Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: «Части речи. Закрепление»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Аязбаева Галия Сапаровна учитель начальных классов второй квалификационной категории высшего уровня КГУ «Кызыласкерская средняя школа им. В. М. Скачкова» с. Кызыласкер Мамлютского района СКО

Аязбаева Г.С.

Цели:

  1. Обобщить знания о частях речи, закрепить умения распознавать грамматические признаки каждой части речи;
  2. Вырабатывать орфографическую зоркость, совершенствовать каллиграфическое письмо; обогащать словарный запас учащихся;
  3. Воспитывать ответственное отношение к учебе, к товарищам.

Оборудование: Телевизор, письмо телезрителей.

Ход урока

Организационный момент.

Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых.

Каллиграфическая минутка

— Мы должны поупражняться в безотрывном, ускоренном письме, а так- же объяснить смысл непонятных слов: флора, фауна, фиалки, филин.

Флора — растительный мир. В древнеримской мифологии — богиня цветов, юности.

Фауна — животный мир. В древнеримской мифологии — покровительница стад.

Словарная работа. Запоминание слов по теме «Цветы»

Загадки.

Он выходит жарким летом, в белый пуховик одетым.
Но подует ветер — вмиг, облетает пуховик.
(Одуванчик.)

На проталине лесной огонёк горит весной.
Огонёк несмелый, как снежинка, белый.
(Подснежник)

Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки.
Нам он как хороший друг, лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)

Запоминание новых слов и краткие сведения о происхождении названия

Роза цветок, которому в древности поэты Персии — «Гюлистана» посвящали стихи и слагали песни. В Индии, Греции, Египте роза стала цветком любви, радости и красоты. В Древнем Риме розу почитали как символ высокой нравственности.

Георгины родом из Центральной Америки. 4 вида дикорастущих георгинов стали основой для выведения сотен сортов этих нарядных цветов, носящих имя выдающегося петербургского ботаника и географа И. Георги.

Гладиолус в переводе с латинского означает «меч». Легенда гласит, что двум воинам-фракийцам, которые попали в плен и стали гладиаторами, однажды пришлось сразиться друг с другом. Победителю схватки римский император обещал свободу и возвращение на родину. Однако отважные воины отказались убивать друг друга и воткнули свои мечи в землю. Позже на могилах друзей выросли прекрасные цветы — гладиолусы, узкие жесткие листья которых напоминают мечи.

Запись слов: одуванчик, подорожник, подснежник, роза, георгина, гладиолусы.

Сообщение вида урока. Урок-программа «Что? Где? Когда?»

Эпиграф нашей передачи: «Знатоки всё умеют, всё знают и всё правильно выполняют».

К нам в класс пришли несколько писем с вопросами, а мы, Знатоки, постараемся на них ответить.

— Какая большая страна есть в русском языке? (Морфология.)

— А какие самостоятельные города в ней есть? (Существительное, прилагательное, глагол.)

— Итак, тема телепередачи: «Части речи».

— Какие цели вы вставите перед собой?

— Быть сообразительными, внимательными, правильно строить речь, быть взаимовежливыми, постараться запомнить всё новое.

Физминутка

Игра с телезрителями

1 Телезрительница г. Алматы студентка филологического факультета Евразийского университета Муканова Асель просит вас

Закончить фразы:

— Трактор водит — …. (тракторист).
— Электричку водит — …(машинист).
— Стены выкрасил — …(маляр).
— Доску выстрогал — …(столяр).
— В жаркой кузнице — …(кузнец).
— Кто всё знает — …(молодец).
— Как сказать одним словом? (Профессия).
— К какой части речи они относится? (К имени существительному.)

Морфологический разбор любого существительного (в тетрадях).

— Что для вас быть хорошим человеком?

— Это значит быть добрым, отзывчивыми, скромными, трудолюбивыми людьми.

Чтение и запись пословицы: «О хороших людях говорят хорошее — Жасыа сз ереді».

— Ребята, те слова, которые характеризуют хорошего человека, к какой части речи вы отнесете к именам прилагательным.

— На какие вопросы они отвечают. (Какой? Какая? Какое? Какие?, на казахском языке — андай?)

2. Другая телезрительница, учитель русского языка Фельбуш О. С. Предлагает вам текст, в котором не хватает определенных слов.

Чтение и вставка подходящих по смыслу прилагательных.

Пришла… пора прощания. … птицы потянулись в… края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в… кучу и затихли. Вожак медленно расправил… крылья и резко поднялся в… воздух. Табун взлетел за вожаком. … гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались… гуси. Молодёжь находилась в конце… стаи.

Запись словосочетаний прилагательное + существительное. (перелётные птицы)
Устно определить род и число.

3. Телезритель Марочкин Никита, ученик 6 класса СШ № 3 спрашивает: «Умеете ли вы составлять из данных слов предложения».

Горы, слева, изрезанные, громоздились, ущельями.
Решительно, вправо, ребята, повернули.
Они, высоко, очутились, над, моря, берегом.

Устно: морфологический разбор прилагательного (изрезанные)

4. Семья Шаучюнас из г. Астаны просит сформулировать обратные действия.

— Вова не любит мыть руки. (Я люблю мыть руки).

— Катя не боится собак. (Я боюсь собак).

— Диана не любит уроки физкультуры. (Я люблю уроки физкультуры.)

— Рома не умеет решать задачи. (Я умею решать задачи)

б) — Какой частью речи являются слова, обозначающие действия? (Глагол.)

— Назовите произнесенные вами глаголы.

— Написать глаголы: любит, боится, люблю, умеет, решать, отказывается.

— В каком числе употребляются эти глаголы? (Ед.ч.)

5. Внимание! Это задание вам, знатоки, от меня.

— Он — и Земля, и планета, он — Родина. Он — и городской, и сельский. Он — и юрта, он — и школа. О чем идет речь? (О доме, в котором мы живем.)

Пожелания вашему дому.

Руки над головой, пальцы соединены — это крыша идеального дома.

Руки скрещены на груди — много света в доме. Глаза вверх — мир дому. Глаза вниз — покой дому. Глаза вправо — добро дому. Глаза влево — любовь дому. Глаза прямо — свет дому.

Итог урока

— Достигли ли мы поставленных целей? Что нового узнали? Кем вы сегодня были? (Знатоками.)

Домашнее задание

Категория: