IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Тема: «Береги честь с молоду»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Дель Н.А. Саумалкольская школа-гимназия № 2 Айыртауский район
Тема: «Береги честь с молоду» | Фото с сайта ruslania.com

8 класс

По роману В.Каверина «Два капитана»

Цели урока:

  1. совершенствование навыка анализа художественного произведения;
  2. развитие речи, творческих способностей учащихся, их эстетических вкусов;
  3. развитие читательской культуры;
  4. воспитание нравственных ценностей (честь, преданность, доброта)

Методические приемы: аналитическая беседа, слово учителя, создание ассоциативных рядов (схемы, рисунки), составление пятистиший, написание писем.

Оборудование: портрет В. Каверина, эпиграфы, рисунки — ассоциации.

Бороться и искать, Найти и не сдаваться.А. Теннисон

 

Береги честь смолодуПословица

 

 

Ход урока

 

I. Вступительное слово учителя о писателе

Каверин Вениамин Александрович (1902-1989), настоящая фамилия Зильбер, советский русскоязычный еврейский писатель. Родился 6 (19) апреля 1902 в Пскове в семье военного музыканта, капельмейстера полка. В 1912-1918 учился в Псковской гимназии. В 1919 приехал в Москву, окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В.И.Иванова, встречался с А.Белым, бывал на литературных вечерах с участием В.Я.Брюсова, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

В 1920, по совету Ю.Н.Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э.Мандельштама и В.Б.Шкловского оставил версификационные опыты. Обратившись к прозе, в 1920 представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ «Одиннадцатая аксиома» и был удостоен одной из премий.

Рассказ заинтересовал М.Горького, который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения. Самое известное произведение Каверина — роман «Два капитана» (1936-1944) — отмечен динамичностью сюжета, максималистски-четким противопоставлением характеров, неподдельным романтическим пафосом, ничего общего не имеющим с советской идеологической риторикой. Ставшая знаменитой формула «Бороться и искать, найти и не сдаваться» восходит к стиху А.Теннисона, ставшему девизом английского исследователя Антарктиды Р.Скотта.

На 2-м съезде писателей в 1954 Каверин выступил со смелой речью, призывая к свободе творчества, к справедливой оценке наследия Ю.Н.Тынянова и М.А.Булгакова. В 1956 — один из организаторов альманаха «Литературная Москва. В 1970 — е годы Каверин выступал в защиту А.И.Солженицына и других опальных литераторов.

II. Анализ романа «Два капитана»

1) Выявление жанрового своеобразия произведения.

(Роман — жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою — целых поколений).

2) Беседа о впечатлении от прочитанного произведения.

— Понравилось ли вам это произведение?
— Какие чувства появлялись у вас во время чтения романа?
— Какие проблемы поднимаются в произведении?
— О чем заставила вас задуматься эта книга?
— Как вы понимаете эпиграфы к сегодняшнему уроку?
— Определите тему и идею данного произведения.

2) Беседа с классом.

Очень часто в ваших ответах встречалось слово «честь». Как вы его понимаете? Какого человека мы можем назвать человеком чести? С кем или с чем ассоциируется у вас это понятие?

— Составление схемы-ассоциации к слову «честь»:

Честь

В словаре под редакцией Ожегова этому понятию дается такое объяснение:

Честь:

  • 1 — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.
    2 — хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
    3 — целомудрие, непорочность (женщина).
    4 — почет, уважение.

— Почему роман называется «Два капитана»?
— Назовите главных героев.
— Кто из героев вызывает у вас симпатию или антипатию? Почему?
— Вспомните эпизод, который вам больше запомнился?
— Современен ли этот роман? Кому бы вы рекомендовали прочитать это произведение?
— С какого события начинается роман? (С рассказа о том, что любимым занятием Григорьевых и тёти Даши было чтение писем).

Большое внимание в произведении уделяется переписке главных героев. В 18 веке очень популярным был эпистолярный жанр (в переводе с греческого — письмо, послание). Дома вы должны были написать письмо герою романа или автору.

3) Чтение написанных дома писем.

Письмо В.Каверину

 

Здравствуйте, уважаемый Вениамин Каверин.

Я прочитала ваш роман, и мне очень хочется поделиться с вами своими впечатлениями. Я люблю читать, но, честно говоря, таких больших по объёму книг я побаивалась. Мне казалось, что их читать очень скучно и долго. Благодаря вашей книге я изменила своё мнение о «толстых» книгах. Я прочитала роман быстро. Мне даже хотелось, чтобы он не заканчивался, потому что меня так захватили события, происходившие в нём. Вы поднимаете такие темы, которые не могут не волновать. Я так переживала за Саньку Григорьева и Катю Татаринову! Вообще-то, я и не сомневалась, что они будут вместе, так как только такие мужественные, целеустремлённые, честные люди смогут добиться своей цели. Да, в романе очень часто звучит слово «честь». Мне кажется, быть человеком «чести» — значит быть достойным уважения, иметь доброе имя. Таковы, конечно же, капитан Татаринов, учитель Кораблёв, доктор Иван Иванович, Санька Григорьев. А ещё меня взволновали те страницы, на которых я встретила предательство, подлость, трусость. Конечно, не я столкнулась с предательством, не меня бросили беспомощной в лесу, но мне казалось, что всё происходит и со мной тоже. Но зло должно наказываться не только в сказках, но и в реальной жизни. Но не хочется писать о плохом...

В вашей книге есть героиня, которая мне очень понравилась. Это Катя Татаринова, дочь капитана Татаринова. До войны все видели в ней беззащитное существо, нуждающееся в помощи. Потеря отца, разлука с любимым человеком наложили отпечаток на её характер. И я считаю, что в наше время не каждая женщина сможет перенести все трудности и невзгоды судьбы, пережить столько бед и не сломаться. Катя прошла через испытания с честью и достоинством, тем более что рядом с ней был другой отважный капитан — капитан Григорьев. Когда я читала книгу, то долго не могла понять, почему вы назвали её «Два капитана». Ведь капитан был один — Татаринов. И только дочитав до конца, я поняла, что второй капитан — это тот самый Санька Григорьев. Да, их имена можно поставить рядом, они достойны уважения. На смену одному капитану пришёл другой, девизом которого всю жизнь были слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Уважаемый Вениамин Каверин! Ваша книга будет всегда современной и интересной. Ведь всегда были и есть добро и зло, герои и предатели, честные и подлые люди. Вы научили меня чуть лучше разбираться в людях. И я бы очень хотела, чтобы вашу книгу прочитали все!

С уважением, ученица 8«А» класса Абажанова Галия

4) Составление пятистиший-выводов.

Кто?                    Санька Григорьев
Какой?                  Смелый, честный, настойчивый 
Что он делает?          Добивается цели. 
Вывод, девиз жизни      Бороться и искать, найти и не сдаваться. 
Синоним                 Санька — человек слова, дела и чести.

6) Защита рисунков-ассоциаций.

7) Викторина по роману В. Каверина «Два капитана». (Викторина составлена учащимися)

1. Какие слова первыми произнес главный герой? (Кура, седло, ящик, вьюга, пьют, Абрам)

2. Какой город оставил у Саньки самые теплые воспоминания? (г. Энск)

3. Как прозвали тетушек из Энска? (Оглашенные)

4. Как называлась шхуна, на которой отправилась экспедиция капитана Татаринова? («Святая Мария»)

5. Кто изображал Евгения Онегина в спектакле «Суд над Евгением Онегиным»? (Гришка Фабер)

6. Кого встретил Санька Григорьев в зоосаде, когда пришел посмотреть на Валькиных грызунов? (Гаер Кулий)

7. Какое открытие сделал капитан Татаринов? (Открыл Северную Землю)

III. Заключение

Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Р. Киплинга «Заповедь». В нем выражена главная идея сегодняшнего урока. Пусть это стихотворение станет и вашей заповедью.

  • Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам себе наперекор вселенной, А маловерным отпусти их грех. Пробьет твой час. Ты жди, не уставая. Пусть лгут лжецы. Не снисходи до них. Умей прощать, но не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей молчать, не став рабом мечтаний, И мыслить, мысли не обожествив. Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив. Умей молчать, когда твое же слово Калечит плут, чтоб обмануть глупцов. Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен воссоздать с основ. Умей поставить в радостной надежде На карту все, что нажито с трудом. Все проиграть! И нищим стать как прежде И никогда не пожалеть о том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей душе Уже давно все пусто, все сгорело, И только воля говорит: «Иди!» Останься прост, беседуя с царями. Останься честен, говоря с толпой. Будь смел и прям с врагами и друзьями. Пусть все в твой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, — Тогда весь мир ты примешь во владенье. Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

IV. Подведение итогов.

Источник: СК ИПК ППК

Категория: