причем выполняют эту работу с большим интересом, зная, что их будут заслушивать на уроке. Тематика рефератов самая разнообразная: «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», «Игорь Северянин — певец русской природы», «Творческий путь А. П. Платонова», «М. Д. Зверев — писатель-натуралист», «Творчество С. Я. Маршака», «Произведения Ф. М. Достоевского», «М. А. Шолохов в портретах и иллюстрациях», «С. В. Михалков — лучший русский баснописец ХХ века», «Некрасов и художники-передвижники», «Иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова».

Один из самых сложных и важных вопросов в работе — это сочинения учащихся. Это тоже самостоятельная творческая работа. Нужно научить учащихся глубоко раскрывать тему, грамотно и логично излагать свои мысли, сформировать у учащихся интерес к чтению, развивать речь.

Для этого необходимо чаще организовывать беседы, доклады, диспуты, самостоятельный анализ текста, творческие работы, опирающиеся на личный опыт учащихся. Такие работы помогают овладеть навыками грамотной письменной речи, вызывают активное отношение к общественной жизни.

Составление кроссвордов по творчеству писателя — один из эффективных видов самостоятельной работы.

В начале каждой четверти я знакомлю ребят со списком авторов и их произведений, с которыми предстоит познакомиться ребятам. Предлагаю выбрать автора и составить кроссворд по его творчеству. На обобщающих уроках по творчеству писателей ребята разгадывают составленные кроссворды.

Такая работа помогает учащимся самостоятельно знакомиться с литературой, творчеством писателя, расширяет кругозор, способствует развитию логического мышления, развивает интерес к предмету и творчеству писателя.

Провожу уроки — презентации, подготовка к которым требует от учащихся творчества и самостоятельного поиска.

Так, провела уроки-презентации по следующим темам:

«...Безумная душа поэта
Ещё любить осуждена...»
(Любовная лирика Ф. Тютчева, А. Фета),
«Он искал в этих женщинах счастья»
(Любовная лирика С. Есенина)
«Моим стихам настанет свой черед...»
(По творчеству М. Цветаевой)

Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.

Главное для меня — это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить они состоятся как личности.

Использованная литература

1. Ясакова Л. В. Самостоятельная работа учащихся при закреплении материала на уроках русского языка. // Начальная школа. 2002. № 6.
2. Фогельсон И. А. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках литературы. — 1990 г.
3. Ишматьева Е. В. Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся. — // Начальная школа. 2003. № 6.

Категория: