Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок для учащихся старших классов «Образ Я»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Марцинкевич Татьяна Валерьевна, психолог, КГУ «Ильичевская средняя школа, СКО, Тайыншинский район, с. Ильич

Марцинкевич Татьяна Валерьевна

Цель: Расширить представление о личностных качествах человека. Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам в процессе познания своего «Я».

Ход урока:

Тренинг: «Знакомство»

Учащиеся становятся в круг, называют свое имя, дату рождения и свое личностное качество. После этого все хором произносят: «Ах, какой ты молодец!» Каждому ученику раздаются, заранее изготовленные листья с определенного дерева с датой рождения.

Психолог проводит беседу о личности

Понятие «личность» (по латыни — персона) идет от глубокой древности. Этим словом сначала называли маску, которую надевал актер во время представления, затем самого актера, играющего определенную роль. Употребляя этот термин в настоящее время, мы обычно имеем в виду данного конкретного человека и вместе с тем подчеркиваем его социальную сущность, те черты и качества, которые сформировались в ходе его жизни деятельности в человеческом обществе.

Личность — это человек, активно познающий не только окружающий, но и свой внутренний мир; он имеет более или менее объективное представление о самом себе («образ Я»), о своих достоинствах и недостатках, индивидуальных особенностях. Для такого человека характерны наличие жизненной перспективы, нравственных идеалов, которые воплощают в себе отдаленную цель стремлений. Особо необходимо сказать о личностных качествах как личностном образовании их роли в процессе формирования личности.

Представим себе современную личность руководителя большого коллектива, крупного инженера, ученого, менеджера и т. д.

Характер каждого такого человека своеобразен. Один вспыльчив и импульсивен, другой сдержан и невозмутим; один решителен и может мгновенно принять любое решение, другой всесторонне взвешивает каждый возможный вариант.

Разные люди, с разным отношением к себе и окружающим. Но они добились своей цели, благодаря своим способностям и личностным качествам.

Не каждый человек, обладающий теми или иными сильными личностными качествами, может справиться со своими эмоциями. В нашей жизни часто бывают такие ситуации, когда нужна чья-то помощь и поддержка. Вы не замечали, что когда у человека возникают проблемы, приходит мысль прогуляться в лесу или в парке. Иногда человек замечает, что прикоснувшись к определенному дереву он полон новых сил и идей, как будто получил заряд положительной энергии. А на самом деле судьба конкретного дерева всегда тесно связана с тем или иным человеком. Просто люди часто не замечают этого и проходят мимо «своих» деревьев, не обращая на них никакого внимания.
А ведь такое дерево любит человека, всегда встречает его с радостью, подпитывает его энергией и помогает во всем.

Тренинг: «Звуки природы»

Учащиеся сидят, закрыв глаза, звучит спокойная мелодия. Сквозь звуки мелодии слышен шорох листвы, пение птиц.

Учащиеся должны представить себе свое дерево, мысленно прислониться к нему и почувствовать прилив сил. Медленно открыть глаза, зарядившись энергией от своего дерева.

Психолог предлагает учащимся нарисовать свое дерево, а на листьях написать те качества, которыми они обладают.

После того, как работа будет завершена, психолог знакомит учащихся с таблицей, где каждому определенному дереву соответствуют качества, характеризующие человека.

Яблоня

23.12. – 01.01.

25.06. – 04.07.

Желанный, привлекательный, верный, бескорыстный, но необязательный человек.

Пихта

02.01. – 11.01.

05.07. – 25.07.

Гордый,  серьезный, уверенный, решительный человек.

Вяз

12.01. – 24.01.

05.07. – 04.08.

Искренний, не честолюбивый, сильно переживающий разочарования человек.

Кипарис

25.01. – 03.02.

26.07. – 04.08.

Открытый, сильный, счастливый, общительный человек.

Тополь

04.02. – 08.02.

05.08. – 13.08.

Смелый, гордый, принципиальный, уверенный человек.

Картас Южный

09.02. – 18.02.

14.08. – 23.08.

Гордый, прямолинейный оптимист, уверенный, решительный человек.

Сосна

19.02. – 29.02.

24.08. – 02.09.

Стремительный, целеустремленный, решительный человек.

Ива

01.03. -10.03.

03.09. – 12.09.

Скромный, неуверенный, не всегда решительный, красивый человек.

 

Липа

11.03. – 20.03.

13.09. – 22.09.

Общительный, очаровательный, уверенный человек.

Дуб

21.03.

Могучий, солидный, независимый, неуступчивый человек.

Олива

23.09.

Терпеливый, отзывчивый, уважаемый человек.

Лесной орех

22.03. – 31.03.

24.09. – 03.10.

Незаметный, непредсказуемый, умный, искусный как в добрых делах, так и в злых делах человек.

Рябина

01.04. – 10.04.

04.10. – 13.10.

Умный, предусмотрительный, дружелюбный человек.

Клен

11.04. – 20.04.

14.10. – 13.10.

 

Творческий, самостоятельный, общительный человек.

Грецкий орех

21.04. – 30.04.

24.10. – 02.11.

Верный, щедрый, эгоистичен, враждебный человек.

Жасмин

01.05. – 14.05.

03.11. – 11.11.

Корректный, невозмутимый, независимый человек.

Каштан

15.05. – 24.05.

12.11. – 21.11.

Красивый, сильный, мечтательный, уверенный человек.

Ясень

25.05. – 03.06.

22.11. – 01.12.

Сильный, красивый, удачливый, но капризный, эгоистичный человек.

Граб

04.06. – 11.12.

02.12. -11.12.

Ответственный, привлекательный, удачливый, дружелюбный человек.

Смаковница

14.06. – 23.06.

12.12. – 20.12.

Впечатлительный, немного нервный, уступчивый человек.

Береза

14.06.

 

Деликатный, скромный, интеллигентный  человек.

Бук

21.12. – 22.12.

 

Успешный, деятельный, открытый человек.

(Таблицу разместить на 1 страницу).

Нашли «свое» дерево? Если да, то отыскать или посадить его и немного поухаживать за ним, а уж оно за заботу наполнит вас силой, мудростью и здоровьем.

В конце урока проводится игра: «Пожелания».

Учащиеся становятся в круг. Каждый ученик, прикоснувшись рукой к соседу, высказывает ему свои пожелания.

Использованная литература:

1.Чудновский В. Э. «Педагогика и психология» - 1986.

Категория: